Владелица венского дома моды и кутюрье 
										
											Эмилия Флёге оставалась единственной постоянной 
										
											спутницей любвеобильного Густава Климта более
										
											двадцати лет.
										
										
											Этот факт не вызывает сомнений,а вот характер их 
										
											отношений — предмет споров и дискуссий со времен 
										
											начала ХХ века. Взаимное притяжение и эмоциональную 
										
											зависимость творческая пара скрепила негласным 
										
											дружеским союзом,приправив его долей романтики. 
										
											Альянс оказался сильнее уз брака и стал их 
										
											неразгаданной формулой любви.
										
										 
										
										
										
											Семьи Климтов и Флёге состояли в родстве. 
										
											В 1891 году брат художника Эрнст женился на старшей сестре 
										
											Эмилии,и в этом же году Густав написал портрет своей 
										
											невестки. С самых первых дней знакомства Густаву, 
										
											которому было уже под 30, нравилось находиться 
										
											рядом с 17-летней Эмилией. Желая завоевать симпатию 
										
											девушки, он даже соглашается вместе изучать французский. 
										
											Так невинно и с пользой проходят их первые «свидания».
										
											
											
											Густав Климт. Портрет Эмилии Флёге. 1893
										
										
											Через год умирает Эрнст, и Густав становится опекуном 
										
											его новорожденной дочери. В этом качестве художник все 
										
											чаще появляется в доме Флёге, и к 1897 году Густав и Эмилия 
										
											становятся неразлучны. 
										
											Многие их знакомые не сомневались, что у них роман. 
										
											Художник сопровождал Эмилию в оперу и театр, проводил 
										
											летние месяцы на семейной вилле Флёге, писал 
										
											длинные письма, а из путешествий отправлял открытки, 
										
											нередко дорисовывая в свои милые послания крылатое 
										
											сердечко. 
										
										
											Делиться впечатлениями с Эмилией стало для Густава 
										
											необходимостью. В 1903 году из Италии он писал
										
											о «невероятном великолепии» мозаик VI века в Равенне, 
										
											которые во многом повлияли на его технику «золотого 
										
											периода». Профессия друга и бесконечные разговоры 
										
											об искусстве не могли не отразиться на его спутнице. 
										
											Как достойная ученица первого художника Венского 
										
											Сецессиона вскоре она произведет собственную 
										
											революцию в мире моды.
										***
										
										
											Вместе с двумя сестрами Эмилия несколько лет училась 
										
											швейному искусству. С финансовой поддержкой брата 
										
											в 1904 году девушки открыли салон моды «Cёстры Флёге» 
										
											в Casa Piccola — самом сердце текстильной индустрии Вены. 
										
											Эмилия была творческим руководителем трио, сестра Элена 
										
											занималась клиентами, а Полин — офисом. Несколько раз 
										
											в год Эмилия ездила в Париж и Лондон, чтобы узнать 
										
											о модных тенденциях и привезти новейшие образцы текстиля. 
										
										
											Интерьеры салона, оформленные в стиле модерн ведущими 
										
											дизайнерами венского Сецессиона из «Венских 
										
											мастерских»(Wiener Werkstätte), производили впечатление 
										
											на клиентов. Салон процветал и стал модным 
										
											местом встреч дам из высшего общества.
										
											К 1914 году у них одевались большинство венских модниц. 
										
											Клиентками были дамы из просвещенных кругов еврейских промышленников, которые заказывали портреты у Климта.
										
										
											
											 Эмилия Флёге на отдыхе у озера Аттерзе. 1906 год. 
										
											Фото: Густав Климт. 
										
										
											Дизайнерские модели Флёге назывались«реформаторскими 
										
											платьями» и несли дух свободы, выражая новое представление 
										
											о красоте в одежде. Освобождая женщин от тесных корсетов,
										
											вольнодумная кутюрье одевала дам в платья свободного покроя,подчеркивающих их женственность. 
										
											Эмилия любила носить свои модели и часто в них 
										
											позировала на природе,подчеркивая их элегантность
										
											и естественность.
										
										
											Стиль реформаторского платья воспринимался также 
										
											как способ самовыражения и был предназначен для 
										
											сильной и уверенной женщины. Но лишь немногие
										
											прогрессивные круги приняли этот стиль, полагая, 
										
											что раскрепощение моды приведет к более 
										
											свободному мышлению. 
										
