Этот камень, не самый большой и, возможно, не самый красивый, отличается самой запутанной историей. Ее принято начинать, хотя и без достаточных оснований, с бургундского герцога Карла Смелого, бросавшегося со своими армиями в разные уголки Европы в тщетной попытке создать для себя королевство. Но как-то все не складывалось: в последний момент престол уходил к более удачливому претенденту. Война шла за войной, и герцогство постепенно беднело. По правде сказать, Карл разорял страну и другими сумасбродствами. Одним из них была страсть к драгоценным камням. Не последнее место в его сокровищнице занимали алмазы, которые он через посредников приобретал у персидских купцов.
https://www.yourguide.biz/excursions/France/Paris/audiogid:__luvr(37)/brilliant_sansi(332) Страсть к дорогим самоцветам можно считать фамильной чертой бургундских герцогов. Один из предков Карла в 1412 г. владел очень крупным камнем плитчатой формы размером «четыре ромба на четыре». Известно, что в 1475 (или 1476) году Карл дал поручение фландрскому дворянину Людвигу ван Беркену огранить три недавно приобретенных алмаза. Один из этих бриллиантов был впоследствии отправлен в подарок папе Сиксту IV, другой — французскому королю Людовику XI. Третий бриллиант Карл оставил при себе. Он-то будто бы и был тем самым камнем, который впоследствии стали называть «Санси».
В результате обработки лимонно-желтый камень получил двойную форму груши с 32 гранями («двойная бриллиантовая розетта») и стал весить 55 каратов. Огранка обошлась герцогу в 3 тысячи золотых гульденов, а Беркен с тех пор стал признанным огранщиком. «Санси» считают самым первым ограненным в Европе бриллиантом. Хотя... специалисты считают, что манера огранки у «Санси» скорее напоминает индийскую: тамошние ювелиры более экономно обращались с исходным материалом.
А теперь мы окунаемся в море легенд, на которые было щедро позднее Средневековье. Среди воинственных титулованных особ всякого ранга, которыми изобиловала тогда разделенная перегородками частых границ Европа, распространилось поверье: в битве двух приблизительно равных соперников победит тот, кто владеет более крупным и более дорогим алмазом. И вот сиятельные особы торопились запастись сокровищем подороже.. Понятно, что бургундскому забияке отставать от моды нисколько не хотелось. На каждую серьезную битву он носил с собой бриллианты.
К сожалению, досужие рассказчики наших дней понимают это буквально. И вот появляются в печати разные бредни: Карл Смелый выезжал в стальном шлеме, в который был вставлен голубой карбункул! Карл, конечно, в какой-то степени был безумцем, но не дураком. Никогда этот расчетливый правитель не украсил бы боевой одежды алмазом, оцененным чуть не в половину его державы. Вот перстень с бриллиантами он в битвах, случалось, носил.
Да и для чего было выставлять дорогой алмаз напоказ? Подобную глупость оправдывают будто бы тем обстоятельством, что блеск бриллиантовой грани ослеплял противника и тем самым на какие-то мгновения, которые могли оказаться решающими, обезоруживал его. Карл Смелый, конечно, носил с собой алмазы, но прятал их в кошельке, прикрепленном на поясе, под доспехами. Кстати, и это было не самое надежное укрытие. Спасаясь бегством после очередного поражения — это было то ли под Мора, то ли при Грансоне (1476), —Карл потерял весь свой багаж, в том числе и заветный кошелек, где хранились три дорогих бриллианта, и среди них «Флорентинец», к истории которого мы еще вернемся. Молва почему-то связывает эту потерю с битвой при Нанси (1477), в которой и закончился жизненный путь герцога Бургундского. И бриллиант размером с голубиное яйцо должен был украшать шлем полководца. После сражения, как водится, поле битвы наводнили мародеры. Одному из них будто бы посчастливилось: он выковырял из герцогского шлема злосчастный бриллиант.
