12 сентября отмечает 80-летний юбилей известная советская и российская актриса театр и кино, народная артистка СССР, певица и художественный руководитель МХАТа Татьяна Васильевна Доронина. Одна из самых востребованных и ярких актрис эпохи 60-80-х гг. ХХ века, она сыграла много драматических ролей, волнуя сердца не только их исполнением, но и чудным голосом, который хочется слушать снова и снова. О лучших ролях в кино Татьяны Дорониной читайте далее.
Ее кинокарьера началась в 1955-м и сразу удачно. В фильме про освоение целины «Первый эшелон» она сыграла роль Зои.
В военной драме 1958 года «Шли солдаты» ей досталась роль деревенской девушки Христи.
В фильме «Горизонт» (1961) Татьяна Доронина представила простую труженицу, ударницу, совхозницу Клаву.
В «Перекличке» (1965) ей досталась роль Ники. Фильм рассказывает о диалоге поколений, возвращая нас к событиям Великой Отечественной войны.
Татьяна Васильевна сыграла современную женщину, жену космонавта Бородина, которая чаще слышна за кадром, чем появляется на первом плане. Любовная драма супругов осложняется временными срезами: на войне лейтенант Бородин увлечен актрисой, в мирной жизни он покоряет космос. Героиня Дорониной несколько эфемерна, инфернальна – она то в реальной жизни, то предстает как девушка-мечта.
Известность Татьяне принесла роль Нади в фильме «Старшая сестра» (1966).
Ее героиня заменила младшей сестре мать и занимается ее воспитанием. Надежда Резаева увлечена театром и грезит сценой. Ради счастья младшей сестры она отказывается от мечты. Но жизнь складывается иначе, и Надежда оказывается в театре. Ее монолог из В.Г. Белинского на экзамене «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» решил судьбу.
Особенно зрителям понравилась песня в исполнении Татьяны Васильевны «И я была девушкой юной».
С этого времени актриса снимается только в главных ролях. Заметной оказалась Нюра, героиня Дорониной в фильме «Три тополя на Плющихе» (1967). Простая деревенская женщина, верная и преданная жена, мать двоих детей, живущая, как ей казалось, счастливо, вдруг понимает, что есть мгновения радости, на которые только стоит решиться и… Но Анне Григорьевне не хватило смелости на отчаянный шаг. Покорно она отправляется из столицы обратно в деревню, домой, к мужу, детям, но в сердце ее будет навечно звучать «Нежность», напоминая ей о том водителе такси, который влюбился в нее с первого взгляда.
У фильма в советскую эпоху в принципе не могло быть другой концовки. Если бы Анна отдалась во власть эмоций, оставила в деревне детей и мужа, она бы считалась падшей женщиной, женщиной легкого поведения. Поэтому она
«задушила» свои чувства, подумала о долге перед семьей. В наши дни, если бы снималось такое кино, мог бы произойти другой оборот событий. Поэтому, может быть, просматривая фильм, и возникает ощущение безысходности.
В 1968-м зрители увидели Татьяну Доронину в образе Наташи в фильме «Еще раз про любовь». Картина имела невероятный успех. Этот фильм – энциклопедия жизни 60-х гг. ХХ века. И конечно, он о любви на фоне эпохи «оттепели». Профессии главных героев и взгляды настолько полярны, что притягивают друг друга своей противоположностью. Женственная, утонченная стюардесса и хмурый, на первый взгляд, ученый случайно встречаются в кафе. Каждый мечтает о счастье, но представление о нем у всех разное...
Песня в исполнении Дорониной «Солнечный зайчик», прозвучавшая в этом фильме, до сих пор любима многими.
Следующим триумфальным фильмом стала музыкальная комедия «Чудный характер» (1970). Доронина исполнила главную роль певицы Надежды Казаковой. Ее героиня, выступая на музыкальном фестивале, встречает давнего знакомого из Красноярска инженера Соколова, который уговаривает поехать с ним и устроить концерт для рабочих, строящих железнодорожную станцию. Путь неблизкий – 150 километров. Надежда – эксцентричная особа, изводит окружающих своим настроением и подчас сумасбродными желаниями. Но это только защитная реакция – внутри это очень тонкий, ранимый человек, способный на глубокие чувства. По иронии судьбы они не находят ответного отклика…
Интересна роль Дорониной в фильме «Мачеха» (1973). Татьяна Васильевна великолепно сыграла роль Шуры Олеванцевой, Женщины с большой буквы. Банальная история могла бы перерасти в настоящую трагедию, но этого не случилось благодаря душевным качествам ее героини. Мирный уклад и идиллию простой семьи нарушает внебрачная дочка Павла Олеванцева, о которой он ничего прежде не знал. Мать ее умерла, и теперь девочка приехала к отцу.
Подавив в себе обиду, Шура принимает ребенка в семью, старается лаской, добрым словом наладить отношения со Светой. В конце фильма девочка уже называет мачеху мамой.
Великолепна Татьяна Васильевна и в роли Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы» (1974). Ее героиня, тонко чувствующая жизнь, становится игрушкой в руках расчетливого человека, в уме у которого только звон монет.
В военном приключенческом фильме «На ясный огонь» (1975) Доронина сыграла Касьянову Анну Лаврентьевну, большевистскую шпионку, которой не раз приходилось менять парики и платья, бывать в опасных переделках, пережить плен и ложный расстрел. Но самое интересное – личная жизнь… Особенно впечатляют песни в исполнении Татьяны Васильевны.
В телевизионном 8-серийном художественном фильме «Ольга Сергеевна» (1975) Доронина сыграла главную героиню, женщину, занимающуюся изучением океанов. «Красивая, но не желанная», пронесла через всю жизнь любовь лишь к одному человеку. Но счастье ей так и не улыбнулось.
В мелодраме «Капель» (1981) Татьяна Васильевна предстала в образе Марии Григорьевны, матери трудного подростка, которая неожиданно открывает в себе дремавшие чувства.
Песня в исполнении Дорониной «Я тебе пригожусь…» подкупает своей искренностью и неподдельностью чувств.
В драме «Валентин и Валентина» (1985) Татьяне Васильевне досталась роль матери главной героини, консервативной и недалекой женщины, пытающейся разрушить счастье собственной дочери.