До развала Советского союза в евангельских церквах почти не поднимался вопрос разводов и повторных браков. Верующие практически не помнят случаи, когда кто-то из членов церкви разводились. Более того, приток неверующих из мира в церковь был не многочисленный, и мало было разведённых в поместных общинах. В то время не было книг, которые бы описывали проблему разводов, да и к чему они были. Поэтому руководство церквей почти не решало проблему разводов и повторных браков. Но в наш 21 век эта тема стала одной из важных в евангельских церквах. По статистике, каждый второй брак разводится, а значит много проблемных людей приходят в церковь («Причины разводов»). Также многие современные молодые семьи не умеют решать между собой конфликты. А многие пасторы не научены, квалифицированно помочь в решении проблем семейным парам. Решив писать о проблеме разводов и повторных браков, я понимаю, что мой материал будет спорным. Но я пишу с точки зрения пастора, который стоит на стороне обиженных людей, и желает помочь найти выход из «безвыходной» ситуации. Поэтому в данной работе я хотел бы представить, моё понимание, библейского решения данной проблемы.
В начале, я хотел бы уточнить, что развод это человеческое установление, потому что мы живём в греховном мире. Богу ненавистен развод, как в принципе (Современный Мал. 2:14-16), но не каждый развод ненавистен Богу (синодальный Иер.3:8). Я как пастор, всегда буду стараться восстановить брак и увещевать супругов простить и примириться друг с другом. Но когда примирение не возможно, тогда необходимо решать проблему законным путём. Как это делал Бог, давая Израилю разводное письмо.
Ещё раз хочу подчеркнуть, Божье установление, чтобы брак был до смерти одного из супругов. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (синодальный Мф.19:6). Эти слова относятся к человеку, который разрушает брак, но не к обиженной стороне. Другими словами, его предупреждение обращено не к тому, кто, наконец приводит в порядок юридические документы после того, как брак уже разрушен, а к тому, кто нарушает свои супружеские клятвы, и, делая это, разделяет супружеские узы (Инстон Брюер 7). Тот супруг, который разрушает супружеский союз и повторно женится, то он прелюбодействует, по словам Христа. Бог против развода, церковь также должна быть против развода. Но мы живём в грешном мире, поэтому развод, к сожалению случается и церковь должна не закрывать глаза на эту проблему, но поэтапно решать её. И мои последующие доводы будут подтверждать этот тезис: что обиженная сторона может разводиться и вступать в повторный брак.
Многие измученные пары уже пришли к решению разводиться, на основании собственной боли, но не на принципах Священного Писания. Другими словами субъективный опыт был доминирующим фактором в принятия решения разводиться. Иногда совесть таких людей мучила, иногда они оправдывали себя, мол, что я должен всю жизнь страдать. Но не только личный опыт должен быть регулирующим аргументом в принятии решения разводиться, но Священное Писание. Что же говорит Библия по вопросу разводов.
Начнём наше исследование с Ветхого Завета. В древние времена, многие мужчины, когда разводились, то оставляли своих жен без социальной защиты, например они не получали свою долю наследства («Женщины в религиях двухречья»). Во времена Хаммурапи люди не считались равными, но Моисей во Втор. 24:1-4 уравнивает женщин с мужчинами. Еврейские женщины могли получать разводное письмо, которое позволяло им устраивать свою личную жизнь и быть социально защищёнными. (Райт. К. 349) Это решение было революционным и шокирующим для людей древнего востока. Возможно, кто то скажет, но Иисус же сказал, что Моисей дал эту рекомендацию разводиться как позволение и при том по жестокосердию израильтян. Это верно, но верно также, что Моисей дал это позволение разводиться, как милостивое решение, чтобы не убивать согрешившую сторону. По жестокосердию, не потому что супруги не могут ужиться, а потому что обычно по закону, грех измены жестоко наказывался смертью (Лойд Джонс). И чтобы жестокосердие не лишило жизни вторую половину, Моисей разрешил развод, но вначале так не было. Так что развод, это человеческое установление, Бог против развода. Но из-за греховности мира, он возможен, как милостивое решение смерти брака.