Впрочем, «посчастливилось» не то слово. Солдат-грабитель, рассказывают, принял искусно ограненный камень за обычную стекляшку! А потому без особой жалости продал ее всего за один флорин первому попавшемуся фельдкурату. Армейский священник тоже, видимо, не был специалистом по драгоценностям и в свою очередь поспешил отделаться от блестящей «стекляшки», но выручил за нее уже три флорина. Так, меняя владельцев (все больше — из числа около армейских стервятников), бриллиант добрался-таки до знающего человека, который совсем не за дешево «уступил» сокровище португальскому королю Антониу. Когда в 1489 г. Дон Антониу бежал во Францию, в списке его вещей фигурировал крупный алмаз бриллиантовой огранки. Король-изгнанник, сильно нуждаясь в деньгах, продал его за 40 тысяч туркских франков. Очень многие историки алмазных украшений готовы именно этот камень связывать с бриллиантом «Санси». В Большой французской энциклопедии конца XIX в. прямо указывается, что примерно через сто лет именно этот камень купил за 100 тысяч ливров Никола Арлей де Санси.
Некоторые авторы, правда, утверждают, что бриллиант еще почти целый век находился на португальской земле. Его будто бы купил в 1495 г. король Мануэл Счастливый, и камень оставался во владении королевского рода Авишей вплоть до присоединения страны к Испании (1580), но последняя дата входит в противоречие с очевидным фактом появления камня в Стамбуле.
Иногда предысторию «Санси» пытаются проследить еще дальше в глубь веков. В одной из недавно изданных популярных книжек она прослеживается, например, до середины XI в., когда алмаз будто бы был найден в Индии и принадлежал великому царю Раджендре из тамильской династии Чола. К сожалению, никоим образом нельзя подтвердить родство камня Раджендры с «Санси».
А тот бриллиант, который в течение более четырех веков называют «Санси», вынырнул из неизвестности в 1570 г. Назван он именем Никола Арлея, сеньора де Санси (1546— 1629), французского дипломата, военачальника и политического деятеля. С юных лет Никола отличался любовью к собирательству драгоценных камней; будучи в 1570 г. с посольством в Константинополе, он приобрел искусно ограненный бриллиант замечательной красоты. Продавец утверждал, что камень доставлен прямо из Индии.
Вернувшись на родину, Арлей с головой окунулся в бурные события, сотрясавшие в те годы Францию. Протестант по рождению, он в 1572 г. переходит в католичество и становится близким помощником короля Генриха III. Король для охраны порядка в те беспокойные времена содержал целый Корпус наемников. Их командиру Генрих задолжал огромную сумму — 8 миллионов ливров. Денег в королевской казне не было, и монарху пришлось в обеспечение долга отдать все драгоценности короны. Но и этого оказалось мало. Король охотился буквально за каждым ценным камнем. Главным специалистом по добыванию денег и был Арлей де Санси. Не раз он закладывал свой знаменитый бриллиант, но через короткое время всегда его выкупал. В этот неприятный для монархии момент он предложил Генриху часть собственных драгоценностей, в том числе бриллиант весом 37 — 38 каратов, ставший известным как «Малый Санси». Король обещал, заплатить позже, но вскоре рассчитался с Санси истинно по-королевски: он назначил услужливого приятеля командиром 12-тысячного корпуса швейцарских наемников. В том же 1589 г. Генрих III был убит монахом-доминиканцем Фриаром.
В историю взаимоотношений короля и преданного ему придворного вторгается красивая легенда, непосредственно связанная с бриллиантом «Санси». В 1588г. Король будто бы отправил Никола Арлея в Швейцарию набирать очередную партию наемников. Расплачиваться с ними придворный вербовщик должен был за счет продажи собственных драгоценностей. Неожиданно Генриху понадобились деньги. Банкиры соглашались дать заем только под надежный залог. Король сразу же подумал о «Санси». Гонец привез Арлею просьбу о присылке сокровища. Такая просьба, должно быть, казалась странной, ведь гонцу надо было пересечь раздираемую войной страну. Но королям, даже просящим, не принято отказывать.
