"Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом.
Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон."
Сальвадор Дали.
Городок Фигейрас расположен недалеко от границы с Францией и совсем близко к пляжам побережья Коста Брава. Он знаменит прежде всего тем, что в нем находится уникальный Музей Дали. Это, кстати, второй по посещаемости музей Испании. Биографию Сальвадора Дали я пересказывать не буду - для всех интересующихся есть Интернет. Но о Музее великого художника, который был создан при его жизни, я охотно расскажу.
Краткая справка из путеводителя:
"Идея создания музея родилась в 1961 году. Началось все с просьбы новоизбранного мэра Фигейрaса. Тот попросил прославленного уроженца подведомственной территории подарить городу одну из своих работ. Дали решил подарить музей. Причем не просто музей, а театр-музей! "Вся моя жизнь была театром", - говорил мэтр. Поэтому Дали верил, что лучшего места для музея ему не найти. Он выбрал местом для своего музея остатки старинного городского театра, пострадавшего в 1936 году от бомбёжек во время гражданской войны. Это неоклассическое здание, датируемое 1850 годом и созданное архитектором Жозепом Рока".
Музей Дали со стороны улицы:
Уже на подходе к Музею посетителя встречает скульптура под названием "Ньютон". Фигура деформируется и закручивается под влиянием гравитации:
Ступня:
С другой точки:
Для многих туристов Театр-Mузей Дали - не более, чем очередная слишком "заезженная" достопримечательность. Но для меня это место - Мекка, цель, средоточие творчества и гения Дали. И вот из-за поворота появляется необычное здание Театра-Музея:
Почему Театр - и Музей? Вот как объяснял свое решение сам художник: "Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви Св. Пере, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я в 1918 году впервые выставил свои живописные работы".
На крыше здания стоят позолоченные манекены в различных позах. Некотopые из них как бы приветственно машут руками . Среди манекенов - белые фигуры рыцарей с батоном-багетом на головax:
Убранство площади, где расположен Музей, Дали дополнил своей работой: в витрине за стеклом на опорах из яиц стоит картонная голова великана. Таким видел Дали современного человека. У него вместо зрачков - кукольные головы, его зубы из игрушек, а в лоб вмонтирован телевизор. Живи Сальвадор Дали сейчас, взял бы вместо телевизора АйПэд ))
Крупный план:
Напротив главного фасада музея стоит памятник гению каталонской мысли Франциску Пужольсу. Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной "Мыслителю" Родена.
В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция:
Очень декоративна и необычна внешняя стена Музея. Прежде всего бросается в глаза тёплый красный цвет стен. Золотистыe украшения выполнены в виде крестъянского хлеба, к которому Дали относился с большим уважением. Громадные яйца на башнях и на карнизах венчают картину. Дело в том, что яйцо, как считали сюрреалисты, это самая совершенная форма и основа всего:
Северная стена и геодезический стеклянный купол Музея:
Руины театра муниципалитет передал Дали для обустройства музея. Они представляли собой останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены, чудом сохранившиеся проходы в ложи и портальная арка сцены. С момента начала строительных работ до их окончания прошло 14 лет. Дали был воодушевлен идеей собрать все свои необыкновенные творения под одной крышей, объединив их в единый мистический ансамбль. Он лично контролировал каждый участок работ, отшлифовывая образ будущего "лабиринта сюрреализма" до мельчайших деталей.
Это был самый крупный и самый капиталоёмкий проект художника. На создание Театра-Музея ушло почти всё немалое состояние Дали и Галы, правительственные субсидии и многочисленные пожертвования горожан и друзей. В результате потраченных усилий город приобрел достопримечательность с мировой известностью. Сам Дали стал одним из немногих гениев, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.
Башня Галатея, где жил сам Дали с Галой:
Конечно, не все были довольны этим Музеем. К правительству Каталонии обратилась группа местной интеллигенции с петицией против существования безнравственного и антихудожественного Музея. Они требовали провести официальную экспертизу и признать Дали невненяемым и сумасшедшим. Когда художник об этом узнал, он рассмеялся: " Я подарил Каталонии самые прекрасные из своих работ. Может ли кто-нибудь сомневаться в умственном здоровье того, кто способен на это?" Каталонские интеллектуалы были посрамлены.