С другой стороны, во Второзаконие 24:1-4 описывается законность развода, и правила регулирующие бракоразводный процесс (Адамс 121). Моисей желает воспрепятствовать языческим представлениям о разводе. Многие язычники необдуманно по всяким пустякам разводились, а потом поспешно вступали в брак. Моисей полагает конец таким своевольным прихотям. Мартин Лойд Джойс пишет: «Главной целью закона Моисеева было просто кон-тролировать развод. Положение дел в данной области приобрело хаотический характер». Если еврей хочет разводиться, то он хорошенько должен подумать, что обратного пути восстановления брака не будет. Моисей стремится провозгласить этим допущением, а скорее запрещением, что разводиться не стоит, брак до смерти. Ни кому не дано право, разрушать Божественный замысел, что двое будут одной плотью». (Лойд Джойс)
Адамс (126) пишет ещё более радикально, что на основании Втор.24:1-4, такой развод с юридической стороны допустим, но греховен. Почему греховен? Развод формально был обоснован, но он не был приемлем. Потому что жена, которой муж дал разводное письмо, не могла к нему вернуться после смерти мужа, т.к. была осквернена. Её осквернение было связано, не потому что она имела половые отношения с другим мужчиной, но потому что нарушился брачный союз с первым мужчиной. Таким образом, эта женщина нарушила супружескую верность. Когда Иисус говорил, что кто разводится с женою своею, тот даёт ей повод прелюбодействовать, относится к ситуации во Втор.24:1-4, когда женщина получает развод и второй раз выходит замуж. Кто-то может подумать, что это заявление о греховности развода противоречит тому, что было написано выше, что развод является милостивым решением. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что развод является человеческим установлением, а не Божиим. И живя в греховном мире, развод возможен, но не обязательно, это означает, что Бог за разводы. Причиной развода всегда является грех, но не все разводы греховны (Адамс 94). С другой стороны грех развода прощается, так же как и другие грехи. Единственный грех, который не прощается, это хула на Духа Святого. Хотя для некоторых верующих грех развода, это непростительный грех, но Библия этому не учит.
Даже если мы признаем, что развод по причине прелюбодеяния допустим, то возникает больше вопросов, чем ответов. Например, неужели только грех прелюбодеяния является условием развода, а если жестокое обращение в семье? Например в Исх.21:10-11 говориться, что пострадавшая сторона брачного союза, которая лишена нормального обращения к себе, может развестись. Что это значит нормальное обращение к себе? Иметь пищу, одежду и супружеское сожитие. Хотя это текст в Исх.21:10-11 говорит о полигамии, он всё же касается регулирующих принципов моногамного, семейного взаимодействия. «Библейский принцип, который таким образом, устанавливает данный текст — это право на развод в случае, если другая сторона пренебрегает своей супружеской клятвой давать Вам еду, одежду и супружеское сожитие». (Инстон-Брюер 16).
Раввины на основании Ветхого Завета считали, что основание для развода это не только прелюбодеяние, но и пренебрежение едой, одеждой и супружеским сожитием. Эти четыре супружеские обязанности являлись неизменными, когда молодые еврейские мужчины давали клятвы своим невестам на свадебной церемонии. Поэтому Ветхий Завет даёт реалистичные основания для развода. Если супруг пренебрегает материальной заботой или физической привязанностью, то это являлось физической и эмоциональной жестокостью. Следовательно, систематическое жестокое обращение в браке, которое травмирует вторую половину, является основанием для развода. (Брак и развод) Опять же хочу подчеркнуть, что это как позволение, а не повеление, супруги должны научиться прощать, потому что к миру призвал нас Господу. Но не всегда этот мир возможен.
