Изольда Извицкая родилась в Дзержинске (ныне Нижегородская область).
Отец — химик, работал на местном комбинате.
Мать — театральный педагог.
Занималась в драматическом кружке при Дворце пионеров, где заведующей работала её мать.
С ранних лет хотела стать профессиональной актрисой, хотя и боялась своего желания.
Сохранился дневник Извицкой, в котором есть запись от 16 февраля 1949 года (ей было шестнадцать лет):
"Все говорят, что я хорошо читаю и играю в самодеятельности. Но если бы всё это когда-нибудь пригодилось! Ой, дура я.
Даже мечтать об этом не смею.
Как можно: из меня - и вдруг артистка?!".
Однако именно в театральный она отправилась сразу после окончания школы и без проблем поступила с первого раза.
В 1955 году закончила ВГИК, курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
В кино дебютировала в 1954 году с роли Настеньки в фильме
«"Богатырь" идёт в Марто».
Здесь она снималась со своим гражданским мужем Раднэром Муратовым.
А первый успех к ней пришел в 1955-м, когда на экраны вышла лента
«Первый эшелон», в котором она исполнила роль Анны Залогиной.
Кстати, на этих съемках она начала встречаться с двадцатилетним актером Эдуардом Бредуном, который был задействован в ленте в эпизодической роли.
На тот момент она жила с другим актером.
Его звали Раднэр Муратов (1928 -2004).
Они прожили под одной крышей почти три года, и этот брак был незарегистрирован.
В результате роман был исчерпан, и Изольда окунулась с головой в новые отношения с Бредуном.
Впоследствии он станет ее официальным супругом.
Пожалуй, этот брак оказался трагической и главной ошибкой актрисы.
"Доброе утро"-1955г
Сразу после окончания ВГИКа режиссёр Григорий Чухрай пригласил ее в свою картину «Сорок первый» (1956) по одноимённой повести Б. Лавренёва.
Поначалу на главные роли планировались Екатерина Савинова и Юрий Яковлев, однако по разным причинам ни один из них в картину так и не попал.
И тогда на съёмочной площадке появились уже популярный Олег Стриженов и Изольда Извицкая.
Всю съёмочную группу лихорадило, судьба картины буквально висела на волоске даже после того, как её всё-таки разрешили снимать.
Больше всех нервничала Извицкая.
Во многом это объяснялось её молодостью и отсутствием необходимого опыта (ведь это была её первая серьёзная роль).
Девушка часто впадала в уныние, подолгу плакала...
Григорий Чухрай, видя тоску Изольды, вызвал на съёмки Бредуна и даже дал ему маленькую роль казака...
В какой-то степени и это тоже помимо таланта актрисы повлияло на то, что роль Марютки она сыграла блестяще.
Ей удалось передать удивительную цельность натуры своей героини, силу внезапно просыпающегося чувства к белому офицеру и страшный трагизм развязки.
С конца 1950-х у актрисы проявилось пристрастие к спиртному, чему было две причины: творческая нереализованность и сильно пьющий муж - актер Эдуард Бредун.
По рассказам очевидцев, именно он научил жену заглушать проблемы водкой.
Так постепенно они вместе стали спиваться.
К слову, первый в жизни бокал шампанского актриса выпила на свадьбе, когда ей было 23 года.
Потом по инициативе Бредуна начался длительный период домашних застолий, на которых царствовали крепкие напитки - водка и коньяк.
Влияние алкоголя на её хрупкий организм было разрушительным: уже скоро она начала терять координацию движений.
на отдыхе в Ялте-1960г
В 1963 году режиссёр Сергей Колосов приступил к съёмкам одного из первых в стране многосерийных телефильмов - «Вызываем огонь на себя».
В главной роли снималась жена режиссёра актриса Людмила Касаткина, а её напарницу, разведчицу Пашу, сыграла Изольда Извицкая.
По словам Сергея Колосова, "порой на съёмках Изольда была недостаточно собранна, плохо выглядела, чувствовалось, что она ведёт безалаберную семейную жизнь с Бредуном, который был мне антипатичен".
Однако она прекрасно справилась со своей ролью.
Почти полтора года, пока велись съёмки картины «Вызываем огонь на себя», она старалась держаться в форме.
Многим знавшим её тогда показалось, что актриса поверила в себя и впервые за долгие годы сможет изменить собственную судьбу в лучшую сторону.
Однако чуда не произошло: после возвращения со съемок актриса вновь ударилась в пьянство.
Последнее ее появление на экране относится к 1966 году.
