[показать]Маца упомянута в Торе более пятидесяти раз и не только в связи с праздником Песах: среди храмовых приношений есть и хлебный дар минха в виде мацы, а несколько раз в Писании маца фигурирует и просто как угощение для гостей Среди других древних источников, упоминающих мацу, можно назвать «Гиппократов сборник», например, в «Диете при острых болезнях». Рецепт изготовления мацы прост: мука из пяти видов злаковых — пшеницы, полбы, ячменя, овса и ржи. Мука смешивается с жидкостью, способной привести к брожению ( вода, но могут быть и другие жидкости.), и испеченная до того, как в тесте начался процесс брожения. Выпечка до начала брожения — основополагающее отличие мацы от обыкновенного хлеба. Изготовленная подобным образом, маца медленно переваривается, что во все времена было ценным качеством, так как состояние сытости длилось дольше обычного. В частности, Ибн Эзра пишет, что в тюрьмах кормят мацой, чтобы арестанты подольше не голодали после приема пищи. Возможно, из за того, что маца тысячелетиями была популярной пищей, никто из комментаторов Торы не воспринял заповедь «семь дней [праздника Песах] ешьте мацу» как обязанность. Ведь это и так была норма во многих - многих семьях! Почти все авторитеты считают, что в этом стихе даже заповедь не фигурирует, просто так Тора ограничивает рацион еврея на Песах, не позволяя ему есть квасное (существует, конечно, и стих, прямо запрещающий квасное, но Всевышний пожелал еще и таким образом оговорить данное ограничение). [показать]Изначально маца внешне ничем не отличалась от хлеба; Талмуд (Псахим, 7:1) рассматривает ситуацию, когда маца смешалась с хлебами и не разобрать, где что, как быть с этой «кучей малой» в Песах? В период Средневековья маца обычно была толщиной в палец. Сегодня даже те, кто выпекает так называемую «мягкую» мацу, не позволяют себе делать ее толще 2-3-х миллиметров, а уж та маца, которая знакома практически всем читателям, не превышает двух миллиметров и заслуженно называется «еврейским хлебцем» за свое сходство с крекером. [показать]Всегда, когда существует постоянный массовый спрос на какой-либо товар, чтобы удовлетворить этот спрос, производители прибегают к механизации процесса. Веками мацу пекли вручную, и, само собой, ручной труд требовал множества рабочих рук, чтобы обеспечить мацой к Песаху всех желающих. Первую машину для выпечки мацы изобрел в 1838 году реб Ицик Зингер (однофамилец известного изобретателя швейной машины) из Эльзаса. Это было конечно новшество. Великий диспут между поборниками новшества и его противниками начнется лишь тридцать лет спустя. Во главе разрешающих использование машины стоял рабби Йосеф Шауль Натанзон (автор «Шоэль у мешив», раввин Львова), во главе оппонентов — рабби Шломо Клугер. Спор был столь бурным, что близкий родственник рабби Натанзона рабби Мордехай Зеэв Этингер, с которым они учились вместе десятки лет и выпустили в свет несколько важных книг, полностью отмежевался от друга, примкнув к лагерю запрещающих. Но ввиду увеличения населения, мацу вручную выпекать не успевали, поэтому машины стали необходимостью. Вот одна из них. [показать] [показать] |
[450x301]