Надежда Андреевна Дурова (известна также под именем Александра Андреевича Александрова; 17 сентября 1783 — 21 марта (2 апреля) 1866) — первая в русской армии женщина-офицер (известна как кавалерист-девица) и писатель.
Считается, что Надежда Дурова послужила прототипом Шурочки Азаровой — героини пьесы Александра Гладкова «Давным давно» и фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Однако сам автор опровергает это.
Родилась 17 сентября 1783 (а не в 1789 или 1790 г., который обыкновенно указывают её биографы, основываясь на её же «Записках») от брака гусарского ротмистра Дурова с дочерью малороссийского помещика Александровича, вышедшей за него против воли родителей.
[показать]
«Ротмистр панцирной хоругви», Юлиуш Коссак, 1886 год
Дуровы с первых дней должны были вести скитальческую полковую жизнь. Мать, страстно желавшая иметь сына, возненавидела свою дочь, и воспитание последней было почти всецело поручено гусару Астахову. «Седло, — говорит Дурова, — было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка — первыми детскими игрушками и забавами». В такой обстановке ребенок рос до 5 лет и усвоил себе привычки и наклонности резвого мальчика.
В 1789 отец поступил в город Сарапул Вятской губернии на место городничего. Мать стала приучать её к рукоделию, хозяйству, но дочери не нравилось ни то, ни другое, и она втихомолку продолжала проделывать «военные штуки». Когда она подросла, отец подарил ей черкесского коня Алкида, езда на котором скоро стала её любимым занятием.
Восемнадцати лет была выдана замуж, и через год у неё родился сын (об этом в «Записках» Дуровой не упоминается). Таким образом, ко времени своей службы в армии она была не «девицей», а женой и матерью. Умолчание об этом связано, может быть, со стремлением стилизовать себя под архетип девы-воительницы (такой, как Афина Паллада или Жанна д'Арк).
Кавалерист-девица
Она сблизилась с есаулом казачьего отряда, стоявшего в Сарапуле; возникли семейные неприятности, и она решилась осуществить свою давнишнюю мечту — поступить на военную службу.
Воспользовавшись отправлением отряда в поход в 1806, она переоделась в казацкое платье и поскакала на своём Алкиде за отрядом. Нагнав его, она назвалась Александром Соколовым, сыном помещика, получила позволение следовать за казаками и в Гродно поступила в Конно-польский полк.
[показать]
Наполеон I на поле боя под Фридландом (Орас Верне, 1836)
Она участвовала в битвах при Гутшадте, Гейльсберге, Фридланде, всюду обнаруживала храбрость. За спасение раненого офицера в разгар сражения была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в офицеры с переводом в Мариупольский гусарский полк.
[показать]
Знак отличия Военного ордена 3-й степени
Выдало её письмо отцу, написанное перед сражением, в котором она просила прощения за причинённую боль. Это письмо живший в столице дядя показал знакомому генералу, и вскоре слух о кавалерист-девице дошёл Александра I. Её лишили оружия и свободы передвижения и отправили с сопровождением в Санкт-Петербург.
Император, пораженный самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии в чине корнета гусарского полка под именем Александрова Александра Андреевича, производным от его собственного, а также обращаться к нему с просьбами.
Вскоре после этого Дурова уехала в Сарапул к отцу, прожила там более двух лет и в начале 1811 вновь явилась в полк (Литовский уланский полк).
[показать]
Отечественная война 1812 года.
Французы в 1812 г., пленённые ополчением (И. М. Прянишников)
В Отечественную войну она участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким монастырем, при Бородине, где была контужена ядром в ногу, и уехала для лечения в Сарапул.
Позднее была произведена в чин поручика, служила ординарцем у Кутузова.
[показать]
Погон поручика царской армии (1855-1917)
В мае 1813 она снова появилась в действующей армии и приняла участие в войне за освобождение Германии, отличившись при блокаде крепости Модлина и городов Гамбурга и Гарбурга.
[показать]
Портрет М. И. Кутузова кисти Р. М. Волкова
Только в 1816, уступив просьбам отца, она вышла в отставку с чином штаб-ротмистра и пенсионом и жила то в Сарапуле, то в Елабуге. Ходила она постоянно в мужском костюме, все письма подписывала фамилией Александров, сердилась, когда обращались к ней, как к женщине, и вообще отличалась, с точки зрения своего времени, большими странностями, между прочим — необыкновенной любовью к животным.
Жить в такой глухой провинции Дуровой было невмоготу, она перебралась в город побольше - Елабугу, где и прошли ее мирные годы до самой смерти в 1866 году. В Елабуге у Надежды Андреевны открылся писательский талант. Взяв за основу свой армейский дневник, она написала мемуары, которые с восторгом встретил Пушкин и начал публиковать в своем "Современнике". До сих пор эти записки читаются с удовольствием - настолько талантлив и искренен их автор.
Воодушевленная похвалой Пушкина, Дурова засела за романы, повести, но они не были так удачны, как "Записки кавалерист-девицы". Но писательство не могло заменить войны. Это и понятно - так часто бывает с военными людьми, прошедшими горнило невероятных испытаний. Для них именно там, на войне, и была настоящая жизнь с ее остротой и упоением в бою. Там они испытали бесценные чувства дружбы, товарищества, самопожертвования, счастья победы над противником и своим страхом.
Когда Дурова заканчивала записки, ей не было и сорока лет, предстояло прожить еще десятилетия, а она не просто грустила, а убивалась над могилой прошлого, где осталась ее истинная жизнь: "Минувшее счастье! слава!.. опасности!.. шум!.. блеск!.. жизнь, кипящая деятельностью! ПРОЩАЙТЕ!".
Мирные годы для Дуровой стали отставкой, вынужденным бездельем, бессмысленной мышьей беготней. У нее были странности, с которыми последователи доктора Фрейда сразу же разберутся (ходила только в мужской одежде, не отзывалась на свое женское имя), но горожане запомнили не это, а необыкновенную доброту небогатой женщины к нищим, падшим, к бездомным кошкам и собакам. Только их, а не возлюбленное Отечество она могла теперь по-настоящему защитить...
Музей-усадьба Н.А.Дуровой
Единственный в России музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой.
В числе новых экспонатов прекрасная старинная мебель начала XIX века, новые костюмы и бытовые вещи той эпохи, новые документы из различных архивов, образцы оружия. О каждом экспонате работники музея-заповедника могут рассказать целую историю: как искали, реставрировали, устанавливали.
Вы сможете увидеть документы, удостоверяющие, что род Дуровых дворянский, узнать о сыне Надежды – Иване, которого она оставила на попечение отца и постоянно заботилась о его образовании. Узнаете, что и сейчас во Франции живут правнучки брата Надежды Дуровой Василия, с которыми сотрудники музея ведут переписку.
Можно полюбоваться антикварной мебелью и вышитым кошельком той эпохи, представив, что его, как и портрет Наполеона, вышивала крестом сама любимица императора Александра I.