Для серьёзной беседы Извицкую вызывал к себе начальник актёрского отдела «Мосфильма», предлагал обратиться за помощью к наркологу.
Она наотрез отказалась.
В годы учебы во ВГИКе у нее были отношения с Вячеславом Коротковым, на тот момент студентом Ленинградского института киноинженеров. Но до брака не дошло.
Первый муж (гражданский брак) - актер Раднэр Муратов.
Второй муж - актер Эдуард Бредун.
Когда муж уезжал на гастроли или на длительные съемки, он забирал практически все свои вещи, даже магнитофон.
И тогда Изольда оказывалась в одиночестве.
И это состояние ее буквально изматывало.
В этой ситуации помогал только алкоголь.
Очень боялась Изольда Извицкая и наследственной душевной болезни.
К сожалению, этим недугом страдал ее брат Евгений.
Разумеется, она всегда старалась помочь родственнику.
Она даже привезла его в столицу и отправила лечиться в специализированную клинику…
Трагизм биографии Изольды Извицкой заключался и в том, что она, как выяснилось, не может иметь детей...
Затем Эдуард ее бросил и ушел к их общей знакомой.
Уход любимого мужа привел к тому, что на почве переживаний у Извицкой началось тяжелое нервное расстройство, вследствии которого, она попала в психиатрическую лечебницу.
Выйдя из психиатрической больницы, она снова запила.
Смерть Изольды Извицкой.
Водку она обычно покупала в соседнем с её домом магазине.
Несколько раз её видели там коллеги-артисты.
Изольда сидела на подоконнике, прикрыв лицо платком, чтобы никто не смог признать в ней некогда знаменитую актрису.
Считается, что отправной точкой к кончине молодой еще актрисы послужил уход от нее мужа: в январе 1971-го Эдуард Бредун собрал свои вещи и переселился к подруге жены - продавщице ковров.
Уход супруга окончательно добил несчастную женщину: её рассудок помутился.
Она закрылась в своей квартире, открывая дверь лишь тем, кто стучал ей условным стуком, и неделями не показывалась на улице, питаясь только сухарями.
Весь свой заработок, который поступал из театра-студии киноактера, она пропивала.
А со временем даже перестала ходить и за зарплатой.
Собственно, выходила она на улицу лишь за водкой и, кроме того, почти ничего не ела.
Хотя далеко не все считали виновным в смерти актрисы ее мужа.
"Если вам кто-то скажет, что в её смерти повинен Эдик, не верьте.
Когда Изольда стала пить, он пытался её лечить, устраивая в больницы.
Не получилось, видно. Он с ней устал.
И потом, наш киношный мир такой христопродажный,
многие ей завидовали, и её депрессию воспринимали чуть ли не с восторгом",
- говорила актриса Майя Менглет.
В Театре-студии киноактёра ей предложили роль в новом спектакле «Слава» по пьесе Гусева.
Это предложение ободрило Извицкую, она целыми днями учила дома свою роль.
Но вдруг в конце февраля 1971-го актриса пропала.
Актриса Татьяна Гаврилова рассказывала: "Третьего марта диспетчер театра, обеспокоенная тем, что телефон Извицкой не отвечал, позвонила Бредуну и попросила его пойти на квартиру своей бывшей жены и, если никто не отзовётся, открыть дверь своим старым ключом.
Но Бредун не смог попасть в квартиру - дверь была закрыта, а ключ торчал в замочной скважине с другой стороны.
Вызвали милицию, слесаря из ЖЭКа, и они без особого труда взломали дверь.
Изольда Васильевна лежала на полу как-то боком в стёганом французском халатике, головой - на кухне, худеньким телом - в комнате.
Увидев всё это, Бредун громко сказал: «Уже набралась, вставай!»
Но Извицкая не поднималась.
На лице отчётливо проступали характерные пятна, и слесарь проворчал: «Ты что, не видишь, она же мёртвая!».
Видимо, актриса шла на кухню, но, потеряв сознание, упала и умерла.
Судя по всему, пролежала она так больше недели.
Еды в доме не было никакой, лишь кусочек хлеба, наколотый на вилку, лежал в металлической селёдочнице.
Я слышала, как следователь, приехавший на место происшествия вместе с врачом, сказал: «Она хорошо поддала».
Однако по настойчивой просьбе Бредуна смерть Извицкой объяснили «отравлением организма неизвестными ядами, слабостью сердечно-сосудистой системы»".
Актриса Наталья Фатеева, которая жила с Извицкой в одном доме, вспоминала: "Я пошла на похороны Изольды и видела несчастных родителей, отца и мать, хоронивших единственную дочь.
