• Авторизация


Без заголовка 21-10-2013 17:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения La_Camarguaise Оригинальное сообщение

Музей Дали в Фигейрасе или весь мир - театр!

"Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом.

Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон."

Сальвадор Дали.

 

 

Городок Фигейрас расположен недалеко от границы с Францией и совсем близко к пляжам побережья Коста Брава. Он знаменит прежде всего тем, что в нем находится уникальный Музей Дали. Это, кстати, второй по посещаемости музей Испании. Биографию Сальвадора Дали я пересказывать не буду - для всех интересующихся есть Интернет. Но о Музее великого художника, который был создан при его жизни, я охотно расскажу.

 

Краткая справка из путеводителя:


"Идея создания музея родилась в 1961 году. Началось все с просьбы новоизбранного мэра Фигейрaса. Тот попросил прославленного уроженца подведомственной территории подарить городу одну из своих работ. Дали решил подарить музей. Причем не просто музей, а театр-музей!  "Вся моя жизнь была театром", - говорил мэтр. Поэтому Дали верил, что лучшего места для музея ему не найти.  Он выбрал местом для своего музея остатки старинного городского театра, пострадавшего в 1936 году от бомбёжек во время гражданской войны.  Это неоклассическое здание, датируемое 1850 годом и созданное архитектором Жозепом Рока".

 

Музей Дали со стороны улицы:


[700x525]

 

 

Уже на подходе к Музею посетителя встречает скульптура под названием "Ньютон". Фигура деформируется и закручивается под влиянием гравитации:

[426x700]
 

Ступня:

[447x700]

 

С другой точки:

[405x700]

 

Для многих туристов Театр-Mузей  Дали  - не более, чем очередная слишком "заезженная" достопримечательность. Но для меня это место - Мекка, цель, средоточие творчества и гения Дали. И вот из-за поворота появляется необычное здание Театра-Музея:
 

 

[700x525]

 

Почему Театр -  и  Музей? Вот как объяснял свое решение сам художник: "Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви Св. Пере, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я в 1918 году впервые выставил свои живописные работы".

 

На крыше здания стоят позолоченные манекены в различных позах.  Некотopые из них как бы приветственно машут руками .  Среди манекенов  -  белые фигуры рыцарей с батоном-багетом на головax:


[647x700]

 

Убранство площади, где расположен Музей,  Дали дополнил своей работой: в витрине за стеклом на опорах из яиц стоит  картонная голова великана. Таким видел Дали современного человека. У него вместо зрачков - кукольные головы, его зубы из игрушек, а в лоб вмонтирован телевизор. Живи Сальвадор Дали сейчас, взял бы вместо телевизора АйПэд ))


[500x700]

 

Крупный план:


[458x700]

 

Напротив главного фасада музея стоит памятник гению каталонской мысли Франциску Пужольсу. Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной "Мыслителю" Родена.

В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция:


[525x700]


Очень декоративна и необычна внешняя стена Музея. Прежде всего бросается в глаза тёплый красный цвет стен. Золотистыe украшения выполнены в виде крестъянского хлеба, к которому Дали относился с большим уважением. Громадные яйца на башнях и на карнизах венчают картину. Дело в том, что яйцо, как считали сюрреалисты, это самая совершенная форма и основа всего:


[700x483]
 

 

Северная стена и геодезический стеклянный купол Музея:


[700x502]
 

Руины театра  муниципалитет передал Дали для обустройства музея. Они представляли собой останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены, чудом сохранившиеся проходы в ложи и портальная арка сцены. С момента начала строительных работ до их окончания прошло 14 лет. Дали был воодушевлен идеей собрать все свои необыкновенные творения под одной крышей, объединив их в единый мистический ансамбль. Он лично контролировал каждый участок работ, отшлифовывая образ будущего "лабиринта сюрреализма" до мельчайших деталей.

 

Это был самый крупный и самый капиталоёмкий  проект художника. На создание Театра-Музея ушло почти всё немалое состояние Дали и Галы, правительственные субсидии и многочисленные пожертвования горожан и друзей. В результате потраченных усилий город приобрел достопримечательность с мировой известностью. Сам Дали стал одним из немногих гениев, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.

