
Сегодня день учителя, человека выбравшего себе такую нелегкую, не очень оплачиваемую, но благородную и нужную.профессию. И мне вспомнились мои учителя.
О своих учителях в сельской школе-семилетке я уже писала . Это были настоящие подвижники. Теперь хочу вспомнить своих учителей в средней школе
Многие запомнились как интересные личности, некоторые прошли мимо не оставив заметного следа в моей жизни. Ну например биологию у нас преподавала жена завуча. не помню её имя отчествою. А сам завуч Николай Антонович преподавал историю. Какие-то они оба были безликие. Читали нам то, что написано в учебнике и не более, может быть поэтому меня совершенно в то время не заинтересовала история, хотя какой же это интересный предмет.
Одно время эта же биологичка преподавала у нас и химию,но в один прекрасный день нам повезло- в школе появилась молоденькая выпускница пединститута Ольга Николаевна. Она и стала у нас учителем химии. Она наверное очень боялась уронить свой авторитет, поэтому изо всех сил старалась казаться строгой. Сначала мы приняли её холодно. У неё было несколько излюбленных фраз которые она повторяла довольно часто.Ну например"Это всё что вы знаете?". Или "Вам это как никому следовало знать". Поэтому урок у нас начинался с того что что при входе Ольги в класс кто-нибудь громко задавал какой-нибудь вопрос типа Что нам задавали на сегодня?. В ответ кто-то обязательно отвечал Тебе Иванова(Петрова, Сидорова) это как никому следовало знать. Ольга краснела, но молчала.. Зато каким великолепным учителем она оказалась. Вскоре мы все полюбили уроки химии, знали её отлично. А про Ольгу Николаевну даже наш двоечник однажды сказал "А всё же Ольга человек".
А вот с физикой нам не так повезло. За 8-9 класс у нас сменилось два учителя, оба они были интересными личностями, но к сожалению физику мы с ними не выучили. Первый , не помню его имя отчество был увлечен физикой как наукой в целом. Поэтому к его уроку надо было найти какую-нибудь интересную тему, ну хотя бы в журнале "Знание сила" и заготовить вопросы. И как только учитель появлялся в классе кто-нибудь, в оновном это были мальчишки задавали какой-нибудь "умный вопрос" Ну например что такое теория относительности, или теория вероятности и т.д. И всё, у нас уже не спрашивали домашнее задание,. мы погружались в мир космических путешествий, фантастического будущего когда из тела человека можно будет удалить гравитоны и тогда мы даже на земле испытаем чувство невесомости. Сдвигались парты и по полу запускались тележки,которые двигались под действием водной струи бьющей назад, по принципу реактивного двигателя. По полу растекались лужи и нам было очень весело. Но к сожалению однажды в нашей городской газете появилась статья о его недостойном моральном облике. Оставленная жена расписала его как злостного неплательщика аллиментов. Когда он пришел в класс на урок, на его столе лежала газета с обведённой чернилами статьёй. Он взял газету. и молча вышел из класса, больше мы его не видели. На смену ему пришел Том Федорович, бывший моряк Тихоокеанского флота.Теперь на уроках физики мы слушали рассказы про море и моряков.Изучаем атмоссферное давление, приборы по измерению давления всякие барометры и т.п. И Том Фёдорович рассказывает как они собираясь в увольнительную наглаживают стрелки на своих флотских брюках и если давление низкое, а в воздухе влажость то стрелки даже проглаженные с мылом совершенно не держатся.И вот для определения влажности он со своими сослуживцами соорудили прибор, в виде домика с балконом на котором в ясную погоду появлялась фигурка моряка в клёшах, а если предполагался дождь то дамочка с зонтиком. Наверное это имело какое-то отношение к теме урока. но из всего мне запомнился только этот домик. Еще Том Федорович купил себе мопед и в понедельник нам всегда рассказывал куда он ездил в воскресенье и что с ним приключилось. В общем физику я поняла только через 10 лет,на подготовительных курсах в институт.
А вот с математикой было всё совсем по другому. Наша любимая учительница Тамара Васильевна Игольникова. Строгая, справедливая, у неё не было любимчиков. Она разрешала спорить и даже доказывать теоремы своим путем, отличным от того как было написано в учебнике. Нам интересно было наблюдать как наш лучший математик Саша Шутанов всегда этим пользовался. Мы практически все знали математику на отлично, хотя пятёрку у неё заслужить было совсем непросто.. И когда наша Тамара Васильевна вдруг решила уйти в декрет и вместо неё пришел новый учитель мы в одночасье все стали отличниками. И почти перестали учить матетатику, зачем учить если нам и так пятёрку получить ничего не стоит.А впереди были экзамены, и тут мы испугались И отправили делегацию к Тамаре Васильевне с просьбой принять у нас экзамен. Знали что если именно она будет принимать,то нам придется всё хорошо выучить.А ещё мы завидовали 10А классу в котором она была классным руководителем.
