| Брюсов Валерий Яковлевич (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.
Один из основоположников русского символизма. |  В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).
Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир». Но сегодня хочу немного познакомить вас не с Брюсовым-поэтом, а с Брюсовым-прозаиком. |
Первая любовь. Приизнание приятеля
"– Нет, моя первая любовь была иная. Вернее, любви здесь и не было вовсе, была ненависть. Мне тогда было лет шестнадцать. По годам я был уже не мальчик. Но я был воспитан дома, среди женщин, не был ни в школе, ни в гимназии. Поэтому я совсем не знал жизни, был робок, застенчив, всегда углублен в себя. Впрочем, я много читал и много мечтал."
За себя или за другую Адвокат встречает за границей женщину, которую принимает за свою бывшую возлюбленную, однако та утверждает, что они незнакомы. Ее зовут иначе — не Елизавета, а Екатерина, но сходство несомненно — однако несомненны и различия. Чтобы еще больше ввести своего кавалера в заблуждение, дама предлагает: им обоим вести себя так, будто она действительно Елизавета.
Мраморная головка - Рассказ бродяги Его судили за кражу и приговорили на год в тюрьму. Меня поразило и то, как этот старик держал себя на суде, и самая обстановка преступления. Я добился свидания с осужденным. Сначала он дичился меня, отмалчивался, наконец, рассказал мне свою жизнь...
Последние страницы из дневника женщины Не могу лишить себя и вас удовольствия ещё раз прослушать совершенно удивительный радиоспектакль по повести Брюсова, впервые опубликованной в журнале «Русская мысль», 1910, и позднее вошедшая в книгу «Ночи и дни. Вторая книга рассказов и драматических сцен».
Муж молодой женщины, автора дневника, был найден убитым в кабинете. Героиня пытается продолжить привычную жизнь, балансируя между двумя любовниками, однако её вдовство и свобода только усложняют их отношения... |
Первая любовь
| За себя или за другую
| Мраморная головка -
Рассказ бродяги
| Последние страницы
из дневника женщины
|  Мистика любви
классический любовный треугольник распадается из-за странных, мистических причин. Речь идет об отношениях между Андреем Белым, Ниной Петровской и Валерием Брюсовым
|
|