Стоял мороз, но светило солнце, словно обогревая холодное кладбище.
Мне запомнилось, что, когда опускали гроб и начали бросать мёрзлые комья, раздавался жуткий грохот.
А пьяный Бредун кричал и кричал: «Бросайте камни аккуратно, аккуратно, ведь ей же больно»".
Похоронена Изольда Извицкая на Востряковском кладбище.
Роковой ошибкой считают брак Изольды с Эдуардом Бредуном, актером средним, который, завидуя популярности жены и, желая опустить ее до своего уровня, приучил ее к спиртному.
Что потом не мешало ему обвинять жену в пьянстве.
Но не будем судить,важно то, что Изольда Извицкая очень любила своего мужа.
Поэтому последуем совету Леонида Филатова, сказавшего в телепередаче "Чтобы помнили", посвящённой Изольде Извицкой: "Всё-таки не забудем, что Эдуард Бредун был любимым Изольды Извицкой.
Поэтому, если он в чём-то виноват, с него спросится на небесах.
А мы поступим в отношении его памяти так, как поступала всегда сама Изольда, умудрившаяся за всю свою жизнь не сказать ни о ком ни одного дурного слова".
Эдуард Александрович Бредун.
6.10.1934 г - 18.07.1984 г
Советский киноактёр.
Эдуард Бредун родился в селе Волноваха Сталинской области (ныне Донецкая).
Отец - Александр Евдокимович Бредун, военный.
Мать - Тамара Семёновна Бредун (в девичестве Федоровская).
С началом войны вместе с матерью выехал в эвакуацию в Казахстан.
С 1942 года жили в Семипалатинске, где топографию в военном училище преподавал его отец.
После войны рос в Бельцах.
Там начал посещать драмкружок под руководством А.Я. Бари при городском Доме пионеров. Далее жил в Кишинёве.
В 1952 году окончил Тамбовское суворовское военное училище.
Затем стал студентом ВГИКа, который окончил в 1957 году, мастерская Ю.Я. Райзмана.
С 1958 года — актёр Театра-студии киноактёра.
В кино дебютировал в 1955 году в фильме «Зелёный дол».
Первая значимая работа - роль Геньки Монеткина в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон» (1955).
А широкую известность актеру принесла роль Мити Неверова в криминальной драме «Дело "пёстрых"» (1958).
Картина стала лидером проката 1958 года (ее посмотрело 33,7 млн зрителей).
Также стоит отметить роли Брагина в картине
«Координаты неизвестны» (1957),
Степана в мелодраме
«Любовью надо дорожить» (1959),
Андрея Ярчука в «Артисте из Кохановки» (1961),
Паши Эмильевича в
«Двенадцати стульях» (1971),
спекулянта радиотоварами в комедии
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Дальше судьба Эдуарда Бредуна,начиная с 1960 года пошла в тени прекрасной талантливой актрисы Извицкой, получившей мировую известность благодаря роли Марютки в фильме «Сорок первый».
Его так и называли: «муж Извицкой».
Хотя он и снялся около пятидесяти ролей в фильмах.
Завидовал ли Бредун своей жене, как теперь утверждают многие историки, или просто ощущал свою невезучесть, сказать трудно.
Однако он начал понемногу прикладываться к спиртному и эта слабость, более или менее, присутствовала в его поведении до конца жизни.
Так же непросто обвинять Эдуарда в целенаправленном спаивании Изольды в отместку за свою неудачливость. Семейная жизнь, пусть даже - знаменитых актёров, не похожа на козни внутри нерушимого династического брака: при конфликте партнёров, в ней всегда есть разумные выходы.
"Линия жизни"-1980г
Выпивали, по слабости характера, вернее всего, оба, провоцируя друг в друге пагубную привычку.
Кроме того, Извицкая, тоже, после своего оглушительного успеха оказалась невостребованной.
Зато её часто делали украшением застолий на разных уровнях.
Вместе, изредка приглашаемые на проходные роли в кино, эти супруги шли к своему общему несчастью.
Возможно, дарования Бредуна были менее яркими, чем потенциал его жены, но пьянство он переносил легче.
А вот почему он умер, в возрасте 49 лет, на 13 лет пережив Изольду, в СМИ не сообщалось.
Эдуард ушел из жизни в Москве 18 июля 1984 года, не дожив до своего 50-летия трех месяцев.
Похоронен на Востряковском кладбище, недалеко от могилы Изольды Извицкой.
В 1989 году рядом с ним похоронили его вторую жену Людмилу.