 

Башня Галатея, где жил сам Дали с Галой:


[525x700]
 


Конечно, не все были довольны этим Музеем. К правительству Каталонии обратилась группа местной интеллигенции с петицией против существования безнравственного и антихудожественного Музея. Они требовали провести официальную экспертизу и  признать Дали невненяемым и сумасшедшим. Когда художник об этом узнал, он рассмеялся: " Я подарил Каталонии самые прекрасные из своих работ. Может ли кто-нибудь сомневаться в умственном здоровье того, кто способен на это?" Каталонские интеллектуалы были посрамлены.

 

Двери входа в Музей. Ручки сделаны в виде любимого мотива художника - палочек на подпорках:

 

[700x531]

 

Статуя Ганимеда в фойе. Пышная позолоченная корона на голове скульптуры досталась Гале от труппы русского балета, гастролировавшего в Париже:


[485x700]
 

Всё здание Музея  поделено на залы. Описывать подробно я их не буду, так как сам Дали говорил: "Кто может сказать, что здесь изображено, если я сам не всегда знаю?..."  Поэтому требованием художника был осмотр его творений без экскурсовода. Инсталляции, экспозиции, картины, скульптуры, стереоскопические фотографии, - все живое! И все требует тщательного осмысления.

 

Вход в экспозицию с лестницы и многометровая кукла-инсталляция в пролёте лестницы:


[показать]            [показать]


Версия колонны Траяна в исполнении Дали:



[700x550]
 

Голографический крест:


[430x700]
 


Жакет Шанель живет собственной сюрреалиcтической жизнью:

 

[556x700]

 

Сюрреалистический арт-обьект крупным планом (на предыдущей фотографии - слева от жакета):


[показать]
 

 

"Ретроспективный женский бюст" (1970) на фоне  распластанных тушек фазанов:


[525x700]
 



"Американская поэзия или космические атлеты", 1943:

 

[553x700]

 

"Вознесение Сальвадора и Галы", роспись потолка одного из залов:


[700x438]
 

[428x697]

 


В музее очень много портретов Галы разных лет, женщины и музы, которую Сальвадор Дали любил, боготворил и рисовал всю жизнь. Без Галы мир не узнал бы Дали.

 

"Сферическая Галатея" 1952 г., портрет Галы:


[423x700]

 

Центральный зал Музея - бывшая сцена театра. Над ней царит гигантский стеклянный  геодезический купол Эмилио Пересa Пипейро. Как Микеланджело, задумывая свой собор Святого Петра, более всего заботился о куполе, так и Дали решил, что купол станет главным элементом необычного строения:

 

[700x525]

"Меня зовут Сальвадором — Спасителем — в знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты" (c)

 

В центре расположено известное творение художника, величайшая иллюзия Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод. На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна. В проемах над арками  - гипсовые "ангелы-хранители" Музея.


Центральный зал или сцена:


[525x700]
 

Картина крупным планом:

 

[531x700]

 

Одно из боковых помещений с гигантской люстрой:


[525x700]

 

Противоположная сторона сцены:


[525x700]

 

Каждая деталь, каждая картина  вносит свое звучание в композицию главного помещения:

 

[532x700]
 


[525x700]

 

 

[563x700]

 

 

В 1934 году Сальвадор Дали сделал небольшой набросок гуашью на газетной бумаге. Он бы остался незамеченным общественностью, если бы на нем не была изображена Мей Уэст, звезда Голливуда 30-х годов. Лицо дивы Дали интерпретировал как интерьер комнаты. С губами-диваном, носом-камином, глазами-картинами и волосами-драпировками. Один из почитателей таланта Дали, лондонский галерист, предложил по эскизу изготовить диван в форме губ и обтянуть его истошно-малиновым атласом (цвет  любимой помады Мэй Уэст). 