Учитель русской литературы Иван Парамонович Киприк. Большой любитель и знаток творчества Владимира Маяковского. У него был дефект речи, он не выговаривал букву "Р", но как он читал стихи Маяковского. Удивительным образом но на этот деффект в такие моменты никто не обращал внимания.. Мы, девочки в15 лет конечно же увлекались стихами Есенина, но он смог привить нам любовь к поэту совсем другого плана. Я тогда сочиняла свои стишки и Иван Парамонович уговаривал меня пойти в литобъединение при городской газете, но я туда как-то так и не собралась. Не чувствовала за собой такого таланта, что и подтвердила жизнь)))
Учительница английского языка Людмила Семёновна. Мне казалось что она и похожа на англичанку, такая же худая, холодная, отстраненная. неулыбчивая.А может это было только по отношению ко мне. Я пришла из сельской школы, в которой английский язык преподавал учитель украинского языка, он же преподавал ботанику, вот и английский ему тоже поручили.Я не знаю учил ли он сам язык в своё время университете, который он закончил до ВОВ, но из моих занятий мне запомнилось только то как мы учились произносить звук "T" в слове table. Поэтому я пришла в городскую школу с минимальным знанием английского и получила соответсвующее отношение к себе учительницы как к недоумку.. Я вот думаю как важно всё же как к тебе относятся. Это я к тому,что через какое-то время у меня появилась новая учительница Нина Афанасьевна Замская.Это была изящная, модно одетая дамочка. И каким-то чудом я на первом уроке получила у неё пятёрку. А к следующему уроку я постаралась всё выучить. т.к. не хотелось упасть в её глазах. И я стала отличницей по английскому, а через год я уже читала книгу "Одиссея капитана Блада" на английском языке почти не пользуясь словарём. Надо ли говорить что я стала любимой ученицей. А учительница соответственно стала для меня иконой стиля. Я и до сих пор люблю короткие жакеты, как носила Нина Афанасьевна,хотя моя фигура совсем не годится для такого фасона))).
Учительница украинского языка по-моему её фамилия была Гречишкина.Или другая. Помню что у неё очевидно были проблемы в семье, муж её побивал временами и она на уроках придвигала стул к теплой батарее отопления, закутывалась в теплый пуховый платок и дремала. И странным образом, мы не бесились, не кидались друг в друга тетрадками или книжками пока она дремала. На нас тоже нападала дремота.. В классе было тихо-тихо и только иногда она вдруг спохватывалась и стучала по столу карандашом. Мы все вздрагивали и просыпались.
Учительница физкультуры Аллочка. Аллочка была старшей сестрой нашего одноклассника Жени Варнавского. Она была гимнасткой и на уроках физкультуры мы больше всего занимались на гимнастических снарядах. Боже мой, какого же труда ей стоило перекинуть мою тяжёлую попу через верхние брусья))).
Клавдия Васильевна..- учительница географии и наша классная. Одинокая немолодая женщина, которая жила с приёмной дочкой. Я в школе её побаивалась, да и экономическую географию не очень любила. Но каким-то образом я подружилась с её приёмной дочкой Ларисой, а потом после школы уже и и с Клавдией Васильевной.
Ну вот почти всех и вспомнила. Наш директор Семен Егорович Чудновский у нас не преподавал.Но когда он вел урок его слышала вся школа.Он тоже преподавал физику и урок начинал нормальным голосом, но постепенно увлекаясь он повышал и повышал голос и скоро уже все знали в каком классе урок физики. А ещё он был постоянным новатором. То в школе организуются спецклассы в которых и я училась, то он первым делает кабинетную систему, то вводит изучение английского языка с первого класса. Да, тогда это было новаторство.
Моих учителей пожалуй уже и нет на этом свете. Ну может быть кроме Ольги Николаевны. Но я помню их. Они учили меня думать, трудиться они дали мне знания, которые сопровождают меня всю жизнь.
С праздником дорогие учителя и бывшие и нынешние. Спасибо вам за ваш труд.