И вот Никола Арлей посылает из Золотурна с роковым сокровищем верного слугу. Почему-то одного, хотя, вероятно, мог приставить к нему отряд уже завербованных швейцарцев. По пути, в одном из лесистых ущелий Юры, на слугу, как водится во всяких легендах, напали разбойники. Бесконечно преданный своему господину и верный слову простолюдин, имя которого не сохранилось, решил ценой жизни спасти бриллиант и, прежде чем разбойники успели что-либо заметить, проглотил сокровище! Ну, видимо, при известной сноровке можно проглотить кусок самого твердого в природе минерала размером почти с полкоробка спичек (25,7 х 20,6 х 14 мм). Слуга, разумеется, был убежден в неизбежности собственной смерти. Но как мог он надеяться, что высокородный хозяин отыщет в глухом Дольском лесу его могилу (если, конечно, лихие люди сподобятся вырыть ее)? На этот вопрос трудно ответить. А. Санси, не получив известия о прибытии слуги к королевскому двору, спешно отправился по его следу. Каким-то чудом Арлею удалось найти могилу верного слуги. Мало того — он нашел и сговорчивого доктора, согласившегося помогать в эксгумации трупа (что в те времена преследовалось церковью)и последующем вскрытии. Бриллиант, разумеется, был обнаружен, иначе бы не родилась легенда.
Правда, выясняется, что в 1588 г. Генрих Гиз не посылал Арлея де Санси в Швейцарию. Произошло это на год позже, перед самым убийством короля.. В другом варианте легенды рассказывается, что король, обратился к Арлею из Солёра, где он оказался в плену у своих врагов, Часто эпизод с гибелью слуги связывают с правлением следующего короля — Генриха IV Наваррского. Но в этом случае поступок ловкого придворного объяснить гораздо труднее: в то время он еще не был связан тесными отношениями с новым монархом.
Впрочем, именно в начале царствования короля-перекрещенца происходит и окончательный переход Арлея в католичество. Сделано это было настолько откровенно и бесстыдно, что вызвало возмущение в придворной среде и было отражено в едкой эпиграмме «Вера Санси», принадлежащей перу известнейшего французского писателя-гуманиста Теодора Агриппы д'Обинье. Сам Арлей тем временем уговорил несколько сотен швейцарцев служить новому французскому королю совершенно бесплатно, за что Генрих IV назначил оборотистого придворного суперинтендантом финансов. Потом Санси отправили посланником в Англию, и, наконец, он вернулся ко двору в должности генерального полковника швейцарских наемников.
В 1605 г. Санси вышел в отставку, но за год до этого с помощью брата, мсье де Монгла, сменившего Никола на посту посла Франции при лондонском дворе, Арлей продал хорошо послуживший ему камень новому английскому королю Якову за 60 тысяч золотых экю.
После Якова бриллиант унаследовал Карл I, женатый на французской принцессе, дочери Генриха IV. Когда разразилась Английская революция, королева Генриетта-Мария бежала в Голландию, прихватив с собой немало драгоценностей короны, в том числе и «Санси». Позднее, уже после казни мужа, перебравшись на родину, во Францию, вдовая королева стала постепенно распродавать бриллианты. «Санси» попал к большому любителю сверкающих минералов кардиналу Мазарини. Согласно другой версии, Генриетта-Мария продала камень герцогу д'Эпернону, а уже от того «Санси» в 1657 г. попал к Мазарини. Фактический правитель королевства выложил за понравившуюся ему диковину 360 (или даже 460) тысяч ливров (правда, не за один «Санси», а еще и за «приложенный» к нему другой замечательный бриллиант — «Зеркало Португалии»).
Оба купленных бриллианта стали подлинным украшением кардинальской коллекции из 18 камней, которую так и называли «Бриллианты Мазарини». В 1661 г. всесильный кардинал умер, и его собрание отошло к королю Людовику XIV, словно унаследовавшему от своего воспитателя страсть к самоцветам. «Санси» долгие годы украшал шляпную заколку «Короля-Солнца»...
Существует еще одна версия перехода бриллианта в собственность французского короля. В ней утверждается, что Генриетта-Мария передала «Санси» английскому вельможе Соммерсету, графу Вустеру, и тот после реставрации Стюартов вернул бриллиант в сокровищницу Карла II, сына казненного короля. В 1685 г. Король Карл умер, а его наследник Яков II просто-напросто присвоил себе «Санси ». И когда войска Якова были разбиты в Бойнской битве и он вынужден был покинуть берега Британии, с собой в изгнание неудачливый монарх прихватил «Санси».Людовик всегда проявлял себя в отношениях с Карлом приветливым, заботливым и щедрым хозяином. Конечно, не из монаршей солидарности и не из фанатичного человеколюбия: Якова и его наследника он не раз пытался использовать в борьбе с извечным противником — Британией. То ли испытывая острую нужду в деньгах, большая часть которых шла на организацию заговоров и мятежей, с помощью которых Стюарты хотели вернуть себе престол, то ли желая как-то отблагодарить Людовика за гостеприимство, миропомазанный изгнанник решил продать «Санси» французскому монарху за 45 тысяч фунтов стерлингов.