Ещё один ветхозаветный пример для основания развода, это развод Бога с Израилем (Иер.3:8; Ис.50:1;Ос.2:2). Кто то скажет, что это написано образно, потому что Бог всё равно прощал Израиль и не когда не оставлял его, особенно ярко об этом описывает ап. Павел в послании Римлянам с 9-11 гл. Эти люди продолжают говорить, мол, это Бог и поэтому Он решает и поступает, как Ему заблагорассудится. Но позвольте не согласиться, земной развод является отражение духовного принципа, который заложен в самой природе Бога. Прелюбодеяние является ненавистным Богу, поэтому этот грех является причиной развода, об этом говорил и Христос в Матф. 19:3-9. Бог заложил в нас это чувство ревности, когда происходит измена. На генетическом уровне мы не можем «примириться» с грехом прелюбодеяния. Это противоестественно впускать в семейный союз третью сторону. Конечно, этот эмпирический аргумент субъективного характера и не может быть главным в доказательной базе. Всё же, те супруги, кто испытывал предательство по отношению себе, очень тяжело переносят измену. Хотя мы учим прощать, и это верно, но мы также должны учить, что если грех систематически продолжается, то пострадавшая сторона может развестись. Так сделал Бог по отношению к Израилю. В книге Осии, на примере пророка, Бог показал, что Он готов простить прелюбодейную жену «Израиль». Но когда Израиль не изменился и продолжал грешить, другой пророк Иеремия провозгласил развод между Богом и Израилем. «Божий развод был естественным путём разрешения проблемы, возникшей в Его взаимоотношениях с Израилем из-за греха прелюбодеяния, как следствия блуда» (Адамс139).
Развод на основании Ветхого Завета это приведение в юридическую законность того, что уже разрушено и пришло к смерти брака. «Следовательно, развод превратился в юридическую процедуру, в серьезный жизненный шаг, и в результате этого он перестал в сознании людей быть просто сценой домашнего скандала, когда муж мог в порыве гнева выгнать жену из дома. Таким образом, подчеркивалась серьезность брака» (Мартин Лойд Джонс). Бог не осуждает, когда пострадавшая сторона на основании формального закона оформляет развод. Иначе Бог осуждал бы Себя, а это не так. Конечно, развод ужасен и ни кто не может спокойно относится к этой вынужденной операции. Вот почему в Мал.2:14-15 Бог ненавидит развод, он приносит огромную травму супругам. Развод ужасен, но иногда, более ужасно жить в браке и ещё больше деградировать. «Страдания, вызванные постоянным пренебрежением или плохим обращением, могут наносить физический и эмоциональный вред, а повторяющаяся неверность может навлечь нарекание на само понятие супружества» (Инстон-Брюер 20).
Кто-то может сказать, что не совсем убедительно, что Ветхий Завет разрешает развод, но гипотетически возможно согласиться с этим. Но мы же верующие Нового Завета и для нас рекомендации Ветхого Завета не относятся. Но верно ли это утверждение, ведь всё Писание богодухновенно и полезно. Противоречит ли Иисус и Павел учению Ветхого Завета? Когда иудеи задали Иисусу вопрос «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?». Иисус отвечая, сослался на текст Ветхого Завета. Иисус не стал на сторону ни какой раввинистической школы в вопросе развода. Потому что одна школа Галлеля учила, что можно разводиться по любой причине, другая Шемая, провозглашала, что можно разводиться только при грехе прелюбодеяния. Иисус, как бы говорил, что вы не о том думаете, нужно говорить, что брак не расторжим, как это было в начале, задумано Богом. Двое будут одна плоть, что Бог сочетал того человек да не разлучает (Мф.19). Иисус учил прощать согрешившего супруга и не спешить разводиться, как это делали ученики Галлеля. Иудеи думали о том, какова причина развода, а Иисус думал о том, как сохранить Брак. Кто-то может сказать, ну вот, Иисус против разводов и не согласен с учением Ветхого Завета о разводе. Но это не так, и в Ветхом и Новом Завете развод ненавистен Богу Отцу и Богу Сыну. С другой стороны Иисус не согласен с разводами, но вина прелюбодеяния, является основанием начать процесс развода (Мартин Лойд Джонс). Иисус не даёт полное учение о разводах, потому что Он только отвечает на спор между двумя иудейскими школами. Но он закладывает регулирующие принципы в этом вопросе. Что Божья идея Брака не расторжима. Ученики Иисуса это прекрасно поняли и сказали, что если такая обязанность человека, то лучше не жениться. Итак если есть грех прелюбодеяния, то развод нежелателен, но возможен.
