[показать] Художник Йон БауерПервые книжки, первые сказки. Еще совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые песенки-потешки, потом, позже, настоящие сказки "жили-были…". Когда ребенок становится чуть старше, уже с удовольствием рассматривает яркие картинки в книжке. Моя двухлетняя дочь читает наизусть любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на "нужной странице". Кажется, что ребенок уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки "подсказывают" и "говорят" вместе с малышом.
Художник Доре
В детской книге они важны не менее чем текст.
История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".
Иллюстрации букваря. Карион Истомин. – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века.
Первой иллюстрированной детской книгой в России был "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. Вышел он в Москве в 1692-94 годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были украшены изображениями людей, животных, предметов быта, растений, построек. Все это было призвано привлечь учащихся к изучению азбуки. Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати. К середине девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими книгами работали известные писатели, живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.
Ценность «Букваря» состоит еще и в типографском его исполнении. Издание было значительным шагом вперед в развитии книгопечатания, в распространении русской гравюры на металле. Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание, безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития просвещения в XVIIIвеке.
Иван Яковлевич Билибин
Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.
В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Василиса-прекрасная", "Марья Моревна", "Белая уточка" и др. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке".
Одна из особенностей иллюстраций Билибина - это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Билибин увлеченно работает над эскизами к первой постановке "Золотого петушка" Римского-Корсакова. Сказочные герои - добрые и злые, прекрасные и безобразные - волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.
Виктор Михайлович Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определили мой путь".
Иван -Царевич ев Сером волке. Виктор Васнецов.
Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века.
Юрий Алексеевич Васнецов
Художник Юрий Васнецов. Три медведя.
Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака и др. Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Конек-горбунок", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы.
Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности. Помимо отечественных мастеров, есть замечательные иностранные художники, создавшие много удивительных и прекрасных иллюстраций сказок.
Мориц фон Швинд
Русалки поят оленя
Мориц фон Швинд (1804-1871).
[показать]
Мориц Людвиг фон Швинд \ Moritz Ludwig von Schwind. Призрак в лесу. 1858 год
Мориц фон Швинд (1804-1871) - знаменитый немецкий живописец и иллюстратор. Он создал так называемые "монументальные иллюстрации" по мотивам сказок. Это большие художественные полотна, которые можно увидеть в залах мюнхенской Старой Пинакотеки. Широко известны одиннадцать акварелей Швица, это циклы "Золушка", "Семь воронов и верная сестрица", "Прекрасная Мелузина". Он создал знаменитые, многократно репродуцированные графические листы к сказкам "Семеро швабов", "Кот в сапогах", к сборнику "Старинные и новые детские песни, загадки и басни", "Басням" Лафонтена. Необычайно эмоционально выразительны его иллюстрации к сказке "Можжевельник", легенде о Рюбецале и добродушно-патриархальной "Истории прекрасной русалки" Э. Мёрике.
Гюстав Доре
[456x640]
Графическая манера известного французского художника и скульптора Гюстава Доре (1833-1883), сочетающая легкость штриха с напряженной линией, умение обогатить суть иллюстрированного произведения бесчисленными оригинальными находками нашли восторженный отклик у французской публики. Доре является одним из наиболее известных и плодовитых иллюстраторов второй половины 19 в.
[550x]
Le Chat Botté, par Gustave Doré
Подлинную славу ему принесли книжные иллюстрации к литературным произведениям: "Иллюстрированный Рабле" (1854), "Дон Кихот" Сервантеса (1862), "Божественная комедия" Данте (1861-1868), а также иллюстрации к Бальзаку, Мильтону. Классическими считаются иллюстрации Доре к сказкам Шарля Перро.
