07.09.2015
133
30 января исполнится 130 лет со дня освящения церкви в селе Шеломенцево
Накануне революции 1917 года церкви и часовни были во всех крупных поселках Еткульского и Коелгинского станичных юртов. Казаки и крестьяне были искренне верующими людьми: аккуратно посещали церковь, говели, служили молебны, строго соблюдали все посты, свято чтили церковные праздники. Вся жизнь человека, от крещения до смерти, проходила под эгидой церкви. После революции большинство храмов были закрыты. Вот одна из типичных историй.
Поселок Шеломенцевский со дня его основания числился в составе Еткульской станицы и долгое время относился к приходу станичной Богоявленской церкви. Но население поселка росло, к середине 1880-х годов в Шеломенцево проживало около 400 человек. В 1876 году в память о прекращении эпидемии холеры, которая разразилась в России в 1871 году, казаки построили часовню. Затем началось строительство церкви. Строили из кирпича, на совесть, для приготовления раствора использовали птичьи яйца, собранные на озерах. 30 января 1886 года состоялось освящение каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь была построена «тщанием прихожан и на доброхотные пожертвования» и содержалась на средства прихожан. Вокруг нее соорудили невысокую ограду из тесаного камня. При храме имелась небольшая библиотека религиозной литературы: в ней числилось 85 томов книг и журналов.
Судя по всему, храм был небольшой, со скудной ризницей и доходом. При освящении церкви прихожане постановили платить жалование настоятелю и псаломщику. Кроме того, за требоисправления причт получал кружечный доход. К началу XX века в церковном наделе числилось 223 десятины земли: из них 100 десятин плодородной земли, а остальное солонцы. Часть земли причт обрабатывал самостоятельно, а другую часть сдавал в аренду.
Прихожане приобрели дом для священника и построили для псаломщика. Однако в 1891 году во время большого пожара в поселке оба дома сгорели. Несколько лет священнослужители вынуждены были жить на квартирах. В 1899 и 1906 годах прихожане возвели для них новые дома.
Первым настоятелем Казанско-Богородицкой церкви стал отец С.М. Колотилов. После него настоятелями были не меньше четырех священнослужителей. Последним настоятелем был протоиерей Г.Д. Тимошевский, он приехал в 1926 году и служил около двух лет.
После революции начались гонения на церковь. Помимо пропаганды атеизма, вплоть до 1939 года, органы государственной власти в административном порядке проводили политику ликвидации организованной религиозной жизни. Государственными органами в 1920-е — 1930-е годы осуществлялись массовые аресты и преследование духовенства и религиозных проповедников.
Начиная с 1929 года, здание храма использовалось колхозом «Красное зерно» под склад, в нем хранили зерно, но при этом формального решения о закрытии церкви не было. 2 апреля 1940 года местный исполком принял решение: поручить депутатам Совета провести массово-разъяснительную работу среди населения о закрытии церкви, составив списки с росписью граждан. Вслед за этим в поселках прихода состоялись общие собрания граждан. Если верить протоколам, то на собрании в Назарово присутствовало 80 человек, в Потапово – 129, в Шеломенцево – 253. На всех собраниях большинство проголосовало за закрытие храма. А дальше все по регламенту: 4 октября 1940 года Еткульский райисполком постановил: «Поддержать инициативу колхозников, трудящихся единоличников, рабочих и служащих Шеломенцевского сельсовета о закрытии церкви...». В эти же годы были закрыты и другие церкви в Еткульском районе. Ближайшая церковь оставалась в Челябинске.
В шестидесятые годы от здания храма в Шеломенцево остались одни стены — без купола и без крыши. Когда на месте церкви начали строить сельский клуб, то убрали остатки здания. В ухоженном поповском доме с красивой оградой и садом многие годы была начальная школа. Спустя полвека, в девяностые годы двадцатого века, началось возрождение религии и восстановление храмов.
http://iskra-et.ru/?module=articles&action=view&id=2081