Двери входа в Музей. Ручки сделаны в виде любимого мотива художника - палочек на подпорках:
Статуя Ганимеда в фойе. Пышная позолоченная корона на голове скульптуры досталась Гале от труппы русского балета, гастролировавшего в Париже:
Всё здание Музея поделено на залы. Описывать подробно я их не буду, так как сам Дали говорил: "Кто может сказать, что здесь изображено, если я сам не всегда знаю?..." Поэтому требованием художника был осмотр его творений без экскурсовода. Инсталляции, экспозиции, картины, скульптуры, стереоскопические фотографии, - все живое! И все требует тщательного осмысления.
Вход в экспозицию с лестницы и многометровая кукла-инсталляция в пролёте лестницы:
Версия колонны Траяна в исполнении Дали:
Голографический крест:
Жакет Шанель живет собственной сюрреалиcтической жизнью:
Сюрреалистический арт-обьект крупным планом (на предыдущей фотографии - слева от жакета):
"Ретроспективный женский бюст" (1970) на фоне распластанных тушек фазанов:
"Американская поэзия или космические атлеты", 1943:
"Вознесение Сальвадора и Галы", роспись потолка одного из залов:
В музее очень много портретов Галы разных лет, женщины и музы, которую Сальвадор Дали любил, боготворил и рисовал всю жизнь. Без Галы мир не узнал бы Дали.
"Сферическая Галатея" 1952 г., портрет Галы:
Центральный зал Музея - бывшая сцена театра. Над ней царит гигантский стеклянный геодезический купол Эмилио Пересa Пипейро. Как Микеланджело, задумывая свой собор Святого Петра, более всего заботился о куполе, так и Дали решил, что купол станет главным элементом необычного строения:
[700x525]
"Меня зовут Сальвадором — Спасителем — в знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты" (c)
В центре расположено известное творение художника, величайшая иллюзия Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод. На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна. В проемах над арками - гипсовые "ангелы-хранители" Музея.
Центральный зал или сцена:
Картина крупным планом:
Одно из боковых помещений с гигантской люстрой:
Противоположная сторона сцены:
Каждая деталь, каждая картина вносит свое звучание в композицию главного помещения:
В 1934 году Сальвадор Дали сделал небольшой набросок гуашью на газетной бумаге. Он бы остался незамеченным общественностью, если бы на нем не была изображена Мей Уэст, звезда Голливуда 30-х годов. Лицо дивы Дали интерпретировал как интерьер комнаты. С губами-диваном, носом-камином, глазами-картинами и волосами-драпировками. Один из почитателей таланта Дали, лондонский галерист, предложил по эскизу изготовить диван в форме губ и обтянуть его истошно-малиновым атласом (цвет любимой помады Мэй Уэст).
Позже на английских мебельных мануфактурах было сделано много таких диванов, причем цвет обивки менялся в зависимости от моды. Когда создавался Музей, Дали решил сделать целую комнату-инсталляцию по своему же рисунку. Когда заходишь в помещение, сначала не удается охватить взглядом всю инсталляцию. Только когда поднимаешься на специальный помост в виде верблюда и прикладываешь глаз к большой линзе, из отдельных частей возникает нечто гармоничное и целое.
Инсталляция "Портрет Мей Уэст в интерьере", сфотографировано из точки рядом с линзой:
В расположенных рядом залах можно фотографировать, но без вспышки:
[показать]
[показать]
[показать]
Классический бюст, где нос и ухо поменялись местами:
[533x700]
Приложив глаз к окошку на стене за камином Мей Уэст, можно увидеть буйную тропическую зелень:
В Музее много классической живописи из коллекции Дали. Художник ценил многих мастеров прошлых веков, особенно Веласкеса и Вермеера Дельфтского.
