Первая экскурсия, которую мы совершили в Крыму - это в Коктебель. Коктебель расположен в 20 км к юго-западу от Феодосии. Он расположен у подножия потухшего вулкана Карадаг. Карадаг - единственный в Крыму древний вулкан, сохранивший в чрезвычайном богатстве и разнообразии основные черты вулканического происхождения.
Почти до конца 19 века о Коктебельской долине знали лишь геологи и немногие путешественники, которым довелось побывать в восточном Крыму. Достойное его всемирное признание Коктебель получил только в 20 веке.
Образ Коктебеля неотделим от имени Максимилиана Александровича Кириенко-Волошина. Поэт, переводчик, художник, философ и путешественник поселился у подножия Карадага в конце прошлого века. Двери дома Волошина всегда были гостеприимно открыты, и в Коктебеле побывали лучшие представители России. В Коктебеле гостили Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Викентий Вересаев, Максим Горький, Петр Кончаловский, Осип Мандельштам, Алексей Толстой, Роберт Фальк, Марина и Анастасия Цветаевы, Сергей Эфрон и многие другие. Конечно же, я давно хотела побывать там и и посмотреть на столь знаменитое место. И само название Коктебель было таким загадочным и манящим!
Полчаса езды на автобусе от Феодосии и мы в Коктебеле. Ищем Дом Волошина. Какого же было разочарование увидеть его затерявшимся среди палаток с сувенирами, кафешек и толп отдыхающих.
Вот таким я увидела Дом Поэта.
Но, войдя в калитку парка, ты попадаешь сразу в другой мир, что даже удивительно. Здесь царят тишина и спокойствие в тени старых деревьев.
Еще оказалось, что мы приехали сюда 11 августа в не простой день, а в День памяти Поэта.
А когда мы вошли в Дом и началась экскурсия стихами Волошина, то мое сердце затрепетало. Вот и мне судьба сделала подарок - стать гостьей этого удивительного дома.
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
В прохладных кельях, беленных известкой,
Вздыхает ветр, живет глухой раскат
Волны, взмывающей на берег плоский,
Полынный дух и жесткий треск цикад.
А за окном расплавленное море
Горит парчой в лазоревом просторе…
Первый зал первого этажа музея посвящён рассказу о жизненном пути Волошина, а во втором зале представлены его акварели.
Волошин говорил, что ни один его пейзаж «не написан с натуры, а представляет собой музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа» и у него «нет ни одного «вида», который бы совпал с действительностью».
Его акварели изумительны. В небольших лаконичных акварельных листах в удивительной гармонии линии и цвета художник сумел соединить реализм изображаемого пейзажа и своё видение этого пейзажа внутренним глазом историка, философа, мистика».
Ореолы облаков.
Год: 1928.
Луна восходит над заливом. 1926 г.
Затем мы поднялись на второй этаж и очутись в мастерской. И это самое волшебное место! Здесь он творил, отдыхал в первой половине дня, здесь принимал гостей. Здесь много пространства и света. Благодаря удачному расположению окон, солнце весь день попадает в помещение. Внутренние створчатые ставни помогали сдерживать его вторжение и регулировать освещение. Большая высота и потоки солнечных лучей создавали подобие пленэра, на котором легко дышится и работается.
Из четырех очень высоких окон пятигранной башни окон открываются потрясающие виды: от горы Кучук-Енишар на востоке до горы Кок-Кая на западе, обращенной к морю профилем поэта. А посередине — Коктебельский залив и вечное Киммерийское море. Я посидела на той белой лавочке у окна.
Но в эти дни доносов и тревог
Счастливый жребий дом мой не оставил:
Ни власть не отняла, ни враг не сжег,
Не предал друг, грабитель не ограбил.
Утихла буря. Догорел пожар.
Я принял жизнь и этот дом как дар
Нечаянный — мне вверенный судьбою,
Как знак, что я усыновлен землею.
