Сокровища великих цивилизаций: ювелирные шедевры античности
Коллекция драгоценностей Государственного Эрмитажа – одна из лучших в мире после собрании Лувра и Британского музея. Она охватывает период с середины 2-го тысячелетия до н. э. и до самого падения античной цивилизации в V веке н. э.
Рог с наконечником в виде полуфигуры собаки.Середина V в. до н.э.Семибратний курган 4. Прикубанье.Россия.Золото
Главную ценность собрания, насчитывающего около 3000 предметов, представляют изделия мастеров Древней Греции, доримской Италии (до начала III века до н. э.) и Древнего Рима. Лучшие из них экспонируются в залах архаики, Двадцатиколонном, эллинизма, Августа и Помпеянском.
Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками.425-400 гг. до н.э..Некрополь Нимфей, курган 17.КрымЗолото
Основная часть коллекции поступила в XVIII веке (из собрания Екатерины II); XIX веке (из раскопок в Помпеях, собраний итальянских коллекционеров А. Пиццати и маркиза Дж.-П. Кампаны, жены французского посланника графини А. Г. Лаваль, графов Голицыных, графа А. Д. Блудова); XX веке (из собраний графов Строгановых и Кабинета древностей Русского археологического института в Константинополе).
Пара золотых серег с фигуркой Артемиды.325-300 гг. до н.э.Некрополь Нимфей (найдены в 1866 г.)Крым.Золото
Состав и качество коллекции Государственного Эрмитажа позволяют проследить различные этапы в развитии античного искусства вообще . В коллекции представлены многочисленные статуэтки, портреты, художественно исполненные вазы, фигурные украшения, зеркала, предметы наступательного и оборонительного вооружения, украшения конской упряжи, предметы быта (светильники, домашняя утварь, печати, фибулы, весы с гирями и т. п.). Большинство произведений отличается высоким уровнем исполнения, а некоторые просто уникальны.
Пара серег с подвесками в виде женской головы.Около 350 г. до н.э.Боспорское царство, Пантикапей. Каменная гробница 1840 г.Керчь, КрымЗолото, эмаль; тиснение, чеканка, филигрань
Эпоха классики (начало V – IV век до н. э.) – переломный период в истории греческого искусства. В некоторых произведениях еще обнаруживается смешение, а порой и противопоставление архаических и реалистических черт. Часть из них можно объединить в стилистическую группу, которая включает произведения мастеров, переселившихся из Ионии в Южную Италию или работавших под сильным влиянием ионийской школы.
Фиала.Середина IV в. до н.э.Боспорское царство, курган Куль-Оба.Керчь.Золото
В коллекции широко и полно представлены изделия мастеров практически всех народов, населявших Апеннинский полуостров в доримскую эпоху. Древние жители острова Сардиния экспортировали на Апеннинский полуостров и далее, на территорию Европы, изделия весьма характерные для своей культуры
Перстень с врезанным изображением сидящей Афины
300-280 гг. до н.э.
Херсонес. Подстенный склеп 1012, Окрестности Севастополя, Крым
Золото; литье, резьба
Золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников
400-350 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым
Золото, эмаль; литье, чеканка, финифть
[показать]
Золотой браслет с протомами сфинксов
400-350 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым
Золотой диск с изображением головы Афины и подвесками
400-350 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь
Золото, эмаль; тиснение, финифть, плетение,
[показать]
Ожерелье-тесьма с тремя рядами подвесок
330-300 гг. до н.э.
Курган 1, Феодосия, Древняя Греция (?)
Золото; тиснение, филигрань, зернь, плетение, гравировка
Пара серег
330-300 гг. до н.э.
Курган 1, Феодосия, Древняя Греция (?)
Золото; литье, плетение, тиснение, филигрань, зерн
[показать]
Головной убор в виде калафа. Битва аримастов с грифонами
330-300 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров
Золото; чеканка, штамповка, гравировка, филигрань, зернь
Стленгида с изображением прядей волос
330-300 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров
Золото; чеканка, гравировка
Височная подвеска с изображением нереиды на гиппокампе в медальоне
330-300 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров
Золото, эмаль; чеканка, филигрань, зернь, плетение
Ожерелье с тремя рядами подвесок
330-300 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров
Золото; плетение, штамповка, гравировка, филигрань, зернь
Диадема с геракловым узлом
II в. до н.э.
Прикубанье, Россия
Золото, гранат, паста
Ожерелье с подвеской в виде бабочки
Конец 2 в. - начало 1 в. до н.э.
Херсонес
Окрестности Севастополя, Крым
Золото, гранат, аметист, изумруд, топаз, альмандин, жемчуг, стекло; пайка, зернь
Погребальная маска царя
III в.
Некрополь Пантикапея
Керчь
Золото
Открытие в 1830 г. близ Керчи (древний Пантикапей, столица Боспорского царства) кургана Куль-Оба пробудило интерес русской публики к античным древностям северного побережья Черного моря. Невиданные до тех пор произведения торевтики и ювелирного искусства поступили в Императорский Эрмитаж.
Перстень с изображением сидящего перса. Некрополь Пантикапея. Конец V в. до н. э.
Со временем в музее сложилось исключительное по разнообразию и богатству археологическое собрание, включающее шедевры античного ювелирного искусства. Большая его часть - археологические находки, сделанные во время раскопок курганов и некрополей вблизи греческих городов в Северном Причерноморье.
Перстень с фигурками львов. Курган Кекуватского. IV в. до н. э.
Здесь, на Боспоре, сложилась культура, отражающая взаимодействие двух — эллинского и варварского. Памятники эрмитажного собрания хорошо иллюстируют ее особенности: так, например, золотая гривна (IV в. до н.э., курган Куль-— в варварских обществах отличительный признак власти - была изготовлена в греческой мастерской.
Среди шедевров собрания — серьга миниатюрной работы (IV в. до н.э., Куль-Оба), украшенная мельчайшей зернью, филигранью и двумя фигурками богини Ники. В Эрмитаже хранятся семь подобных серег так называемого "роскошного стиля".
[показать]
По найденным в Северном Причерноморье предметам можно проследить развитие греческого ювелирного искусства. Так, в ранних изделиях основой декора была гладкая поверхность, блеск которой оттенялся матовым свечением зерни. В эпоху классики излюбленным приемом украшения ювелирных изделий стал выразительный рисунок филигранного орнамента в сочетании с мелкой зернью и включениями неяркой эмали. Замечательный образец этого — ожерелье из кургана Большая Близница на Тамани. В эпоху эллинизма в ювелирном искусстве возник новый, "полихромный", стиль. Предметы обильно украшались цветными камнями, вставками эмали, стекла.
Не секрет, что греки были тонкими ценителями красоты и эстетики, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки и письменные источники, дошедшие до наших дней. Из них нам также известно, что высоких вершин в Древней Греции достигло ювелирное дело. Как относились эллины к украшениям, чему отдавали предпочтение и как подбирали аксессуары к своему туалету. Ответить на эти вопросы помогают коллекции крупнейших музеев мира и труды историков.
Украшения Древнего Египта (вверху) и Древней Греции (внизу)
А это одно из самых знаменитых ювелирных изделий древней крито-микенской цивилизации – подвеска в виде двух золотых пчелок, несущих капельку меда. Рядом – точная серебряная копия работы современного ювелира, купленная в маленькой лавочке недалеко от археологического музея Ираклиона, где выставлен оригинал.