Витраж с зелеными попугаями:
Сатурн, пожирающий своих детей (графика):
Великий павлин-иллюзия с множеством глаз:
Угол центрального зала-сцены, откуда можно направиться в обход всего Музея:
Осьминог и носорог - крупным планом:
Молельная комната:
Одна из сторон стереоскопической работы "Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры":
Один из поздних портретов Галы:
Один из повторяющихся мотивов Дали - мягкие часы как символ утекающего времени:
Картина превращается на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров - в голову королевского тигра:
Один из Ленинов:
Три знаменитые загадки Галы (1982):
"Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа" ( 1981). По мотивам этой картины Дали в 1982 году сам разработал флакон для духов:
Внутренний дворик Музея. Здесь можно перевести дух, переработать полученные впечатления, собраться с новыми силами. И просто насладиться свежим воздухом и солнцем:
Когда Сальвадор Дали ходил в школу, он постоянно смотрел через световое окно в верхней части двери на репродукцию "Анжелюс. Вечерние колокола" (1859) французского художника Милле. Этот мотив глубоко очаровывал Дали и глубоко врезался в его сознаниe. Во многих картинах и инсталляциях Дали так или иначе интерпретирует "Анжелюс".
Здесь - небольшая инсталляция в бывшем зрительном зале, посвященная творчеству Милле:
Трехмерная инсталляция с распятием:
Декорация к спектаклю "Лабиринт", занимающая весь задник сцены. Сальвадор Дали расписал его собственноручно:
Инсталляция, посвященная Микеланджело:
Копия картины "Галлюцинирующий торреро". Оригинал находится в Музее Дали во Флориде, Санкт-Петербург:
Движущаяся инсталляция с куклой на выдвигающемся распятии, повторяющем форму каркаса купола. Если бросить монетку, распятие разворачивается и кукла выезжает вперед:
Картина, названиие которой я не смогла найти. Скорее всего, это отход французов из России в 1812 году :
Восковое распятие:
Ранняя работа Дали "Девушка из Фигейраса перед окном":
"Фигуры на пляже":
Портрет Галы "Атомная Леда" (1949):
Портрет Галы:
Миниатюра:
"Галарина" (1944-45):
Один из поздних портретов Галы:
Торреро с искусственной ногой и крокодил. A может, это Дон Кихот и Санчо Панса?
[465x700]
"Мягкий автопортрет с беконом":
"Исчезающие образы" - дань уважения Веласкесу и Вермееру:
"Улыбающаяся Венера", 20-е годы:
Портрет отца:
[559x700]
Портрет матери у окна:
Графика Дали украшает стены галерей, откуда были выходы в ложи и зрительный зал театра:
В затемненном зале хранятся ювелирные изделия, разработанные Сальвадором Дали и выполненные лучшими мастерами:
В Музее есть и другой выставочный зал с драгоценностями "Dali d'or, куда нужен отдельный входной билет. Но я туда в этот раз не пошла (и так много впечатлений!):
В изделиях использованы полудрагоценные и драгоценные камни:
Подвеска-моллюск:
Колье с надписью "Avida dollars", жизненным псевдо-кредо четы Дали:
Птица, несущая на голове портрет Галы:
[525x700]
И в том же зале расположена скромная надгробная плита Дали. Он распорядился, чтобы его после смерти забальзамировали и положили в склеп под куполом Музея:
....Теперь переходим в партер муниципального Tеатра, который превращён в настоящий сад под открытым небом. Весь ансамбль центрального внутреннего двора Mузея можно истолковать как грандиозную инсталляцию в духе дионисийских ритуалов, принесения даров, игры и празднеств. Главное, на чем задерживается взгляд посетителя – инсталляция с внушительным "Кадиллаком" или "Дождливым Такси". Некоторые знатоки творчества Дали утверждают, что "Дождливое такси" - сюрреалистический ответ Дали всем водителям, когда-либо обрызгавшим пешеходов.
Скульптура "Великая Эсфирь" австрийца Эрнста Фукса, тянущая цепями колонну Трояна из автомобильных шин, стоит на капоте "Кадиллака". Вместе с ней в инсталляцию входят:
- мраморный бюст Франсуа Жирадона,
- "Раб, разрывающий путы" Микеланджело (путы заменены Дали на автомобильную шину),
- колонна Траяна из автомобильных шин — дань римскому императору, выходцу из античной Испании, к которому художник испытывал сильнейший интерес,
- лодка Галы, на которой, по словам Дали, она охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника,
- чёрный зонт ,
- стилизованные под капли воды свисающие с лодки презервативы.
По мнению Дали – это величайший сюрреалистический памятник в мире:
Лодка, принадлежавшая Гала и вместе с зонтом увенчивающая все сооружение, удерживается в равновесии благодаря костылям, вездесущим для Дали символом немощности и прочности:
По окнам и аркам бывшего театра стоят в различных позах позолоченные манекены в стиле арт-деко.
