• Авторизация


АЛАЛИЯ Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? 21-02-2021 21:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения милена70 Оригинальное сообщение

АЛАЛИЯ Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? (задержка речевого развития)

[показать]

Интересные сайты.

  [показать]
 
 

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация


234567
    Страницы:            

Литература по логопедии

  [показать]
 

Игры для развития фонематического восприятия.

Дидактические игры в логопедической работе.

Игры для развития фонематического восприятия.

Формирование фонематического слуха через игру.

Игры со звуками и слогами в работе логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР.

Игры в звуки для детей 4-6 лет.

Игра “Речецветик”

Дидактическая игра “Составь слово по первым звукам”.

Дидактическая игра “Весёлая рыбалка” для детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Дидактическая игра для развития фонематического восприятия и мелкой моторики “Бусы для куклы”.

Дидактическая игра “Кто сегодня именинник?” для детей 6-7 лет.

Дидактическая игра-лото “Где живёт звук?” для детей 6-7 лет.

Логопедические игры для развития речевых и неречевых психических функций в рамках лексической темы “Овощи”.

Игры для коррекции звукопроизношения.

Логопедические игры на автоматизацию звука “Л”.

Презентация "Фонетическая разминка".

Презентация с методическим сопровождением “Сказка о Веселых Язычках”.

Артикуляционная гимнастика в стихах.

Артикуляционная гимнастика - пальчиковый театр "Приключения Веселого язычка и его друзей".

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики “Красная шапочка”.

Артикуляционная гимнастика – игра “Сказка про веселого Гномика”.

Артикуляционная гимнастика “Лягушата”.

Дидактическая игра - пособие на автоматизацию разных звуков “Пирамидка слов”.

Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой».

Артикуляционная гимнастика - сказка “День рождения тигренка Рыка”.

Игры для автоматизации звука «Р».

Игра-презентация на автоматизацию звука [р] “Поиграем с Рыжиком”.

Игры для автоматизации звука «З». (Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.)

Игровые методы работы в процессе автоматизации звуков.

Игровые приемы на занятиях логопеда.

Логопедическая игра «Морское путешествие».

Настольная логопедическая игра “Шипящая дорога”.

Подгрупповая игра на закрепление и автоматизацию звуков в спонтанной речи “Звуковые дорожки”.

Автоматизация звуков с помощью игр. Таблицы для автоматизации свистящих и шипящих звуков.

Дидактическая игра – презентация на автоматизацию и дифференциацию звуков «Помоги слону».

Дидактическая игра на автоматизацию звуков "Мишкины картины".

Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию звуков [c] - [c’] "Едем в отпуск".

Дидактическая игра на дифференциацию звуков [С]-[Ш] “На лесной полянке”.

Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука Л. Сказка “Прогулка Язычка”.

Использование методического приема "Электровикторина" в логопедии.

Игры для развития связной речи.

Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры.

Речевое развитие детей с ОНР в играх. Из опыта работы.

Игровые приемы для развития диалогической речи.

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР.

Игры для развития глагольной лексики.(Формирование глагольной лексики через дидактическую игру.)

Игра-презентация «Фрукты и овощи».

Игры и пособия на развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Шуточное стихотворение - игра "Путешествие букашки" на употребление в речи предлогов.

Дидактическая игра «Путешествие по родному городу» (для детей 6–7 лет).

Авторская игра «Российская армия» (для детей 5-7 лет).

Дидактическая игра “Кому что нужно?” для детей 5-7 лет.

Дидактическая игра “Опасные предметы в быту”.

Логопедическая игра “Где и кем работают люди в нашем городе?” для детей 6 - 7 лет.

Дидактическая игра “Города-герои” для детей 6 – 7 лет.

Авторская дидактическая игра для детей 4-7 лет “Дорожные знаки”.

Авторская дидактическая игра для детей 5-7 лет “Кому что нужно для работы”.

Дидактическая игра “Узнай и назови Ордена Великой Отечественной войны” для детей 5 – 7 лет.

Игры для развития мелкой моторики.

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.

Игровой тренажер “Лесенка” для коррекции и развития мелкой моторики.

Игровой тренажер “Панель с гайками” для коррекции и развития мелкой моторики.

Дидактическая игра – пособие “Веселые петельки” для детей 4 - 7 лет.

Игры для коррекции заикания.

Логопсихотерапевтическая игра на базе ЛЕГО.

Голосовые и логоритмические игры.

Игры для развития ритмического чувства.

Логоритмические игры с палочками.

Игры на детских музыкальных инструментах.

Игровые упражнения по воспитанию правильного вдоха и выдоха.

Игровые упражнения на расширение диапазона голоса.

Игровые упражнения на развитие темпа речи.

Голосовые игры.

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).

Игры, направленные на развитие умений использовать паралингвистические средства.

Игры и упражнения на выделение пауз в речи.

Координационно-ритмические игры.

Игровые приемы работы по развитию моторики и ориентации в пространстве на занятиях учителя-логопеда.

Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения.

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения.

Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте.

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

Дидактические игры по развитию зрительного буквенного восприятия и узнавания.

Дидактическая игра “Логопедическое лото”.

Игры, направленные на развитие пространственного гнозиса.

Развитие и коррекция восприятия схемы собственного тела у дошкольников, имеющих нарушение пространственного гнозиса.

Формирование восприятия отношений между предметами и их группами у детей в игре.

Игровые приемы для развития восприятия пространственных признаков предметов (форма и величина) и зрительного восприятия.

Формирование пространственных отношений на ведущую руку.

Игровые задания по развитию речи и плоскостному ориентированию.

Игра “Цветные коробочки”.