 

Позже на английских мебельных мануфактурах было сделано много таких диванов, причем цвет обивки менялся в зависимости от моды. Когда создавался Музей, Дали решил сделать целую комнату-инсталляцию по своему же рисунку. Когда заходишь в помещение, сначала не удается охватить взглядом всю инсталляцию. Только когда поднимаешься на специальный помост в виде верблюда  и прикладываешь глаз к большой линзе, из отдельных частей возникает нечто гармоничное и целое.

Инсталляция "Портрет Мей Уэст в интерьере", сфотографировано из точки рядом с линзой:

 

[525x700]

 

В расположенных рядом залах можно фотографировать, но без вспышки:


[показать] [показать] [показать]



Классический бюст, где нос и ухо поменялись местами:


[533x700]

 

Приложив глаз к окошку на стене за камином Мей Уэст, можно увидеть буйную тропическую зелень:


[700x525]
 

В Музее много классической живописи из коллекции Дали. Художник ценил многих мастеров прошлых веков, особенно Веласкеса и Вермеера Дельфтского.


[503x700]
 

Витраж с зелеными попугаями:


[690x700]

 


Сатурн, пожирающий своих детей (графика):


[553x700]



Великий павлин-иллюзия с множеством глаз:


[700x512]
 

Угол центрального зала-сцены, откуда можно направиться в обход всего Музея:


[513x700]
 

Осьминог и носорог - крупным планом:


[494x700]
 


Молельная комната:


[523x700]
 


Одна из сторон стереоскопической работы "Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры":



[700x662]
 

 

Один из поздних портретов Галы:


[700x534]
 

Один из повторяющихся мотивов Дали - мягкие часы как символ утекающего времени:


[700x364]

 

Картина превращается на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров  -  в голову королевского тигра:


[700x605]

 

Один из Ленинов:


[показать]
 


Три знаменитые загадки Галы (1982):


[693x700]

 

"Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа" ( 1981). По мотивам этой картины Дали в 1982 году сам разработал флакон для духов:


[490x700]
 

 

Внутренний дворик Музея. Здесь можно перевести дух, переработать полученные впечатления, собраться с новыми силами. И просто насладиться свежим воздухом и солнцем:


[525x700]
 

Когда Сальвадор Дали ходил в школу, он постоянно смотрел через световое окно в верхней части двери на репродукцию "Анжелюс. Вечерние колокола" (1859) французского художника Милле. Этот мотив глубоко очаровывал Дали и глубоко врезался в его сознаниe. Во многих картинах и инсталляциях Дали так или иначе интерпретирует "Анжелюс".

 

Здесь  - небольшая инсталляция в бывшем зрительном зале, посвященная творчеству Милле:


[476x700]
 


Трехмерная инсталляция с распятием:



[591x700]

 

Декорация к спектаклю "Лабиринт", занимающая весь задник сцены. Сальвадор Дали расписал его собственноручно:


[700x523]

 

Инсталляция, посвященная Микеланджело:


[420x700]

 

Копия картины "Галлюцинирующий торреро". Оригинал находится в Музее Дали во Флориде, Санкт-Петербург:


[615x700]

 

Движущаяся инсталляция с куклой на выдвигающемся распятии, повторяющем форму каркаса купола. Если бросить монетку, распятие разворачивается и кукла выезжает вперед:


[551x700]
 

 

Картина, названиие которой я не смогла найти. Скорее всего, это отход французов из России в 1812 году :

 

[700x434]

 

Восковое распятие:


[544x700]
 

 

Ранняя работа Дали "Девушка из Фигейраса перед окном":


[700x662]
 

 

"Фигуры на пляже":


[700x583]

Портрет Галы "Атомная Леда" (1949):


[540x700]
 

Портрет Галы:


[показать]
 

Миниатюра:


[показать]
 

 

"Галарина" (1944-45):


[569x700]

Один из поздних портретов Галы:


[568x700]
 

Торреро с искусственной ногой и крокодил. A может, это Дон Кихот и Санчо Панса?