Всей грудью к морю, прямо на восток,
Обращена, как церковь, мастерская,
И снова человеческий поток
Сквозь дверь ее течет, не иссякая…
В мастерской находятся письменный стол, бюро, мольберт, полки с книгами. Повсюду сухие горные растения в глиняных вазах, в берестяных туесках, сделанных матерью поэта. Здесь немало интересных находок, в том числе фрагмент корабля гомеровской эпохи, на котором сохранилась обшивка бронзовыми пластинами. Этот дар моря хранится вместе с фрагментами античной керамики, найденными в Коктебеле на плато Тепсень, греческими амфорами и другими раритетами эпохи Эллады.
Здесь молотки, рубанки, топоры, ножовки, пилы по железу, кисти и краски, палитры, баночки с растворителями, шахматы и многое другое. Все в мастерской сделано руками хозяина. Он прекрасно плотничал, слесарил, пилил, строгал, фотографировал, выращивал растения, возделывал землю. Руки труженика, деревенского умельца…
Добротное, крестьянское начало чувствовалось во всей его колоритной фигуре («семь пудов мужской красоты» — как он сам говорил о себе) с полынным веночком на голове, с посохом и босыми ногами.
Но самое большое впечатление на меня произвела на меня его каюта, устроенная с левой стороны мастерской - небольшой, отгороженный деревянной стенкой уголок, внутри которого слева и справа расположены широкие диваны с высокими спинками. Посредине, между диванами, на высокой стеле, украшенной серым полотном с большим рисунком древней галеры, стоит скульптурный портрет египетской царицы Таиах. И удивительная история с ним связанная.
Удивительный скульптурный портрет египетской царицы с удлинёнными, миндалевидными глазами и едва заметной таинственной улыбкой стал не только неотъемлемой частью дома Максимилиана Волошина в Коктебеле но и, пожалуй, одним из самых неожиданных и чарующих образов русской поэзии “Серебряного века”.
…Войди, мой гость: стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога...
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Впервые Волошин увидел скульптуру Таиах в июне 1904 года в музее Гимэ в Париже, когда совместно со своей возлюбленной Маргаритой Сабашниковой любовался египетскими древностями. Найденная при раскопках Карнакского храма, статуя не сопровождалась какими-либо надписями, что давало повод египтологам в разное время давать ей различные имена. Предполагали, что это царица Тийя, затем богиня Мут, современная наука видит в ней царицу Мутнеджмет. Сам же Волошин назвал её царицей Таиах. В образе царицы Таиах Максимилиан Волошин увидел воплощение своей возлюбленной - талантливой художницы, музы-вдохновительницы. Его поразило их удивительное сходство. Слепок с портрета Солнцеликой Волошин приобрел весной 1905 года в Берлине и никогда с ним не расставался. Позже Таиах «переехала» в Коктебель и навсегда поселилась в мастерской поэта. Расположенная так, чтобы не сразу обращать на себя внимание, каюта Таиах стала центром интерьера мастерской.
Максимилиан выбрал для Таиах такое место в мастерской, чтобы один раз в году, а именно в августе — месяце самого поэта полночный лунный свет (а это время полнолуния) заливает мастерскую и попадает на лицо царевны. И лицо ее будто оживает: уголки губ шевелятся, глаза блестят и улыбаются. Этих мгновений с большим волнением ждал поэт.
Улыбка Таиах выражает только самое светлое, самое поэтичное, свойственное женской душе. Это волшебная улыбка, дарующая мечту, надежду, веру в самое вечное в человеке. Но грустна улыбка Таиах, ибо та любовь не была счастливой....
Тихо, грустно и безгневно
Ты взглянула. Надо ль слов?
Час настал. Прощай, царевна!
Я устал от лунных снов.
М. В. сабашникова "Автопортрет".
С Маргаритой Васильевной Сабашниковой они расстались. Но этот талисман помог Волошину выжить в «ревущем пламени и дыме» Гражданской войны. Дом Поэта – единственная постройка на набережной Коктебеля, уцелевшая во время Великой Отечественной. Его сохранила прекрасная Таиах.
Я спускаюсь по ступеням из его мастерской, унося в своем сердце навсегда сказку о царевне Таиах.
Фотографирую гору Кок-Кая , обращенную к морю профилем поэта.
Еще раз обхожу дом, старый парк.
И мы снова выходим на берег чудесного коктебельского залива. Вдали виднеется горы, где-то там Кучук -Енишар, на которой находится могила Волошина.
...Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.