Так или иначе, знаменитый бриллиант остался при Версальском королевском дворе. Согласно инвентарию 1691 г., вес камня составлял 53,75 карата. Этот вес и явился главным критерием отличия подлинного «Санси». После смерти «Короля-Солнца» им владел сначала Людовик XV, потом Людовик XVI. Впрочем, собственность короля на этот бриллиант часто бывала номинальной. Скажем, когда в 1725 г. Людовик XV женился на полячке Марии Лещинской, королева забрала коронные драгоценности себе и появлялась на балах и торжественных приемах с «Регентом» в волосах и «Санси» в виде подвески.
После революции «Санси» вместе с другими драгоценными камнями хранился в Гард-Мёбл и был похищен оттуда в сентябре 1792 г. В отличие от большинства украденных камней «Санси» так и не нашли ни в годы революционной диктатуры, ни при Директории, ни при Наполеоне. Впрочем... Во время наполеоновского нашествия в Испанию один из высоких французских чиновников под залог горсти бриллиантов взял в Мадриде у маркизы Иранды миллион франков, использованных для снабжения наполеоновских армий. Впоследствии заложенные камни были выкуплены — все, кроме одного. Судя по его весу (54 карата), этим бриллиантом вполне мог быть «Санси», ставший, таким образом, собственностью испанских Бурбонов. Историки отмечают, что вес камня маркизы составлял точно 53,75 карата.
Потом камень снова проваливается в «черную дыру истории» и появляется на свет уже в Париже в 1828 г. Там он был продан одному из представителей семьи богатейших русских промышленников Демидовых. Но какому? На этот счет существуют две версии.
Согласно первой версии, распространенной преимущественно в нашей стране, королевскую регалию купил в подарок своей невесте Авроре Шерваль тридцатилетний Павел Демидов.
Аврора Карловна была принята при дворе и часто веселилась на придворных маскарадах. Изящество и простота ее туалетов вошли в поговорку, однако «простота» эта была относительной. Историк рода Демидовых В. В. Огарков в конце XIX в. напоминал, что из украшений красавица носила обыкновенно на шее во время придворных раутов единственный бриллиант на тонкой золотой цепочке. Это и был знаменитый демидовский солитер, принадлежавший когда-то французской короне и купленный Павлом Николаевичем за миллион рублей ассигнациями. История свадебного подарка попала и в известный роман писателя Е. Федорова «Каменный пояс».
Вообще- то Павел Николаевич, в отличие от отца и брата, не любил бесцельных трат. Его жизнь достойна хотя бы очень краткого рассказа. Владелец богатейших сибирских чугуноплавильных заводов, егермейстер двора его величества и почётный член Петербургской академии наук, П. Демидов был более сдержан в денежных тратах, чем младший брат Анатолий. Получив образование во Франции, Павел почти полтора десятка лет (1812- 1826) прослужил в армии (между прочим, храбро сражался при Бородино), а в 1831 г. был назначен курским гражданским губернатором. На этом посту он отличился, прежде всего во время эпидемии холеры (1831) строительством четырех больниц в своей губернии.
В истории русской науки Павел Николаевич известен как основатель именных Демидовских премий. С 1832 г. Петербургская академия наук ежегодно присуждала из демидовского капитала большие (5 тысяч рублей) и малые (2,5 тысячи рублей) награды за выдающиеся достижения. После смерти Павла Демидова (1840) четверть века Академии наук выделялись на эти цели по 25 тысяч рублей ежегодно. Кроме того, П. Демидов учредил в Санкт-Петербурге детскую больницу и на ее содержание выделял особый капитал. Он регулярно перечислял крупные пожертвования Комитету инвалидов, Обществу садоводства, в приют для бедных и т. п. Словом, покупка французского бриллианта была уникальной среди трат российского богача. На портрете, написанном в последние годы жизни Павла, мы видим полное добродушное лицо, чем-то напоминающее Пьера Безухова; взгляд близоруких глаз скрыт очками, окладистая короткая борода аккуратно подстрижена. Не создается впечатление, что такой человек расположен к экстравагантным поступкам. Не то, что Анатолий Николаевич, романтический красавец с пышной шевелюрой, большими глазами, короткими усиками. В лице его есть что-то от М. Ю. Лермонтова...