Интересно отметить, что евангелист Марк немного по-другому интерпретирует то, что говорит Матфей. Матфей пишет своё евангелие евреям, где бракоразводный процесс начинали мужчины, а не женщины. Марк же пишет римлянам, у которых и женщина могла инициировать развод. Поэтому Марк пишет, что развод может начать не только мужчина, но и женщина (Мр.10:12). Возможно Марк, видя проблемы в среде христианских семей, исходя из местного контекста, хотел помочь семейным парам поступать не по букве, а по духу закона. Марк хотел контекстуализировать библейское учение Христа. Ап. Павел поступил так же, когда разбирает возможность развода между верующей и неверующей стороной. Об этой ситуации, Иисус не говорил, да и как Он мог это сделать, если жил в еврейском контексте. Мы живём в 21 веке, и хотя принципы о разводе остаются теми же, процедура решения может быть другой. Если библейские авторы не много по-другому применяли слова Христа, то почему мы не можем этого делать. Это не нарушает богодухновености Библии, а контекстуализирует неизменные принципы Слова Божия. Как пишет Н.Т. Райт в своём комментарии о разводе в 1Коринфянам 7 гл.: «В этом пункте Павел чувствовал необходимость и крайнюю важность несколько модифицировать учение Иисуса. Но сделал он это не по той причине, что слова Иисуса воспринимались им как одно из мнений, но потому, что приспосабливал эти слова к абсолютно новой ситуации. Мы, живущие в совершенно иных условиях и сталкивающиеся с новыми ситуациями, которые Иисус или Павел едва ли мог себе даже представить, нуждаемся в том, чтобы приобрести мудрость, смирение и верность, необходимые для того, чтобы применять их учение в наши дни» (86).
Продолжая объяснять тему о возможности развода, хотелось бы не пропустить рассуждение Павла в 1Кор. 7 гл. Павел советует не разводиться, а если разводишься, то оставаться одному (ст. 10-11). «Если же разведётся» означает, что Павел допускал развод. Апостол был реалистом, живя в греко-римском мире, развод был распространённым явлением. Конкретными рекомендация о разводе, апостол желает, чтобы этот бракоразводный процесс был контролируемый и мирный. Он говорит, что к миру призвал нас Господь. Другими словами Павел не противоречит словам Христа. Хотя Джон Пайпер в своей официальной позиции не согласен с тем, что развод и повторный брак разрешён, всё же признаёт, что «похоже, Павел осознаёт, что в некоторых случаях развод будет неизбежен. Возможно, он (Павел) имеет в виду ситуацию не раскаяния в прелюбодеянии, случаи оставления супруга или случаи жестокого обращения» (Пайпер).
Хотя есть много других контраргументов в противовес моим доводам, которые я не поднимаю, всё же основная идея моих заключений понятно. Бог против развода, но из-за греха он возможен. И хотя некоторые может быть согласятся с моими доводами по теме развода, больше вопросов будет по поводу повторного брака. Мол, если развёлся, то должен оставаться один, иначе согрешишь. Христианские писатели разделились на 2 главных лагеря, и в каждом есть свои модификации, по поводу повторного брака. Одни «за» повторный брак, другие «против». У каждого лагеря есть свои аргументы, и как говорит Джон Пайпер, мы должны с уважением относится к противоположной точке зрения (Пайпер). Почему повторный брак приравнивается прелюбодеянию, если он логически следует за разводом? Разрешает ли Бог повторный брак, если да, то на каком основании.
Практически все авторы придерживаются мнения, что на основании Рим.7:3, смерть одного из супругов является основанием для повторного брака. Райт в комментарии на Мф.5:31:32 пишет: «Итак, апостолы считали развод допустимым, но только при определенных условиях, с учетом потенциальной возможности повторного брака для одного из супругов» (37). Мартин Лойд Джонс в своей апологетической статье подчёркивает: «Мы можем пой¬ти еще дальше и заявить, что законный развод прекращает брак и что человек может заключить его повторно. Развод разрывает брачные узы, как говорит наш Господь. Он делает человека свободным и позволяет относиться к бывшей жене так, словно она умерла. Невиновный человек имеет полное право на повторный брак» (Лойд Джонс). А Джей Адамс в своём душепопечительском труде пишет: «Чрезвычайно важно понимать, что мнение, согласно которому разведённый не может вступить в повторный брак совершенно безосновательно». (Адамс 155). Даже Павел увещевает молодых вдов вступать в повторный брак (1Тим.5:14). А значит, повторный брак не может быть грехом.