Дидактическая игра “Мой родной город” (для детей 6-7 лет).

Другие.

Комплекс дидактических игр “По дорожке”.

Игры для развития эмоционально-речевой сферы.

Игра-викторина “Символика России” (подготовительная группа).

Дидактические игры для работы в развивающих группах. (подготовительная группа).

Многофункциональная игра “Познавательный конверт”.

Дидактическая игра на дифференциацию звуков [Ц]-[Ч] .“Горошины”.

Дидактическая игра "Доскажи словечко" в рамках лексической темы "Осень"..

Игры на автоматизацию звуков.

Игра - упражнение по обогащению речи словами-признаками.

Игры и упражнения для развития речи учащихся .

Презентация Речевой материал - артикуляционная гимнастика под музыкальное и текстовое сопровождение "Песенка о Веселом язычке-путешественнике".

Игра - занятие «Подвижные картинки» .

Логопедическое пособие для развития фонематического восприятия и автоматизации звуков "Речевая лаборатория".

Физ. минутки на стадии автоматизации звуков..

Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию звуков для детей старшего дошкольного возраста Прошнуруй и не только.

Презентация "Использование игр и упражнений по формированию и развитию просодических компонентов речи в режимных моментах".

Логопедическая игра - презентация "Хлеб. Профессия Пекарь"..

Дидактические игры на автоматизацию звуков Р, Л, Ч.

Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи ВРЕМЕНА ГОДА.

Игровое пособие Юный писатель.

Интеллектуальные игры для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР) 5-8 лет..

Логопедические игры «Помоги Золушке», «Сколько? Чего? (Кого?)», «Жадный медвежонок».

Авторская дидактическая игра «Чей хвост?».

Авторская дидактическая игра Прятки.

Авторская дидактическая игра Кто в теремочке лишний? .

Многофункциональное учебно-развивающее коррекционное пособие "Кубики-Перевертыши".

Авторская дидактическая игра "Путешествие Колобка".

Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях. Игры и упражнения для дифференциации звуков [Л]-[Й].

Полезные материалы по развитию речи для логопедов, воспитателей и родителей.

 

Презентация "Использование игр и упражнений по формированию и развитию просодических компонентов речи в режимных моментах".

Логопедический массаж лица в стихах.

Пословицы и поговорки, распределенные по лексическим темам.

Презентация “Речевой материал для автоматизации звука [ш]по русским мультфильмам”.

Федоренко Т.Г. Презентация “Путешествие по стране Логопедия”.

Клеменова Е.В. Упражнения для автоматизации звуков Р и Л.

Белова Е.В. Презентация “Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении”.

Шутова Е.А. Презентация "Формирование и развитие просодических компонентов речи путем использования картотеки игр и упражнений "Профессии".

Курочкина Т.А. Дидактические пособия по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в старшей группе для детей с ОНР.

Васильева О.Л. Мастер–класс “Технология работы по развитию и совершенствованию технической и содержательной сторон чтения у детей с ОНР”.

Рузанова С.М. Стихи для детей старшей логопедической группы на заключительный “Праздник чистой речи”.

Турочкина Л.В. Оригинальная серия текстового материала (для обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста).

Бондаренко О.Н. Пальчиковая гимнастика “12 месяцев” (авторская).

Муравьева Н. Массаж кистей рук.

Митрясова Д.Дидактическая игра - презентация "Катя идет домой. Звук К".

Козлова Л.Н. Многофункциональное логопедическое пособие “Ежик”.

Шишлянникова Г.А., Стрелковская О.Н. Семинар-практикум “Взрослые и детские трудности обучения грамоте”.

Кузнецова М.В. Положительный опыт оформления логопедической тетради детей и методика работы по коррекции звукопроизношения у детей логопедической группы в детском саду.

Лаврова Г.Н. Авторские стихотворения по лексическим темам недели, для НОД с детьми с ЗПР.

Паньшина Т.А. Родительский клуб “Ступеньки к школе”. Тема “Тематический день как форма развития компонентов речи ребёнка”.

Власенкова В.И. Скороговорки для автоматизации произношения разных звуков по теме “Транспорт”.

 

Развитие речи ребёнка до рождения и в раннем возрасте. Советы родителям.

Кунакова Е.А., логопед, г.Москва.

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.

Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.

Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён. В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за помощью к специалисту.

Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность. Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит – можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем. Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.

Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.

Важная функция предречевого периода – грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит – есть повод обратиться к врачу.

В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки – появляется гуканье, потом гуление. Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям.

Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.

То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье.

Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка. Некоторых родителей беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость). Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой вирусные заболевания в период беременности, контакт с вредными веществами и перенасыщение детского организма витамином А. В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят хирургическим методом.

Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте – заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносит сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые - причины, которые могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести “режим молчания”. Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло – стоит обращаться за помощью к неврологу. После лечения надо развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не возобновилось.

Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу. Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины. Главное – своевременно показаться врачу.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.

По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек.

Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы. Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать – “Дай!”, девочка попросит – “Мячик”. Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые. Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам специалистов.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.

Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит – повторять за ним, плачет – уделять внимание. Произнёс первый слог – обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова.

Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать “как сорока-ворона кашу варила”, “ладушки-ладушки жили у бабушки”.

Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме – тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия.

Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы и возможные сбои в её развитии.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.

Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.

Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. В области логопедии есть много полезных разработок. Специалист поможет построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.

Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов – телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь – это может привести к психологическим и речевым комплексам. Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный принцип – польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт. Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё большею Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям – некритично. Речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной – уже тр

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АЛАЛИЯ Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? | Галина_Смородинова - Дневник Галина_Смородинова | Лента друзей Галина_Смородинова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»