										
											К сожалению Эмилии, салон «Сёстры Флёге» вынужден
										
											был принимать во внимание вкусы своей эпохи и 
										
											выпускать платья, на которые был большой спрос.
										
										
											
											 
										
										
										
											Если бы Эмилия Флёге жила в наше время, все мы наверняка были бы подписаны на её Инстаграм.
										
										
										
											Среди исследователей жизни Климта до сих пор продолжается 
										
											полемика, оставались ли отношения художника и 
										
											Эмилии только платоническими. Ответ может подсказать 
										
											портрет Эмилии 1902 года. В нем венский Казанова 
										
											раскрывает свои чувства.
											
											Величественная, чувственная и хрупкая Эмилия — 
										
											не только дама, бросившая вызов обычной роли, 
										
											приписываемой обществом. Она — Богиня. Как невозможно 
										
											приблизиться к божеству и властвовать над ним, так для 
										
											художника возвышающаяся во весь рост Эмилия 
										
											со стилизованным нимбом остается недосягаемой 
										
											святыней и его повелительницей. 
											
											Эмилии и ее семье портрет не понравился, она отказалась 
										
											его принять, и в 1908 году картину приобрел Венский 
										
											исторический музей.
										
										
											
											Портрет Эмилии Флёге.Густав Климт, 1902
										
										
											В какой степени Климт участвовал в разработке дизайна 
										
											одежды для салона «Сестёр Флёге» остается неясным. 
										
											В его собственных работах одежда была очень важна,
										
											он подбирал различные варианты костюма в подготовительных 
										
											зарисовках и часто импровизировал прямо на холсте,
										
											создавая узоры.
										
										
											Известно, что платье для Эрмины Галлии, в котором она 
										
											позировала для портрета, сшито по дизайну художника. 
										
											Он также создал модель воздушных платьев с воланами
										
											для самой Эмилии.
										
										
											
											Густав Климт. Портрет Эрмине Галлии. 1903
										
											
											
											Эмилия Флёге в платье дизайна Густава Климта. 1906 год. 
										
											
											
											Сравните вкусы «Золотой Адель» и Эмилии Флёге: паттерн 
										
											на платье, ожерелье. Фотографии Эмилии Флёге
										
										
											Климт внес свою лепту в продвижение бизнеса Эмилии:
										
											он настойчиво рекомендовал своим клиентам салон подруги. 
										
											Многие дамы с портретов художника одевались у «Сестёр
										
											Флёге». И даже позировали Климту в платьях Эмилии. 
										
											Их общими заказчицами были Соня Книпс и Фредерика Беер. 
										
										
											Платье для девятилетней Мады Примавеси было сделано
										
											Эмилией — по предложению Климта, специально для этого 
										
											портрета. Для Климта детские портреты — редкость, 
										
											как и портреты пожилых дам. На одном из них художник 
										
											изобразил маму Эмилии.
										
											
											
											Портрет Мады Примавеси. Густав Климт, 1912
										
										
											
											Портрет Барбары Флеге (матери Эмилии Флеге)
											Густав Климт, 1915
										***
										
											Одним из источников вдохновения для Густава и Эмилии 
										
											были их впечатляющие коллекции восточного и европейского 
										
											искусства. Климт собирал японскую гравюру, а Эмилия
										
											текстильные изделия народного творчества из 
										
											Центральной Европы. Фрагменты вышивок и кружев 
										
											она выставляла в витрине своего салона. 
										
											Обращаясь к этническим узорам, Эмилия находила новые 
										
											идеи украшения своих моделей и неожиданные 
										
											цветовые сочетания.
										
										
											В начале ХХ века предметы народного творчества 
										
											представлялись горожанам чем-то свежим и экзотическим. 
										
											Эти работы декоративного искусства, благодаря 
										
											коллекционерам, начали приобретать художественное 
										
											и эстетическое значение и повлияли на стилистическое 
										
											развитие модерна.
										
										
											 
 
										
											
											
											Эмилия Флёге. 1910 год.
										
										
											
											Густав Климт и Эмилия Флёге в саду виллы Ореанда
										
											на озере Аттерзее. 1910 год. 
										