Но одно дело вступать в повторный брак на основании смерти одного из супругов, другое после развода. Тексты евангелий говорят, что кто женится на разведённой, прелюбодействует (Мф.5; 19 и др.). Но если внимательно прочитать, то Матфей говорит: «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Женится на другой является следствием развода. Повторный брак разрешён для пострадавшей стороны, а если есть грех прелюбодеяния, но он запрещён, когда супруг инициатор этого прелюбодеяния. Павел говорил, что если неверующий оставляет верующего, то возможен повторный брак (1Кор.7:28). И если женишься после развода, то не согрешишь. «Остался ли без жены» в контексте развода, а не как говорит Джон Пайпер в контексте учения о девстве (Пайпер). Стихи 27 и 28 главы 7, показывают единую смысловую нагрузку, если ты остался без жены в значении развода, то если женишься повторно, то не согрешишь. Хейз подытоживает свои размышления о повторном браке так: «Евангелие от Матфея явно разрешает мужу, чья жена виновна в porneia, найти себе новую жену ((Мф 5:31-32; 19:9), - хотя и не предоставляет аналогичной привилегии жене. Даже если запреты на повторный брак в Мк 10:11-12 и 1 Кор 7:10-11 относятся только к одному партнеру (мужчине или женщине) - тому, кто инициирует развод, - есть веские основания считать, что молчание текстов по поводу ограничений для стороны, пострадавшей при разводе, предполагает возможность для «невинного» снова вступить в брак» (183).
Повторный брак является следствием того, что верующие на законных основаниях развода, уже не связаны друг с другом. Для читателей послания апостола было само собой разумеющее, что не связаны, касается статуса разведённого человека. Разведённый человек уже не связан (греч. не порабощён) в значении не несёт ответственности за прошлый брак. Прошлого брака уже нет, ни фактически, ни юридически. И поэтому повторный брак разрешён, потому что в таком случае разведённый считается безбрачным. Юридически разведённый не состоит в браке, и поэтому он свободен не только думать о брачных узах, но и вступать в брак, но только в Господе. Джон Мак-Артур пишет: «Брат или сестра в таких случаях не связаны. В глазах Бога связь между мужем и женой разрешается только смертью (Рим. 7:2), прелюбодеянием (Матф. 19:9) и уходом неверующего супруга. Когда узы брака или связь между супругами разорваны одним из этих способов, христианин свободен вступить в брак снова. Повсюду в Писании говорится о том, что, когда бы ни случился законный развод, новый брак допускается» (342).
Я начал свою аргументацию о возможности повторного брака с текстов Нового Завета. Хотя в Ветхом Завете есть несколько мест о повторном браке, о них вкратце мы уже рассуждали, когда разбирали тему разводов. Ещё одно место писания о возможности развода в определённых случаях написано в Иез. 44:22. В этом тексте даётся рекомендация священникам, какую жену они могут себе брать. Ни вдову, не разведённой, а только девицу и вдову священника. Это правило делало священников особыми людьми. Как пишет Адамс: «Дело не в том, что повторный брак вдовы был незаконным, а в том, что священники относились к людям особой категории и не имели права делать того, что для других считалось правильным» (Адамс 156-157). А значит, если Писание в определённых случаях позволяет развод, то повторный брак является логическим следствием. Пример брака священников на определённой категории девушек подчёркивала, что для каждого случая есть уникальная рекомендация. «Нельзя всех мерить под одну гребёнку» и видеть в Писании букву, но не замечать дух. И развод, и повторный брак, являются в какой-то мере благодатью для израненных супругов. Зачем же их наказывать безбрачием, когда столько много искушений в этом мире, ведь на основании Писания можно помочь пройти путь восстановления. Итак, как помогать израненным, после развода супругам реабилитироваться. И в тоже время, как помочь церквам по библейски, относиться к таким людям. «Новый Завет (особенно 1 Кор 7) приглашает читателей к конструктивному размышлению о разводе и повторном браке». (Хейз 183)
Вначале нужно понимать, что есть только один непростительный грех, хула на Духа Святого, а развод и повторный брак к нему не относятся. Поэтому, человек переживший развод может получить от Бога прощение и мир в сердце. «Это ужасный грех, но упаси Боже, чтобы у кого-либо сложилось впечатление, будто бы человек, согрешив этим грехом, ни¬когда уже не сможет получить прощение Божие и навечно останется вне Его Царства. Если такой человек действи¬тельно покается и поймет весь ужас своего греха, если он предаст себя безграничной милости и благодати Божией, то и он будет прощен, и я уверяю вас в реальности такого прощения. Но не забывайте, что сказал наш благословенный Господь: «...иди и впредь не греши». (Мартин Лойд Джонс)».
Часто эмоциональная боль настолько велика, что человек замыкается в себе и ведёт разрушительную жизнь. Майлс Монро пишет разумные рекомендации для разведённых: «Очень часто люди пережившие развод… опускаются физически…Если ваше физическое тело здорово и сильное, вы сможете справиться со своими эмоциями. Заставляйте себя кушать, питайтесь нормально». (121). Библия говорит, что не забывайте жертвы общительности. Общение с другими людьми пережившими развод будет целебным для тех, кто его переживает. Джон Пайпер, один из категоричных авторов, который против разводов и повторных браков, написал взвешенные рекомендации к церкви в отношение к таким людям. (Они) не должны отделяться и жить как одинокие люди, думая, что это приведёт к меньшему греху, поскольку все их половые отношения представляют собой акты прелюбодеяния. Библия не даёт предписаний для этого частного случая, но она рассматривает вторые браки как браки, имеющие особое положение в глазах Божиих. (Пайпер). Разведённый человек не сможет эмоционально и духовно восстановиться после травмы, если не простит от сердца бывшего супруга/у. Гнев и обида будут препятствием для пострадавшей стороны, рационально говорить и поступать. Эмоции успокаиваются, когда супруги прощают друг друга от всего сердца. Тогда они могут и спокойно выслушивать и думать о будущем (Коллинз 616). Если человек получил прощение от Бога и простил бывшего супруга\у, то полезно было бы вовлечься в христианское служение. Развод часто происходит от эгоистического характера, поэтому служение другим людям, преображает характер в образ Иисуса Христа. Если же есть постоянная тяга быть одному, то это означает, что рана после развода ещё не исцелена. Только Бог может полностью исцелить. Поэтому желание быть одному, хорошая возможность в уединении общаться с Богом. Как пишет Майлс Монро: «Действительно, какое то время вам нужно побыть одному, но только не один на один со своими болями, а один на один с Богом». (123).
С другой стороны, чтоб легче справится с последствиями развода, церковь может через служителей помогать таким людям. Регулярные душепопечительские встречи сделают больше, чем человек самостоятельно сделает сам. А для этого церковь, должна изменить, как бы это не звучало кричаще, своё богословие относительно разводов. От моего богословия зависит не только моё отношение, но и поведение. Если церковь будет принимать разведённых, как людей, которым нужна помощь, и не относится к ним с «фарисейской» строгостью. Тогда больше людей будет желать приходить в церковь. И даже больше того, наше правильное отношение к разводу и повторному браку, открывает возможность рассказывать людям благую весть. Бог любит разведённых, не их грех, но их, как личностей, за которых умер Христос. Благая весть будет по настоящему благая, если мы сможем показать людям выход с их «безвыходной ситуации».
Чтобы предотвратить умножающуюся практику разводов, церковь должна взять на себя ответственность укреплять христианские семьи. Проповедь, конференции, душепопечительские консультации, семейные группы, семейные праздники, семейные пикники и лагеря, это далеко не полный перечень, что поместная церковь может сделать для укрепления семьи. Разводу часто предшествует непонимания учения о браке, особенно как решать семейные конфликты. Одна из причин, почему церкви не помогают разводным, это существующие церковные уставы. В которых канонизировалось негативное отношение к разводным людям. Многие пасторы уже переписали свои уставы. Например, в своей книге по богословию развода и повторного брака Инстон Брюер приводит устав разработанный служителями, который тезисно отражает все наши рассуждения по развода и повторного брака. Вот несколько тезисов:
1. Библейскими основаниями для развода являются: прелюбодеяние, пренебрежение и плохое обращение с супругом, каждое из которых является нарушением супружеских клятв
2. Ни один из супругов не должен инициировать развод, кроме тех случаев, когда его супруг виновен в регулярном или нераскаянном нарушении своих супружеских клятв
3. Никто не должен отделяться от своего супруга или супруги без намерения разводиться
4. Если кто–то отделился и стал жить отдельно от своего супруга, не имея на то библейских оснований, им следует постараться примириться со своим супругом
5. Повторный брак разрешен в церкви для любого разведенного человека после прохождения им или ею богослужения покаяния, кроме случаев, когда он или она развелись с невиновным супругом, который хочет примириться и продолжать жить вместе
(Инстон Брюер)
Церковь не может относится к разводным людям, как к второсортным личностям. Бог во Христе смотрит на нас оправданными, как будто мы никогда не грешили. Писание говорит, что такие были некоторые из вас, но омылись и освятились и оправдались именем Иисуса (1Кор.6:9-11). Более того, мы не имеем права, людей пришедших в церковь во втором браке разводить, чтоб они возвращались к первым супругам, якобы эти люди находятся в прелюбодеянии. Пайпер по этому поводу написал следующее: «Втор. 24:1-4. Запрет жене возвращаться к своему первому мужу даже после смерти её второго мужа (потому что это есть мерзость) очень ясно говорит, что сегодня не следует разрывать никакого второго брака для того, чтобы восстановить первый». Совершать бракосочетание разведённых на библейском основании, ещё одна обязанность церкви, чтобы показать, что Бог прощает все грехи и даёт второй шанс раскаявшимся людям. Возврата к прошлому практически нет, поэтому не нужно советовать жизнь безбрачие тем, кто не имеет этого дара. И последнее, прощение также означает, что возможно человека, который в прошлом был разведён, после восстановления допускать до служения. Поместная церковь в праве выбирать какое служение подходит для этого человека. В данной работе не возможно поднять все вопросы касающиеся развода и повторного брака. С другой стороны ситуаций с разводными людьми настолько много и настолько разнообразны, что каждую необходимо рассматривать индивидуально. И не нужно бояться, что если разрешишь развод одним, то другие тоже захотят. Счастливый брак лучше чем развод. И никакой здравомыслящий человек не хотел бы пройти через болезненный бракоразводной процесс.
Список цитированной литературы
«Причины разводов». BabyBlog. N.p. N.d.08 апреля 2011
http://www.babyblog.ru/community/post/family/1303497
Адамс Д. Брак, развод и повторный брак в Библии. Одесса: Тюльпан 2007
Библия: синодальный перевод. (синодальный, Исх.21:10-11; Втор. 24:1-4; Ис.50:1; Иер.3:8; Иез. 44:22; Ос.2:2; Мал.2:14-15;Мф.5:31-32; Мф.19:3-9; Мр.10:12; Рим.7:3; 1Кор.7:10-11, 27-28; 1Тим.5:14)
Библия: современный русский перевод. Москва: Российское Библейское общество, 2011 (современный, Мал. 2:14-16)
Есипов А. «Брак и развод» N.p. N.d.
http://wap.infan.ru/files/wap/0/BRAK_I_RAZVOD.txt
Инстон–Брюер Д. «Развод и повторный брак в церкви».
http://eshatos-lib.ru/files/inston N.p. N.d. 14 июля 2013
Клима, Й. «Правовое положение женщины». Женщина в религиях двуречья. N.p. N.d.
http://woman.upelsinka.com/history/mesop_3.htm
Коллинз Г. Пособие по христианскому душепопечению. Санкт-Петербург. Мирт 2003
Лойд Джонс М. «Учение Христа о разводе». Реформаторская церковь. N.p. N.d. 2009
http://refspb.ru/2009-03-05-15-34-27/3-propovedi/454--q-q
Мак Артур Д. Толкование книг Нового Завета Матфея 1-7. Минск. Принткорп 2006
Монро М. Холост, женат, разведён и жизнь после развода. Киев: Светлая звезда 2003
Пайпер Д. «Развод и повторный брак: изложение позиции».
http://chitate.ru/docs/1001/index-20294-1.html N.p. N.d. 18 июня 2013
Райт К. Око за око. Этика Ветхого Завета.Черкассы: Коллоквиум 2011
Райт Н.Т. Матфей. Евангелие. Москва. ББИ Андрея 2010
Райт Н.Т. Павел. Послание к Коринфянам. Москва. ББИ Андрея 2010
Хейз Р. Этика Нового Завета. Москва. ББИ Андрея 2005