После смерти супруга Аврора Карловна вышла замуж за А. Н. Карамзина, сына знаменитого писателя, автора «Истории государства Российского». Новый муж был моложе ее то ли на год, то ли на шесть лет (точных данных о времени рождения А. К. Шерваль нет); он был убит в 1854 г. в Валахии совсем молодым. А. К. Карамзина скончалась в 1902 г., и бриллиант, подаренный ей первым мужем, находился все время у нее. Так, по крайней мере, сообщает М. И. Пыляев во 2-м издании своей книги о драгоценных камнях (1896), и нет оснований ему не верить. Два десятилетия спустя в «Новом энциклопедическом словаре» Пыляев снова утверждает, что демидовский бриллиант находится в семействе Карамзиных. Судьба этого солитера после 1917 г. неизвестна.
Но в европейских и американских справочниках однозначно указывается, что бриллиант «Санси» купил князь Демидов. В России Демидовы князьями не были. Единственным представителем рода, кто на рубеже 1820— 1830-х годов имел княжеский титул, был Анатолий. Он унаследовал титул от своего отца Николая Никитича, тайного советника и камергера, которому тем не менее на родине титулов не дали, хотя он очень хорошо послужил России, Еще в концеXVIII в., будучи адъютантом Г, Потемкина, он на свои деньги построил фрегат для Черноморского флота; в «грозу Двенадцатого года» выставил на свои средства целый полк ополченцев («Демидовский»)о года» выставил на свои средства целый полк ополченцев («Демидовский»); построил дом для сиротского института в Гатчине и четыре чугунных моста в столице; подарил свое богатейшее собрание рукописей Московскому университету, а в 1824 г. пожертвовал 50 тысяч рублей петербургским беднякам, пострадавшим от разрушительного наводнения. Впрочем, до почестей на родине Н. Н. Демидову дела было мало: с 1813 г. он постоянно жил во Флоренции, формально занимая должность русского посланника. Однако жизнь он вел далеко не дипломатическую: скупал дома, имения, собирал старинную живопись, скульптуры и бронзу.
Младший сын вырос под стать отцу, был щедр на крупные пожертвования и легко приступал к большим начинаниям. Он устраивал в Санкт-Петербурге дома призрения, жертвовал на детскую больницу и научные премии; основал шелковую фабрику во Флоренции; в 1853 г. направил несколько тысяч рублей на украшение Демидовского лицея в Ярославле и передал в учебную библиотеку все свои сочинения, а также много французских книг. Для огромного художественного собрания отца построил шикарное здание на Васильевском острове Северной столицы. Известен был Анатолий Демидов и как щедрый покровитель отечественных художников. Так, знаменитая картина Брюллова «Последний день Помпеи» написана по заказу А. Н. Демидова.
Заинтересованный в развитии горного дела на родине, он снарядил на свои средства крупную экспедицию для изучения юга России и Крыма. В ней участвовали знаменитые западноевропейские ученые и несколько художников, призванных запечатлеть виды таврических и новороссийских земель. Описание этого путешествия вышло в Париже в шикарном 4-томном издании, снабженном 78 гравюрами и рисунками. Вскоре это французское издание было переведено не только на русский, но и на основные европейские языки. Участие в составлении описания этого путешествия было не единственным литературным трудом А. Демидова. В 1839 г. он издал альбом гравюр французского художника М. Дюрана, разъезжавшего по России также на демидовские деньги: «Живописное и археологическое путешествие по России», а еще Анатолий пописывал статьи в популярную парижскую «Журналь де Деба»; потом выпустил книги о своих путешествиях по Крыму, Каталонии и Андалусии.
Такого человека, испытывавшего большой интерес к прошлому, легко мог привлечь старинный камень. Тем более что Анатолий, как и его отец, мог мгновенно подвергнуться коллекционерской страсти. В.В. Огарков приводит свидетельства современников, что за монету времен Дария или обломок горшка эпохи Навуходоносора А. Демидов мог заплатить многие тысячи рублей.