Йон Бауэр
Тролли — персонажи, мягко говоря, неприятные. Огромные, неуклюжие, грязные, с дурным характером и плохими манерами. И, несмотря на все это, в скандинавских странах этих тварей очень любят и всячески тиражируют (исключая Финляндию, где любят и тиражируют собственного тролля, который Муми). После прочтения книги пристрастие северных соседей к троллям не становится более понятным, поскольку в «Волшебных сказках Швеции» последние ведут себя из рук вон плохо. Похищают маленькую принцессу, взамен подкинув во дворец собственное гадкое отродье. Сватаются к юной красавице, угрожая запереть ее в темницу на веки вечные. Швыряются
гигантскими валунами, крадут одежду, сквернословят — и прочее, и прочее. К счастью, люди, и особенно дети, всегда находят на троллей управу. Потому что не такие уж они плохие по сути своей, просто им не повезло с внешностью. А главное действующее лицо в шведских сказках — это все-таки суровая северная Природа — горы, озера, моря и леса. Они влекут к себе, манят, но таят опасность — заблудишься в сказочном лесу и пропадешь, посмотришь в зачарованное озеро — потеряешь память…
[270x270]Все девять сказок в сборнике — авторские и написаны чуть более века назад,
однако в них явно ощущается фольклорная скандинавская традиция. В числе авторов — Сирус Теодор Гранер, один из редакторов альманаха «Среди домовых и троллей», с 1907 года традиционно выходящего в Швеции к Рождеству. С момента основания издания и в течение многих лет его постоянным иллюстратором был Йон Бауэр, которого очень любят шведы (в городе Йенчепинге даже есть его музей). Основными цветами книги художник сделал серый, коричневый, черный, темно-зеленый — колорит камней и деревьев, среди которых и живут загадочные тролли — громоздкие, лохматые, увешанные несметным количеством побрякушек, с угрюмыми, но не злыми мордами. Принцессы же у Бауэра — тонкие-звонкие златовласки, в чьем облике явно читается идеал эпохи модерна. Вполне в духе того же
модерна многие иллюстрации «самого сказочного художника Скандинавии» напоминают эскизы для театрального занавеса, за которым, кажется, скрыт целый мир.
«Рипол классик», 2010
Анна Ремез
[показать]
Йон Бауэр (1882-1917) приобрел широкую известность благодаря своим иллюстрациям к книге "среди домовых и троллей". Это он создал традицию в изображении сказочного леса и населяющих его волшебных персонажей. Бауэр специализировался на иллюстрациях к скандинавским легендам.
[показать]Йон Бауэр
Гранвиль
Целую галерею сказочных образов очеловеченных животных создал Гранвиль (его настоящее имя - Жерар Жан-Иньяс Исидор) (1803-1847) - французский художник, график, карикатурист и иллюстратор. Он оказал большое влияние на формирование стиля детских книжек-картинок. Иллюстрировал басни Лафонтена (1837), "Приключения Гулливера" Дж. Свифта (1839-1843).
На рубеже веков в Великобритании появились новые талантливые авторы. В начале столетия увидели свет некоторые из лучших книг выступивших ранее Ф.Х. Бернетт, Э. Несбит и Р. Киплинга. Выдающийся поэт и прозаик Джозеф Редьярд Киплинг стоит особняком в английской литературе этого периода. Он представляет собой сочетание глубоко консервативного мировоззрения и яркого оригинального таланта. В его сказках для детей торжествует добрый юмор и богатая фантазия. К некоторым сказкам Киплинг делал иллюстрации как художник.
Кейт Гринуэй (Гринувей)
Кейт Гринуэй(1846-1901) - английская художница, прославившаяся своими иллюстрациями книг для детей, в том числе и сказок. Первая книга Гринуэй "Под окном" имела большой успех. Одной из самых известных работ художницы стали иллюстрации к "Сказкам матушки Гусыни" и легенде о Гамельнском крысолове.
Значительный след в истории детской иллюстрации оставили Дисней, Ионайтис, Киттельсен, Туви Янсон (иллюстрировала собственные сказки про Мумми Троллей), О. Баловинцева, которая приобрела широкую известность благодаря своим замечательным иллюстрациям к арабским сказкам.
[показать] Йон Бауер
Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.