[465x700]

 

"Мягкий автопортрет с беконом":


[595x700]

 

"Исчезающие образы" - дань уважения Веласкесу и Вермееру:


[574x700]
 

 

"Улыбающаяся Венера", 20-е годы:

 

[647x565]

 

Портрет отца:
[559x700]
 

Портрет матери у окна:


[700x565]
 

 

Графика Дали украшает стены галерей, откуда были выходы в ложи и зрительный зал театра:

 

[507x700]

 


[544x700]

 


[505x700]

 

[523x700]
 

 


[496x700]
 

 


[493x700]
 

 


[524x700]
 

 


[524x700]

 



[505x700]
 


[525x700]
 


[499x700]

 

В затемненном зале хранятся ювелирные изделия, разработанные Сальвадором Дали и выполненные лучшими мастерами:


[496x700]
 

 

В Музее есть и другой выставочный зал с драгоценностями "Dali d'or, куда нужен отдельный входной билет. Но я туда в этот раз не пошла (и так много впечатлений!):


[434x700]
 




В изделиях использованы полудрагоценные и драгоценные камни:


[495x700]

 

Подвеска-моллюск:


[507x700]
 

 

Колье с надписью "Avida dollars", жизненным псевдо-кредо четы Дали:


[525x700]
 

Птица, несущая на голове портрет Галы:


[469x700]
 

 


[525x700]


И в том же зале расположена скромная надгробная плита Дали. Он распорядился, чтобы его после смерти забальзамировали и положили в склеп под куполом Музея:


[700x426]

 

 

 

 

 

....Теперь переходим в партер муниципального Tеатра, который  превращён в настоящий сад под открытым небом.  Весь ансамбль центрального внутреннего двора Mузея можно истолковать как грандиозную инсталляцию в духе дионисийских ритуалов, принесения даров, игры и празднеств.   Главное, на чем задерживается взгляд посетителя – инсталляция с внушительным "Кадиллаком" или "Дождливым Такси". Некоторые знатоки творчества Дали утверждают, что "Дождливое такси" - сюрреалистический ответ Дали всем водителям, когда-либо обрызгавшим пешеходов. 

 

Скульптура "Великая Эсфирь" австрийца Эрнста Фукса, тянущая цепями колонну Трояна из автомобильных шин, стоит на капоте "Кадиллака". Вместе с ней в инсталляцию входят:

 -  мраморный бюст Франсуа Жирадона,
 - "Раб, разрывающий путы" Микеланджело (путы заменены Дали на автомобильную шину),
 -  колонна Траяна из автомобильных шин — дань римскому императору, выходцу из античной Испании, к которому художник испытывал сильнейший интерес,
 -  лодка Галы, на которой, по словам Дали,  она охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника,
 -  чёрный зонт ,
 -  стилизованные под капли воды свисающие с лодки презервативы.


По мнению Дали – это величайший сюрреалистический памятник в мире:


[525x700]
 

 

Лодка, принадлежавшая Гала и вместе с зонтом увенчивающая все сооружение, удерживается в равновесии благодаря костылям, вездесущим  для  Дали символом немощности и прочности:

 

[700x511]

 

По окнам и аркам бывшего театра стоят в различных позах позолоченные манекены в стиле арт-деко.



[460x700]



Они  чередуются с обугленными балками, которые Дали непременно хотел оставить в состоянии, в котором они были после пожара, -  как символ очистительного пламени:


[525x700]

 

Декоративные элементы внутреннего двора Театра-Музея Дали:
 

[700x525]

 

Скамьи для посетителей - самостоятельные произведения искусства:


[700x525]
 

 

Инсталляция с "Кадиллаком" была создана по случаю Всемирной выставки сюрреализма. Дали утверждал, что всего было сделано только шесть таких такси и приписывал владение именно этой машиной  Аль Капоне, объясняя разбитые стекла в выставленном в музее экспонате якобы результатом акта вандализма:


[539x700]

 

Выставка была организована Андре Бретоном и Полем Элюаром в парижской Галерее Изящных Искусств в январе-феврале 1938 года с участием Марселя Дюшана, "генератора идей и арбитра", и Сальвадора Дали с Максом Эрнстом в качестве специальных экспертов.

