ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ
Кулич

Художник Муковнин Евгений Владимирович
Кулич - русское название праздничного пасхального хлеба.

Художник Каверзнев Илья Александрович
Кулич - это дрожжевое изделие различной степени сдобности и различное по величине и форме, но всегда высокое. Делается в форме цилиндра из теста, часто с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. В качестве специй применяются: ваниль, кардамон, мускатный орех.

Художник Андрей Алексеевич Шишкин
В различных регионах России куличи выпекали в разных формах (например в Вологодской губернии в форме раскрытого ягодного пирога), но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры (о сходстве с артосом) и делали его как можно более скоромным (то есть не постным). Это достигалось добавлением в тесто большого количества яиц и масла.

Художница Н. Моргунова
Существует традиция освящать куличи, а также пасхи, окрашенные в Великий четверг яйца и другие праздничные угощения к окончанию Великого поста. Обычно это происходит в Великую субботу, но в некоторых храмах может происходить и после праздничного пасхального богослужения.

Художник Пимоненко Николай Корнилович
Куличом разговлялись после окончания пасхального богослужения: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев.

Художник М. Шанько
Кулич, как и пасхальные хлеба других православных народов (паска, козунак), является подобием церковного артоса — большого квасного хлеба, его народной, «домашней» репликой. Артос является одним из древнейших символов воскресения Христа. В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе, а в субботу светлой седмицы после благословения раздают верующим.

Художник Кудрин Виктор Петрович
Литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами, которые после Вознесения Христова якобы оставляли за трапезой для Него часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой. Это сказание отражено в памятниках древнерусской литературы: послание Нила Грека, епископа Тверского к вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» и «Вопрошении известно от некоих» Максима Грека. По мнению В.Г. Холодной, на кулич повлияла славянская традиция весенней обрядовой выпечки.

Художница Анастасия Лобанова
Пасхальный кулич выступал в роли обрядового хлеба, который выпекали обычно в преддверии посевных работ из кислого, заквашенного теста. Этот сакральный хлеб крестьяне использовали в продуцирующих и охранительных обрядах, его остатки — в гаданиях об урожае и приплоде скота.

Художник Николаев Юрий Викторович
В.В. Похлёбкин считает, что раньше на Руси куличи пекли два-три, а то и один раз в году, по самым большим праздникам, связанным с переменой времени года: либо в Новый год, либо ранней весной (начало сельскохозяйственного года), либо осенью, по случаю урожая (завершение сельскохозяйственного года).