Цена бриллианта не могла стать серьезным препятствием для молодого магната. Его ежегодный доход превышал два миллиона рублей — сумму, в те времена вообразимую с большим трудом. Похоже, иногда он просто не знал, что делать с деньгами. Как-то А. Демидову вздумалось подарить Николаю I царское место в Исаакиевском соборе. Оно было сделано из бронзы и золота, а инкрустировано малахитом и ляпис-лазурью. Аляповатое сооружение обошлось автору идеи в сотни тысяч рублей. Царь рассеянно посмотрел на подарок и хмыкнул сквозь зубы: «С чего это он взял, что я встану в эту клетку?» Непристроенная «клетка» долго стояла среди всякого хлама в Таврическом дворце, пока ее не пристроили в собор Александро-Невской лавры.
Впрочем, отношение русского царя мало беспокоило наследника огромных демидовских богатств. Он редко наезжал в Россию. Основным его местопребыванием были Флоренция и Париж. Сказочное богатство открыло Демидову доступ в высшее парижское общество. Деньги проторили наследнику русских промышленников дорогу в аристократические особняки Сен-Жерменского предместья. Он был завсегдатаем самых роскошных салонов времен Июльской монархии. В одном из них Анатолий встретил избранницу своего сердца — Матильду-Летицию-Вильгельмину Бонапарт, дочь вестфальского короля Жерома Бонапарта и племянницу Наполеона.
Известно, что А. Демидов обожал платиновые самородки. В его коллекции было немало великолепных образцов, в том числе чрезвычайно редкий самородок весом в 9828 г, стоивший огромных денег. Значит, моральных колебаний перед уплатой большой суммы за камень не должно было быть. Особенно когда есть перспектива подарить его любимой жене, французской принцессе.
А пока в ожидании императорской племянницы Анатолий купил оставшееся без наследника крошечное княжество Сан-Донато возле самой Флоренции и стал величаться князем. Официально княжеский титул был пожалован А.Н. Демидову великим герцогом Тосканским в 1840 г. Царь Николай никогда не признал этого титула на территории России, где А. Демидова в список сиятельств так и не включили.
Итак, кто же был более достоин королевского бриллианта — российская великосветская красавица или принцесса, племянница великого Наполеона (и кузина будущего императора Наполеона III)? К тому же, как это пикантно — подарить наполеоновской племяннице драгоценность Бурбонов!
Правда, тут есть еще одно обстоятельство, которое не всегда принимается в расчет пишущими о «Санси». А. Демидов родился в 1812 г., а его будущая супруга — в 1820! Следовательно, в 1828 г. у них и мыслей не могло быть о браке.
Возможно, в 1828 г. знаменитый бриллиант действительно хотел прикупить Павел Демидов. Здесь нам придется обратиться к тоненькой книжице «Историческое известие о знаменитом алмазе «Санси», которую выпустил в 1835 г. Я. Зембницкий, директор Минералогического общества Санкт-Петербурга. Господин Зембницкий утверждает, что в 1830 г. бриллиант был «собственностью одной особы», по поручению которой ювелир Марион Бургиньон, «известный по совершенству своего искусства подделывать алмазы», изготовлял стеклянные копии «Санси». Одной из этих копий, вероятно, и заинтересовался П. Демидов. Он обратился к Бургиньону. Тот свел его с неким негоциантом, Жаном Фриделейном, с которым русский заводчик и заключил сделку.
Демидов должен был заплатить 500 тысяч франков, хотя в описи драгоценностей французского двора «Санси» был оценен в миллион франков. Но эта продажа заинтересовала французское правительство: «Откуда у скромного негоцианта королевский бриллиант, к тому же похищенный из Лувра без малого 40 лет назад? » На сделку был наложен арест. В судебном разбирательстве, однако, выяснилось, что Фриделейн — всего лишь торговый агент особы королевской крови герцогини де Берри. Приходится иногда читать, что герцогиня лично явилась в суд, чтобы подтвердить полномочия своего агента. Это ерунда! Во время суда герцогиня, ярая противница Июльской монархии и «буржуазного» короля Луи-Филиппа, находилась в казематах форта Блей. Ее обвиняли в государственной измене и попытке вооруженного мятежа, а также в намерении посадить на престол своего сына Анри. Человека с таким набором обвинений не будут таскать в столичный суд по «пустяковому» алмазному делу.