 

Метафизические рукомойники, похожие на xop ангелов, вознесены Дали на самый высокий ярус:

 


[620x700]

 

Античный бюст на пьедестале из песчаника и зелени:


[500x700]
 

 

Гротескные монстры над входом были сделаны Дали из всевозможных подручных материалов, то есть "из того что было". Здесь и улитки, и камни, и  обломки гаргулий из соседней церкви Св. Пере, срубленные сучья платанов с улицы Рамбла в Фигейрасе...А также старое блюдо, найденное в муниципальном парке, китовый скелет  и выдвижные ящики старой меблировки мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию.

 

Убранство дополняют восемь барельефов из серии "Искусство и ремесла":

 

[700x525]
 

 

Чудище справа, по мнению Дали, - более аристократичное, кокетливое и женственное:


[525x700]

 


Человек из цепей, карабкающийся по окну:

 

[528x700]

 

Перед центральным входом в сад-партер - фонари в стиле модерн из Парижского метро, созданные по проекту архитектора Эктора Гимара и спасенные Дали от демонтажа:

 

[525x700]

 

 Подставки для фонарей - окаменелые пиренейские  улитки:


[700x525]

 


 Женская скульптура "Великая Эсфирь" . Эсфирь в библейской мифологии  - спасительница еврейского народа от злодея Амана и гибели:


[525x700]
 

 

 Пьедестал скульптуры:


[700x428]
 

 Рука Эсфири со змеей и яблоком:


[700x525]
 

 Вид скульптуры сзади:

 

 


[451x700]
 


Инсталляция "Дождливый Кадиллак", вид слева:


[700x525]
 

 

C каждой опущенной посетителем монетой черный зонт  открывается и закрывается, после чего внутри такси начинает идти дождь:



[517x700]

 

Летящая женщина - символ  на капоте "Кадиллака":

 

[700x385]

 

В такси сидят обвитые  зеленью манекены:


[700x538]
 


В салоне постоянно сыро от просачивающейся сверху воды, что, однако, хорошо для зелени и проживающих там же виноградных улиток:

 

[700x503]

 


Кто эти персонажи, какое отношение они имеют друг к другу - зрителю остается только догадываться:


[700x534]
 

 

Число позолоченных манекенов  -  двадцать один. Одно их присутствие  вступает в контраст с общим оформлением пространства:



[700x525]
 


Чудища Дали к тому же еще и служат фонтанами — из их ртов льется поступающая по системе труб вода. Фонтаны работают по ночам в августе, когда разрешены вечерние посещения Театра-Музея:



[700x525]

 


Окружность здания театра и купола:


[498x700]

 

Вид дворика со стенами, увитыми зеленью:


[480x700]

 

Напоследок еще раз зайдем в залы Музея.

Скульптурная группа из античных статуй, музыкальных инструментов и мебели:

 

[525x700]



"Мягкая" гипсовая скульптура:


[419x700]

 


Боковая ложа бывшего театра, вид с четвертого этажа:

 

[494x700]

 


На самом верхнем, четвертом этаже Музея посетители могут увидеть  цикл литографий Дали на тему "Алия" или "Исход":



[545x700]

 

Сальвадор Дали живо интересовался иудаизмом и сионизмом. Он с большим энтузиазмом приветствовал образование государства Израиль:



[535x700]

 


[561x700]
 

 

 На третьем этаже Музея - выставка работ друга Дали, художника Пичота - из серии "Каменные женщины":


[618x700]

 

 


[700x623]
 

 


[469x700]
 

 

Венера Милосская с выдвижными ящичками:

 

[525x700]

 

И на прощание - пройдемся со мной еще раз вокруг Музея.

 

Внешняя стена Музея с гигантскими яйцами вдоль края крыши:


[664x700]

 


Фасад Театра-Музея:


[679x700]
 

 

Костюм водолаза на балконе - намек на то, что Сальвадор Дали однажды появился на выставке своих работ   в 1936 году в  Лондоне в полном водолазном облачении. Tакже символ погружения в глубины подсознания, которое ждёт посетителя Театра- Музея:


[700x549]
 

 

Белый рыцарь и золотые манекены. Один из них держит в руках изображение  молекулы водорода:


[700x554]

....

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | travina66 - Дневник travina66 | Лента друзей travina66 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»