Мария Миронова родилась в Москве в семье школьной учительницы и служащего.
Отец Марии очень любил музыку, живопись и театр, и эту любовь старался привить своей дочери.
В семь лет ее отдали учиться в опытно-показательную школу имени Фритьофа Нансена, где она стала участвовать практически во всех постановках школьного театра.
В 1925 г., окончив семь классов школы, Мария Миронова поступила в Театральный техникум имени Луначарского, а через год на сцене Театра современной миниатюры состоялся ее театральный дебют в комедии Василия Шкваркина "Вредный элемент".
Окончив весной 1927 г. театральный техникум, Мария устроилась во вспомогательный состав Московского театра оперетты, где некоторое время танцевала в кордебалете.
Осенью 1927 г. она дебютировала во второй студии при Московском Художественном Театре (МХАТе), сыграв несколько ролей (Фаню в спектакле "Хижина дяди Тома"(1929), Марусю в спектакле "Дело чести"(1932) и проявив себя яркой острохарактерной актрисой.
Мария в юности.
В этом театре Миронова работала до 1932 г., затем перешла в труппу Московского государственного театра мюзик-холл, где сразу же заняла ведущее положение.
Исполняла центральные роли в спектаклях "Как 14-я дивизия в рай шла" (1932), "Артисты варьете"(1933), "Под куполом цирка" (1934), "Святыни брака" (1935) и др.
В 1936 г., после закрытия мюзик-холла, Миронова некоторое время работала в Центральном театре транспорта (теперь Театр им. Н. В. Гоголя).
В конце 1938 г. она перешла в только что организованный Государственный театр эстрады и миниатюр, с которым сотрудничала почти десять лет, вплоть до его ликвидации в 1947 г.
Здесь Миронова сразу же заняла одно из самых заметных мест, она была занята во всех спектаклях театра: "Месть Калиостро", "У актерского подъезда", "Заместитель", "Дохлые души", "Роковая ошибка", "Тщетная предосторожность", "Без двенадцати двенадцать", "Курортное обозрение" и др.
С 1928 г. параллельно с работой в театре, Мария Миронова выступала на эстраде с чтением рассказов Антона Чехова, а позже - с монологами собственного сочинения "Телефонные разговоры", которые актриса вела от имени "некой Капы", затем она говорила по телефону в образах Дуси, Клавы, Марочки и других персонажей (позже эти монологи для нее сочиняли профессиональные авторы).
В 1939 г. миниатюры Мироновой были отмечены призом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
В том же году Мария Владимировна познакомилась с известным ленинградским артистом эстрады Александром Менакером, с которым сыграла первый эстрадный скетч, а в 1940 г. стала его женой.
8 марта 1941 г. у них родился сын Андрей.
Всю войну Мария Миронова работала во фронтовых бригадах.
В 1952 г. Менакер и Миронова создали Театр двух актеров, который просуществовал на сцене более тридцати лет (до смерти Александра Менакера в 1982 г.).
Вместе они сделали девять спектаклей, из которых наиболее известные - "Дела семейные", "Кляксы", "Мужчина и женщины", "Номер в отеле", "12 разгневанных женщин", "Волки в городе", "Семь жен Синей Бороды" и др.
В 1938 г. Мария Миронова дебютировала в кино, в фильме Григория Александрова
"Волга-Волга",
затем снялась в фильме "Преступление и наказание" (1940),
в комедиях "Запасной игрок" (1954),
"Мы с вами где-то встречались" (1954).
В кино Миронова снималась мало, и то, как правило, в ролях второго плана.
В конце 1950-х гг. она снялась в фильмах:
"В один прекрасный день" (1955),
"Драгоценный подарок" (1956),
"Шофер поневоле" (1958).
В 1960-х гг. снялась в киноальманахе
"Совершенно серьезно" (1960),
в фильмах: "Короткие истории" (1963),
"Старый знакомый" (1969) и другие.
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в фильмах:
"Какая у вас улыбка" (1974),
"Почти смешная история" (1977),
"По данным уголовного розыска" (1979), "Жиголо и Жиголетта" (1980), "Назначение" (1980), "Марица" (1985).
В 1982 г. сыграла в телеспектакле "Понедельник - день тяжелый" по мотивам комедии Валентина Катаева "Понедельник" в постановке Александра Белинского.
В том же году после четвертого инфаркта умирает муж Марии Мироновой, ее партнер по сцене Александр Менакер.
Умер внезапно — остановилось сердце.
Похоронили Александра Менакера на Донском кладбище (3 уч.), в одной могиле с родителями Марии Мироновой, которых, говорят, он даже не знал.
Нет сомнения, если бы ему было суждено пережить Андрея Миронова, его, как и его супругу, похоронили бы рядом с сыном.
А в 1987 г. скончался их сын, известный актер театра и кино, любимец зрителей Андрей Миронов, после чего Мария Владимировна какое-то время отказывалась работать.
Только в 1989 г. по приглашению Олега Табакова актриса вернулась на театральную сцену, сыграв ведущие роли в спектаклях Московского театра-студии Олега Табакова "Учитель русского" Буравского и "Норд-Ост" Богдановича.
Для последнего спектакля актриса сама написала монолог "Обращение к Богу".
Она также играла в спектакле Московского театра "Современник" "Эшелон" по пьесе Михаила Рощина.
В 1994 г. Мария Миронова перешла в труппу театра "Школа современной пьесы", на сцене которого с большим успехом выступила в спектакле
"Уходил старик от старухи" по пьесе Семена Злотникова в постановке режиссера Иосифа Райхельгауза, где ее партнером был Михаил Глузский.
Это была последняя театральная работа Марии Владимировны.
В 1995 г. в театре "Школа современной пьесы" состоялся ее бенефис.
В 1991 г. она сыграла в фильме "Казус импровизус",
а в 1996 году сыграла свою последнюю роль в фильме "Уходил старик от старухи".
Помимо актерской деятельности, Мария Миронова занималась и общественной деятельностью.
Она была председателем общественного совета Центрального дома актера имени А.А.Яблочкиной, часто выступала в печати, на радио и телевидении.
До встречи с Александром Менакером Мария Владимировна была замужем.
Первый ее муж - известный оператор-документалист Михаил Слуцкий, с которым она развелась после встречи с Менакером, был арестован как "враг народа".
Однако она не оставила его в беде и носила передачи в тюрьму.
Мария Миронова скончалась в ночь на 13 ноября 1997 г. в Центральной клинической больнице Москвы.
Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой сына - актера Андрея Миронова.
Еще при жизни Мария Владимировна передала свою уникальную коллекцию русского фарфора в Музей декоративно-прикладного искусства, а собственную квартиру и все, что в ней находится, завещала Центральному театральному музею имени А. А. Бахрушина с целью организации в ней мемориальной квартиры семьи трех актеров.
Ее последняя воля была исполнена.
В 1999 г. в Москве (Малый Васильевский, дом № 7) открылся музей-квартира знаменитой актерской семьи Мироновых - Менакера.