АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО АВТОРА НИЩЕВОЙ Н.В.
Наталия Валентиновна Нищева – петербургский логопед, специалист высшей квалификации, старший преподаватель кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии. Большой практический опыт учителя-логопеда, знание трудностей, с которыми встречается специалист-логопед в детском саду, глубокое понимание возможностей и потребностей маленького ребенка, а также анализ и обобщение обширной научной и методической литературы помогли Наталии Валентиновне выстроить собственную оригинальную систему коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей.
[225x300] |
[233x300] |
| Бегемотик рот открыл,Поддержал. Потом закрыл.подразним мы бегемота –Подшутить над им охота. | Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот: повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза. |
[216x300] |
[235x296] |
| Улыбается щенок,Зубки напоказ.Я бы точно так же смог,Вот, смотри. Сейчас. | Упражнение «Улыбка»: широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
[224x300] |
[235x286] |
| Хоботок слоненок тянет,Он вот-вот банан достанет.Губки в трубочки сложиИ слоненку покажи. | Упражнение «Хоботок»: вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд.. возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенка время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
[223x300] |
[235x264] |
| За бананом потянулисьИ, конечно, улыбнулись –То слоненок, то щенок.Я бы точно так же смог. | Упражнение «Улыбка-трубочка»: разводим уголки губ в стороны, задерживаем в таком положении на 2-3 секунды; вытягиваем губы вперед, задерживаем на такое же время. Зубы при выполнении упражнения сжаты. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза |
[231x300] |
[216x300] |
| Хомячок надует щечки,У него зерно в мешочках.Мы надуем щечки тоже,Хомячку сейчас поможем. | Упражнение «Хомячок»: предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и поддержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
[225x300] |
[235x291] |
| Устала собачка и дышит усталоИ даже за кошкою бегать не стала.Широкий язык отдохнет, полежит,И снова собачка за кошкой бежит. | Упражнение «Лопата»: широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
[235x273] |
[235x285] |
| Котенок любит молоко:Нальешь – и нет ни капли вмиг.Лакает быстро и легко«Лопаткой» высунув язык. | Упражнение «Котенок лакает молоко»: широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
[233x300] |
[223x300] |
| Язычка загнем края,Делай так же, как и я.Язычок лежит широкийИ, как чашечка, глубокий. | Упражнение «Чашечка»: широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
[219x300] |
[235x287] |
| Выше дуба, выше елиНа качелях мы взлетели.А скажите, вы б сумелиЯзычком «качать качели»? | Упражнение «Качели»: широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
[224x300] |
[235x298] |
| У птички клювик очень колкийИ тонкий, острый, как иголка.Взгляни-ка рядом на страницу:Мой язычок как клюв у птицы. | Упражнение «Иголочка»: широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
[189x300] |
[235x285] |
| Язык, как маятник часов,Качаться вновь и вновь готов.Котенок улыбается,Он, как и ты, старается. | Упражнение: «Маятник»: открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правового уголков губ. Следим, чтобы язы двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
[224x300] |
[226x300] |
| Знает это весь народ:Любит мишка вкусный мед.Язычком губу оближетИ подсядет к меду ближе | Упражнение «Вкусный мед» широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
[221x300] |
[225x300] |
| Выгни язычок, как спинкуВыгнул это рыжий кот.Ну-ка рассмотри картинку:Он по мостику идет. | Упражнение «Мостик»: открываем рот, выгнув спину языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |