Хотя использование в церкви рок музыки считается мирским компромиссом, она всё же допустима в практике поклонения.
Целью убедительного эссе показать, что современная христианская музыка может использоваться в церковном поклонении. Для объяснения темы выбран метод апологетического инструментария. Это эссе только подчёркивает, что рок музыка допустима в христианском поклонении, особенно в молодёжном контексте. Данная работа ограничена тем, что не проводятся медицинских исследований несостоятельности аргументов против рок музыки. А также нет достаточно примеров для аргументации главного тезиса. Список цитируемой литературы поможет читателю обратиться к материалу, который лучше раскроет тезис.
Стиль рок музыки является личным предпочтением, поэтому его можно использовать в церковном поклонении. Этот аргумент основан на доктрине христианской свободы. Апостол Павел говорит: «…блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Римлянам 14:22). Каждый человек свободен выбирать тот стиль, который отражает его мироощущение. Различие вкусов не должно ограничивать свободу (Миллер 38). Поэтому христианская свобода подразумевает то, что каждый уважительно относится к вопросам, которые Библия не прописывает. И если на молодёжном собрании проходит современное поклонение, то не обязательно это должно нравится взрослым. Эмоционально мы можем не воспринимать, а иногда даже воздвигать стены, которые не дают войти в богатство поклонения (Чек 72). Самое главное уважать выбор других, это и есть проявление христианской свободы.
Так же музыкальные стили основаны на культурных предпочтениях. В каждой субкультуре используется свой стиль. Среди интеллектуалов один стиль, среди не просвещённых другой, среди одних субкультур один у других другой, во взрослой культуре один, в молодёжной другой. Как говорил специалист по истории музыки Эндру Уилсон-Диксон: «Христиане по всему миру готовы воспринимать самые разнообразные типы музыки в качестве средства богослужения» (388). Это касается и других аспектов: одежда, хобби, сленг и т.д. Одному человеку нравится носить галстук, ходить на рыбалку, читать Библию в синодальном переводе. У другого культурные предпочтения и увлечения противоположны, каждый свободен, выбирать то, что он считает нужным и приемлемым. Современный или традиционный стиль музыки должен быть удобным и отражать культурные особенности поклоняющегося (Уэббер 142).
И ещё предпочтения в выборе современного стиля основаны на понимании, кого я могу достигнуть евангелием. Лайнус Моррис говорит, что в стиле богослужения и музыки учитывается фактор присутствия неверующих» (250). Современной музыкой мы пробуждаем к жизни одних, а хоровой других. Современную неверующую молодёжь намного эффективней достигать рок музыкой, чем традиционным классическим стилем. Ряд социологических исследований доказало, что примерно 50% современной молодёжи предпочитает слушать поп и рок-музыку (Music itop). Возможно эта музыка не такая глубокая, как традиционная, но в ней чувствуется радость и увлекающая сила. (Дуглас 46; Уилсон-Диксон 385). Клаус Дуглас в своей речи в защиту современной музыки сказал: «Бит в рок и поп музыке так популярен потому, что он имитирует сердцебиение человека (46). Поэтому рок-музыка так легко доходит до сердца молодого человека».
Второй аргумент в пользу допустимости практики использования рока это то, что богословие и история не узаконивает какой-то стиль музыки. Как говорит Даг Филдс: «Предпочтение того или иного стиля поклонения относится больше к социологии, чем к богословию» (122). Форма поклонение в Библии менялась от поклонения в скинии до поклонения в храме, от синагоги до домашних церквей. Было разное положение тела в поклонении, использовалась громкая и тихая музыка. Пение сопровождалось на разных инструментах и без аккомпанемента. Славили Бога профессиональные левиты и простой народ. Библия учит разнообразию в поклонении. (Миллер 70-72). Нет, какого то канонизированного стиля поклонения Богу, как говорят противники современной музыки (Лукарни 124; Паруссия). Если это верно в прошлом, то верно и в настоящем. Песни, которые сегодня считаются духовными, в прошлом считались мирскими. Пример этому произведение Генделя «Мессия», представители церкви критиковали это произведение, считая его приближённым к миру. Гордон Л. Боррор и Рональд Б. Аллен пишут: «История учит тому, что церковное тело, которое канонизирует музыкальную форму и стиль, начинает медленно превращаться в окаменелость» (Миллер 168). Так что для поклонения Богу мы можем выбрать госпел или блюз, поп или рок.
Далее, для Бога важнее не форма поклонения, а содержание истины. Форма меняется, а содержание остаётся. Форма должна быть только средством и определяться своей целью в конкретной ситуации. Содержание, а не форма поклонения является регулирующим фактором при выборе стиля. Рик Уоррен сказал: «Музыка - это ни что иное, как гармония нот и ритма; духовным делают пение слова. Нет такого понятия, как христианская музыка, есть только христианская лирика». (242) Библия учит нас назидать друг друга песнопениями (Колосянам 3:16). Здесь речь идёт не о музыкальном, а поэтическом выражении. Вообще Бог не настаивает на каких-либо музыкальных формах. Темп, ритм, мелодия, гармония являются относительными факторами (Гец 71). Дарлинг Чек, лидер поклонения церкви «Хилсонг», говорит: «Музыка – чудесное выражение поклонения, но сама по себе она не является сущностью поклонения» (Чек 26). Бог допускает свободу в выборе музыкальных форм, при этом даёт указания относительно содержания пения. Музыкальная форма предназначена помогать верующим изучать Слово Божье. Когда молодёжь в своём поклонение использует современный стиль музыки необходимо учитывать библейское содержание песен.
И наконец, исторически многие благословенные служители, такие как Лютер, Уэсли Бут, Муди и другие использовали современный стиль музыки, отличающийся от традиционного. Воспитание держит нас так крепко, что нам трудно судить непредвзято. Стив Миллер говорит, что «Некоторых людей задело, что Уильям Бут, основатель Армии спасения, использовал светские мелодии и музыкальные инструменты», но это было для достижения неверующих евангелием (44). В свете истории вопрос о включение в церковное поклонение мирских музыкальных стилей является риторическим. Пробуждения через исторических евангелистов было связано с тем, что они вводили новые стили поклонения. Например, моравские братья внесли в поклонение эмоциональный аспект. В их песнях не столько было интеллектуальной нагрузки, сколько чувственной. Они хотели, чтоб поющие прочувствовали боль Спасителя и в результате повернулись к Нему в любви и поклонении (Уэббер 107). «Хорошая музыка, т.е. истинная не должна быть слишком глубокомысленной или сверх интеллектуальной… Моцарт понимал, что хорошая музыка не должна быть отчуждена от своего слушателя». (Эндру Уилсон-Диксон 388). Итак, всякий раз, когда происходили пробуждения или обновления требовались новые песни в новом исполнении. Библия не противоречит использованию новых стилей в поклонении и евангелизации. А история учит нас, что можно и сегодня для эффективного достижения людей евангелием использовать современные музыкальные формы.
Третий аргумент, современные быстрорастущие церкви используют в церковном поклонении рок музыку. Они используют современную музыку, чтобы быть понятными молодёжи. Музыка подобна языку, на котором разговаривает молодёжь. Учитывая этот элемент молодёжной культуры, мы можем быть услышанными ими (Мюллер, У 102). В основном Евангельское послание воспринимается молодёжью посредством стиля музыки. Для многих молодых людей Иисус скучный и неинтересный. Часто такое представление об Иисусе возникает из-за пренебрежения культурными нюансами. Евангелист, не учитывающий музыкальные вкусы молодых людей, может приобретать их для Царства Божьего. Кто-то скажет, что для молодёжи нужна больше музыка, а не слова. Но исследования показывают, что примерно 80% молодых людей поют с исполнителями, а значит, они знают содержание песен. Социолог Серж Денисов говорит: Если вы хотите оказать влияние на молодежь нашей страны, не придумывайте рекламу, а сочините песню (Миллер126,158). Количественно и качественно растущие церкви, ориентированные на молодёжь, используют современный стиль поклонения. Пастор второй баптистской церкви Эдвин Янг в городе Хьюстон, Техас по средам вечером проводит поклонения для молодёжи с использованием современной музыки. На эти встречи приходят около 2 тысяч человек. Билл Хайблс, пастор одной из самой быстро растущей церквей США. Он в своей церкви «Уиллоу крик» проводит собрания для молодёжи с современным уклоном. На молодёжных встречах используется светская музыка с позитивными ценностями. Некоторые молодые люди сами выступают со своими группами. А также поются песни восхваляющие Бога (Миллер 183,187). И таких примеров не мало.
Чаще всего эти служители используют для молодёжи дополнительные собрания, чтобы не потерять старых верующих. Взрослые верующие, которые выросли на традиционных песнях, и имеют равные права с молодыми верующими. Как сказал архиепископ Кентерберийский о музыкальных стилях, что: «нужно использовать разнообразие форм в сочетании новизны и уважения к традиции» (Эндру Уилсон-Диксон 388). Хотя взрослым не нравится новые стили музыки, молодые верующие должны учитывать их культурные предпочтения. Потому что старые музыкальные формы крепко укоренились в сознании взрослых людей. Итак, служители быстрорастущих церквей обычно используют разные собрания с культурными акцентами. И учат взрослых относиться с любовью к молодёжи, которая отличается от них в вопросах музыки. В вопросах поклонения не стоит навязывать другой музыкальный стиль. Даже радиостанции чтоб быть актуальными и востребованными специализируются на одной субкультуре слушателей. Соответственно современному, как и традиционному поклонению, есть место в церкви.
Также эффективные церкви организовывают евангелизационные музыкальные фестивали, чтобы современная молодёжь слушала евангелие на нейтральной территории. Это помогает обеспечить для неверующего безопасную среду. Даг Филдс говорит: «Пока молодёжь не будет находиться в удобной обстановке, она не буде воспринимать богословие» (123). Например, Джош Макдауэлл проводил такие евангелизационные фестивали с рок группой «Петра». Сразу после развала СССР в Талине проходил фестиваль с участием известных христианских исполнителей в рамках программы евангелизации «Проповедь для Христа». На этом мероприятии больше двух тысяч человек заявили о своей приверженности Иисусу. Мы не знаем, кто из них остался настоящим верующим. Мы только можем ожидать от Господа сохранности этих новых верующих. Некоторые музыканты на примере Скотт Уэсли Брауна обучают музыкальных евангелистов, как проводить такие фестивали. Кто-то скажет, что лучше евангелизацию проводить в стенах церкви, а не в не её. Но как говорил Миссионер-новатор К. Т. Стадд: «Некоторые люди хотят жить там, где слышен церковный колокол. Я хочу спасать людей за метр от ада» (Миллер 179). Фестивали современной христианской музыки являются хорошей площадкой для евангелизации современной молодёжи.
Кто-то может возразить таким тезисом, что традиционно рок музыка не использовалась в практике церковного поклонения и является мирским компромиссом. А всегда ли использовалась музыка под аккомпанемент фортепиано или флейты? Исторически очень тяжело прививалось фортепиано в церквах. А для некоторых флейта ассоциируется с вызыванием духов. Есть ли возможность угодить всем в церкви, касательно музыкального стиля? Сколько людей, столько и мнений. Поэтому в выборе стиля важнее не столько бояться обидеть брата, сколько достичь евангелием неверующих людей и удержать их в церкви. Рик Уоррен о своей церкви сказал: «Седлбек — это безвозвратно церковь современной музыки. Нас часто называют в прессе "овцами, которые любят рок". Мы пользуемся музыкальным стилем, который большинство людей в нашей церкви слушает по радио» (245). В некоторых случаях может и стоит угождать немощным верующих, но параллельно учить их, что есть и другие музыкальные формы поклонения. Незрелый верующий должен духовно расти, что бы принимать других верующих, отличающих от него.
А основано ли на Библии это заявление, что традиционно рок не использовался в церковной практике? Традиции, это рамки, но они могут изменяться. В служении Иисуса Христа видно, что он нарушал традиции, рамки фарисеев (Матфея15:20). И апостол Павел нарушал древние устои ортодоксальных евреев. За что был, ими гоним и, в конечном счете, посажен в тюрьму (Деяние 23:10). Так что если традиционно рок не использовался раньше, это не значит верное заявление.
Некоторые оппоненты против рока заявляют, что эта музыка имеет демоническое влияние из за ударных установок («Твоя Библия: вечное сегодня»). Создатели фильма «Колокола ада» утверждают, что рок музыка демонична по природе своей. А свидетельство Лукарни в своей книге убеждает, что он изменил своё мнение о рок музыке из-за демонического аспекта (Лукарни 107). Доказывает ли это, что ритм ударных установок демоничен по своей природе? Может ли спокойная, мелодичная музыка быть демоничной? Музыка в стиле Нью Эйдж спокойна в своей композиции, но она используется для медитации, соединяясь с духовным миром. А когда слушаешь песни группы «Битлз», то удивляешься их спокойной музыке. Но образ жизни этих музыкантов был демонический. Если ударные инструменты имеют демоническое влияние, тогда почему в Библии упоминаются ударные инструменты кимвалы, тимпаны в поклонении Богу (1Царства 18:6; 2Царства 6:5)? Если кто-то не используем рок стиль в церковном поклонение, то это только субъективное мнение.
Можно даже сравнить христианский рок и не христианский рок, разница великая. Когда звучит христианский рок, певцы прославляют Бога и проповедуют моральные ценности. А когда не христианский пропагандируется демонизм, насилие, разврат и бунт. Демонического ритма ударных инструментов не существует, это хорошо доказывает этномузыковед Жильбер Руже в своей книге «Ритм и транс». После многочисленных исследований он говорит, что разные виды музыки могут быть связаны с одержимостью и трансом (Миллер 36). Рок как стиль не может в природе своей быть демоническим. Потому что это же можно сказать и о других традиционных стилях.
Рок музыка, как современный стиль, допустим в церковной практике поклонения. Так как он является личным предпочтение молодёжной культуры и выражением христианской свободы. Этой музыкой достигается современное поколение. С другой стороны, Библия и история подтверждает, что современный стиль не осуждается Богом. А использовался в истории и современности многими благочестивыми служителями для расширения Царства Божьего.
Список цитированной литературы
Библия: Синодальный перевод.
Гец, Д. Внимательный взгляд. Москва: Духовное возрождение, 2001.
Дуглас, К. Праздник Божьей любви. Н. Новгород: Центр Агапе, 2001
Лайнус, М. Влиятельная церковь. Санкт-Петербург: Кредо, 2000.
Лукарни, Д. Почему я изменил своё мнение о современной христианской музыке. Минск: Минская фабрика цветной печати, 2005.
Лучко, А. «Музыка, разрушающая храм». Парусия. N.p. N.d. Web. 2004
http://parusiya.org.ua/the_music_destroying_a_temple.htm
Миллер, С. Споры о современной христианской музыке. Москва: Духовное возрождение, 2001.
Мюллер, У. Понимание современной молодёжной культуры. Киев: КБС, 2007.
Уоррен, Р. Целеустремлённая церковь. Киев: Христианский центр содружества, 1997.
Уэббер, Р. Поклонение прежде и теперь. Санкт-Петербург: Вера и святость, 2003.
Филдс, Д. Целеустремлённое молодёжное служение. Киев: Рука Допомоги, 2006.
Чек, Д. Экстравагантное поклонение. Киев: Светлая звезда, 2005.
Юнак, В. «Что вы понимаете под рок музыкой в церкви, а что нет…». Твоя Библия. N.p.N.d. Web. 7.02.2008
http://www.bible.com.ua/answers/r/7/301371
Москвина, А. «Влияние искусства на жизнь человека». Дом солнца. Np.N.d. Web. 20 мая 2013
http://www.sunhome.ru/journal/13542/p2
Статистика. «Учёные провели опрос: какую музыку предпочитает молодежь». Music itop. N.p. N.d. Web. 5 мая 2011
http://music.itop.net/News/5900
Эндру Уилсон-Диксон. История христианской музыки. Санкт – Петербург: Мирт, 2001.
«Колокола ада. Сила музыки» 12 марта 2008. Web. 20 мая 2013.
http://www.intv.ru/view/?film_id=50752