В конце концов, правильность сделки была санкционирована французским судом, «Санси» был выдан Демидовым, но только в 1835 г. Его привезли в Санкт-Петербург и даже исследовали в Минералогическом обществе. По этому поводу Я. Зембницкий писал: «Сей алмаз, имеет вид груши, ограненный двойною розетою; прозрачность его массы представляется в таком совершенстве, которое означается выражением: чистейшая вода; вес его в 53 карата, по точному исследованию, произведенному в Минералогическом обществе действительным членом А. А. Дювалем. Сей отличный знаток сущности, и превосходства драгоценных камней утверждает, что суммою в пятьсот тысяч рублей не определяется достоинство алмаза «Санси», ибо он стоит несравненно большей цены».
Но странное дело: еще до появления «Санси» в России мсье Левра, возглавлявший швейцарское Общество ветеранов горного и кузнечного дела, соглашается уплатить Анатолию Демидову 600 тысяч франков за камень «Санси». Однако, узнав, что тот приказал немного переогранить камень, чтобы он выглядел «посовременнее», вследствие чего камень потерял в весе, швейцарец считает возможным выплатить не более трети названной прежде суммы. А. Демидов снижает цену до 145,8 тысячи франков, которые могут быть выплачены в три срока, и тогда получает от швейцарской компании согласие на уплату первой трети взаимно обусловленной стоимости камня. Этих денег Демидов так и не увидел, а поэтому в 1832 г. расторг договор с господином Левра. Остается гадать, почему князь Сан-Донато так поспешно и так дешево старался избавиться от камня. Может быть, не верил в благоприятный для себя исход процесса?..
Свадьба Анатолия Демидова и Матильды Бонапарт состоялась 10 октября 1841 г. Николай I сначала не хотел признавать этот брак, но Матильда была не только племянницей самого грозного врага России в XIX в., она — как дочка принцессы Катарины Вюртембергской — была и родственницей русского царя! Поэтому император не замедлил прислать свои поздравления новобрачным и пригласил молодую пару в Петербург. Совместная жизнь, однако, не заладилась, и уже в 1845 г. супругов развели. Интересно, что, узнав об этом разводе, Николай обязал А. Н. Демидова выплачивать бывшей супруге по 200 тысяч рублей ежегодно. Было на что молодой женщине содержать в Париже богатый салон, куда стремились попасть виднейшие художники, скульпторы, поэты и прозаики тогдашней Франции!
«Санси» между тем остается у князя Сан-Донато, и в 1865 г. Демидов продает его всего за 100 тысяч франков. Покупателем иногда называют индийского раджу из княжества Патиала, хотя есть сведения, что камень магараджи был крупнее: он весил 60,40 карата. Настоящим покупателем был, видимо, бомбейский купец Джамсетджи Джиджибхой. Два года спустя бриллиант показывается на Парижской выставке. Его подлинность, как и массу в 53,75 карата, удостоверяет крупнейший в стране знаток драгоценных камней, придворный ювелир Жермен Бапст. Он же определяет фантастическую стоимость камня: миллион франков, после чего сокровище снова исчезает из поля зрения поклонников прекрасных самоцветов. Остается безответным вопрос: почему А. Демидов продал камень так дешево?
В 1906 г. владельцем камня стал Уильям Уолдорф, первый виконт Астор. «Санси» стал подарком сыну к его свадьбе с виргинской красавицей Нэнси Ленгорн. Новая леди Астор носила знаменитый бриллиант по торжественным случаям как заколку в волосах, для чего камень был прикреплен к золотой оправе. Кроме того, леди Астор, ставшая первой женщиной, избранной в. британский парламент, регулярно надевала знаменитый бриллиант на заседания палаты общин. В 1962 г. «Санси» стал «гвоздем» проходившей в Лувре выставки «Десять веков французского ювелирного искусства». В 1964 г. Нэнси Астор умерла, а 13 лет спустя новый владелец камня, третий виконт Астор, согласился уступить бриллиант (будто бы за миллион долларов) Франции, несмотря на будто бы принятое британским правительством решение об объявлении камня национальным сокровищем. Теперь «Санси» занял почетное место в Аполлоновой галерее Лувра.
http://www.bejewel.ru/decorations/sansi/