										
											В последние годы к творчеству Эмилии Флёге возрос интерес 
										
											не только как к подруге знаменитого художника,
										
											а в первую очередь, как к талантливому модельеру, 
										
											повлиявшему на развитие индустрии моды.
										
										
											 
 
											Модель Эмилии Флёге, воссозданная шанхайским художником-дизайнером 
										
											Хань Фэн. Выставка «7 Муз Густава Климта», 2016 год. Новая галерея, Нью-Йорк.
										
										
											Кутюрье и художник вместе разделяли еще одну страсть — 
										
											к ювелирным украшениям. Только Эмилия обожала их носить, 
										
											а Климт — изображать. Художник не отказывал в этой
										
											слабости своей подруге и часто преподносил ей подарки 
										
											от ее любимой и самой популярной в Вене 
										
											марки «Wiener Werkstätte». 
										
										
											Владелица модного дома была фотомоделью и рекламировала 
										
											ювелирные изделия от «Wiener Werkstätte» (Венские мастерские) — знаменитого творческого объединения дизайнеров, 
										
											художников и архитекторов начала ХХ века. 
										
											Их эффектные ювелирные изделия из полудрагоценных 
										
											камней ценились за художественное оформление, 
										
											а стилистика сближала с работами знаменитого коллеги — 
										
											Густава Климта.
										
										
											
											  Эмилия Флёге в ювелирных украшениях от «Венских 
										
											мастерских». 1910. 
										***
										
										
											Начиная с 1898 года Эмилия и Густав проводили летние 
										
											месяцы на озере Аттерзе в Верхней Австрии, вначале 
										
											на семейной вилле Флёге недалеко от деревушки 
										
											Вайсенбах, позже — на вилле Олеандр. Сады, парки, 
										
											тенистые аллеи и чудесное озеро умиротворяли. 
										
											Особенно Климта, оставлявшего в Вене свое очередное
										
											увлечение и страшно уставшего от своих бесконечных 
										
											романов и мимолетных связей.
										
										
											Климт надевал синюю хлопковую рубашку-балахон 
										
											с вышивкой на плечах (в мастерской он тоже ее 
										
											предпочитал), Эмилия наряжалась в изысканные 
										
											наряды из заморских шелков, и они вместе отправлялись 
										
											гулять по садам, кататься на лодке, изредка встречаясь
										
											с родственниками и друзьями.
										
										
											
											Эмилия Флёге в реформаторском платье и Густав Климт 
										
											в саду виллы Ореандра в Каммере на озере Аттерзе. 1910 год. 
										
										
											Вдохновленный присутствием любимой Эмилии и захватывающим 
										
											видом окрестностей, Климт начал писать пейзажи. 
										
											Эти созерцательные произведения, не обремененные 
										
											присутствием людей, успокаивали художника. 
										
											Наслаждаясь игрой света и отражением деревьев
										
											на поверхности озера, он воспевал чистоту и красоту
										
											природы. Климт отдыхал телом и душой.
										***
										
											В 1918 году Климт умер. Последние его слова были:
										
											 «Эмилия должна прийти». После смерти художника 
										
											Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него,
										
											но сохранила нетронутой «комнату Климта» в Casa Piccalo, 
										
											превратив ее в уютный музей, где хранились мольберт, 
										
											одежда, рисунки и мебель художника. 
										
										
											После присоединения Австрии к Германии в 1938 году
										
											«Сёстры Флёге» потеряли большинство своих клиентов
										
											и вынуждены были закрыть ателье. 
										
										
											Эмилия Флёге вела уединенный образ жизни. 
										
											Она умерла в 1952 году, пережив художника на 34 года.
										
											Эмилия никогда не была замужем. 
										
										
											
											Густав Климт и Эмилия Флёге. 1899 год. 
										***
										
											Альфред Вайдингер, специалист по творчеству Климта
										
											из галереи Бельведер, полагает, что в картине «Поцелуй»
										
											художник изобразил себя и Эмилию. Несмотря на то, 
										
											что образы мужчины и женщины собирательны, 
										
											этот романтический сюжет,действительно может 
										
											рассказывать историю любви между двумя творцами. 
										
											Замершие в самозабвении влюбленные, выйдя за 
										
											пределы времени, они одни во вселенной.
										
										
											
											Поцелуй. Густав Климт, 1908
										
										
											
											Источник: artinwords. de