Они чередуются с обугленными балками, которые Дали непременно хотел оставить в состоянии, в котором они были после пожара, - как символ очистительного пламени:
Декоративные элементы внутреннего двора Театра-Музея Дали:
Скамьи для посетителей - самостоятельные произведения искусства:
Инсталляция с "Кадиллаком" была создана по случаю Всемирной выставки сюрреализма. Дали утверждал, что всего было сделано только шесть таких такси и приписывал владение именно этой машиной Аль Капоне, объясняя разбитые стекла в выставленном в музее экспонате якобы результатом акта вандализма:
Выставка была организована Андре Бретоном и Полем Элюаром в парижской Галерее Изящных Искусств в январе-феврале 1938 года с участием Марселя Дюшана, "генератора идей и арбитра", и Сальвадора Дали с Максом Эрнстом в качестве специальных экспертов.
Метафизические рукомойники, похожие на xop ангелов, вознесены Дали на самый высокий ярус:
Античный бюст на пьедестале из песчаника и зелени:
Гротескные монстры над входом были сделаны Дали из всевозможных подручных материалов, то есть "из того что было". Здесь и улитки, и камни, и обломки гаргулий из соседней церкви Св. Пере, срубленные сучья платанов с улицы Рамбла в Фигейрасе...А также старое блюдо, найденное в муниципальном парке, китовый скелет и выдвижные ящики старой меблировки мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию.
Убранство дополняют восемь барельефов из серии "Искусство и ремесла":
Чудище справа, по мнению Дали, - более аристократичное, кокетливое и женственное:
Человек из цепей, карабкающийся по окну:
Перед центральным входом в сад-партер - фонари в стиле модерн из Парижского метро, созданные по проекту архитектора Эктора Гимара и спасенные Дали от демонтажа:
Подставки для фонарей - окаменелые пиренейские улитки:
Женская скульптура "Великая Эсфирь" . Эсфирь в библейской мифологии - спасительница еврейского народа от злодея Амана и гибели:
Пьедестал скульптуры:
Рука Эсфири со змеей и яблоком:
Вид скульптуры сзади:
Инсталляция "Дождливый Кадиллак", вид слева:
C каждой опущенной посетителем монетой черный зонт открывается и закрывается, после чего внутри такси начинает идти дождь:
Летящая женщина - символ на капоте "Кадиллака":
В такси сидят обвитые зеленью манекены:
В салоне постоянно сыро от просачивающейся сверху воды, что, однако, хорошо для зелени и проживающих там же виноградных улиток:
Кто эти персонажи, какое отношение они имеют друг к другу - зрителю остается только догадываться:
Число позолоченных манекенов - двадцать один. Одно их присутствие вступает в контраст с общим оформлением пространства:
Чудища Дали к тому же еще и служат фонтанами — из их ртов льется поступающая по системе труб вода. Фонтаны работают по ночам в августе, когда разрешены вечерние посещения Театра-Музея:
Окружность здания театра и купола:
Вид дворика со стенами, увитыми зеленью:
Напоследок еще раз зайдем в залы Музея.
Скульптурная группа из античных статуй, музыкальных инструментов и мебели:
[525x700]
"Мягкая" гипсовая скульптура:
Боковая ложа бывшего театра, вид с четвертого этажа:
На самом верхнем, четвертом этаже Музея посетители могут увидеть цикл литографий Дали на тему "Алия" или "Исход":
Сальвадор Дали живо интересовался иудаизмом и сионизмом. Он с большим энтузиазмом приветствовал образование государства Израиль:
На третьем этаже Музея - выставка работ друга Дали, художника Пичота - из серии "Каменные женщины":
Венера Милосская с выдвижными ящичками:
И на прощание - пройдемся со мной еще раз вокруг Музея.
Внешняя стена Музея с гигантскими яйцами вдоль края крыши:
Фасад Театра-Музея:
Костюм водолаза на балконе - намек на то, что Сальвадор Дали однажды появился на выставке своих работ в 1936 году в Лондоне в полном водолазном облачении. Tакже символ погружения в глубины подсознания, которое ждёт посетителя Театра- Музея:
Белый рыцарь и золотые манекены. Один из них держит в руках изображение молекулы водорода:
[700x554]
....