• Авторизация


Павел Чистяков (1832-1919) - учитель гениев в живописи 05-07-2022 20:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение

Павел Петрович Чистяков был учителем таких замечательных мастеров живописи, как   М. Васнецов, Врубель, Поленов, Репин, Рябушкин, Серов, Суриков.

Репин. Павел Петрович Чистяков.

             За долгие годы учительства Чистяков разработал особую "систему рисования". 

     Методика преподавания рисунка, существовавшая в академии, сводилась к обучению студентов определенным приемам и к выработке техники, что позволяло быстро, но исключительно механически выполнять любой рисунок или этюд.

             Чистяков со свойственной ему прямотой идет против устоявшихся норм:

«Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте ее сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что, все, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает».

             Художник должен постоянно учиться у природы, «черпать же все только из себяѕ значит останавливаться или падать».

                 По словам В. Васнецова, Чистяков был «посредником между учеником и натурой». Врубель, которого разочаровало преподавание в академии и который считал, что его учат безжизненным штампам и схемам, обучение у Чистякова называл формулой живого отношения к природе.

                   Серов вспоминал, что его первым заданием, полученным от Чистякова, было нарисовать листок скомканной бумаги, небрежно брошенной на пол. Поначалу такое упражнение показалось Серову смешным и даже обидным, но он начал рисовать иѕ не смог справиться. Для решения этой задачи одного таланта оказалось мало, нужны были знания.

Валентин Серов. Портрет Павла Чистякова, 1881

Вспоминая академические годы как самые светлые в художественной жизни благодаря занятиям у Чистякова, Врубель писал:

"Он умел удивительно быстро развенчать в глазах каждого неофита мечты картинного мастерства и бредни гражданского служения искусствам; и на месте этого балласта зажечь любовь к тайнам искусства самодовлеющего, искусства избранных".

           Многогранная деятельность Чистякова стала тем важным и необходимым явлением, в котором сохранилась почти прервавшаяся нить преемственности между творчеством А. А. Иванова и искусством рубежа XIX и XX вв.

  Павел Петрович Чистяков родился 5 июля 1832 года в селе Пруды Тверской губернии в семье крепостного генерал-майора Тютчева. Отец будущего мастера Пётр Никитич Чистяков был управляющим в имении своего барина, и за свой многолетний и честный труд получил невиданную по тем временам награду — вольные, которые получали его дети при крещении: Павел стал свободным через три дня после своего рождения.

Во время учебы в Бежецком уездном училище стал серьезно увлекаться рисованием.

На талантливого мальчика обратили внимание и городские власти, пожелавшие отправить его на обучение в тверскую гимназию за казенный счет, но Павел отказался, устроившись работать в Бежецке землемером. Работая, продолжал заниматься рисованием, и через два года окончательно решил во что бы то ни стало стать профессиональным художником.
В семнадцать лет поступил в АХ, где числился в классе исторической живописи П. В. Басина.

 

Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного

В 1861 году за картину "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного..." получил большую золотую медаль, дающую право на пенсионерскую заграничную поездку за счет Академии, а сама картина приносла автору еще и 800 рублей — очень значительную по тем временам сумму.

Композиция этой картины построена подобно мизансцене с динамичными и ритмически контрастными движениями героев, эмоционально реагирующих на событие в соответствии со своей исторической ролью.

Психологическая характеристика действия продемонстрировала новые возможности исторической живописи, свободной от внешних эффектов позднего романтизма. На программу обратили внимание, а В. В. Стасов назвал ее "блестящей".

На родине, в Красном Холме, он пишет одну из лучших своих работ «Нищие дети», украшающую в наши дни собрание Государственного Русского музея.

 


«Старик с табакеркой», 1860-е

Начиная с 1862 года Павел Чистяков живет и работает за границей. Он последовательно посещает Германию, Францию и благословенную Италию, которая сразу влюбляет в себя художника. Пышная природа, яркие краски, восхитительные итальянки: «…представьте наше лето, наше небо, только все краски ярче и в то же время несколько туманнее, сквозь флер, как будто, и мнится, что все вам видится, — вот эта-то полусонная замирающая нежность и есть исключительный характер Италии».

Римский нищий. 1869

 

В 1870 году уже по возвращении в Петербург Чистяков получает звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чочары» и «Француз, собирающийся на публичный бал».

После возвращения Павла Петровича Чистякова из зарубежной пенсионерской поездки в его жизни происходит знаменательное событие — бракосочетание с Верой Егоровной Мейер (1848–1917). Молодожены селятся в казенной квартире Академии на Васильевском острове. Позднее, в 1876 году, Павел Чистяков купил дачу в Царском Селе, куда два года спустя переехал с семьей на постоянное жительство, оставив за собой мастерскую в городе.

Боярин, 1876

 В 1876 Павел Чистяков показал новую картину - "Боярин".  Этот мастерски исполненный в рембрандтовском колорите портрет у современных критиков вызвал потоки ярких ассоциаций: в задумчивости старого боярина видели "человеческую руину" со следами былого величия, "целую эпопею" из русской истории. Образ прожитой, уходящей жизни продолжал тему неоконченной римской композиции; видимо, не случайно выбрано положение фигуры, особенно рук старика, напоминающее движение Мессалины.

Чистяков. Портрет матери.

          Как бы парной к "Боярину" по композиции, манере исполнения и психологической глубине стала последняя завершенная работа - "Портрет матери" (1880).

 

Чистяков. Портрет отца, 1860

Преподавать Чистяков начал еще в годы учебы (с 1850). "Кажется, я и родился со способностью и любовью к учительству", - писал он как-то П. М. Третьякову.

         В 1872 гхудожник был приглашен в классы АХ адъюнкт-профессором. Одновременно он вел занятия в своей мастерской, руководил частными студиями, переписывался с учениками. Популярность педагога была огромной. Это давало повод для предвзятого отношения к нему со стороны коллег: лишь в 1892 году его назначили профессором.

Однако после реформы АХ Чистяков в 1894 году отошел от преподавания.

Портрет М. А. Григорьевой, 1862

        В 1890-1912 гг. Павел Чистяков заведовал мозаичным отделением АХ и следил за выполнением основных мозаичных работ в России на рубеже веков: в храме Христа Спасителя в Москве, Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова в Петербурге.

В 1908 в критический момент для бывшей репинской мастерской Чистяков ненадолго стад ее руководителем, а в 1910 передал ее своему ученику В. Е. Савинскому.

  К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Не говоря уже об академических классах Чистякова, в которых обучалось несколько сотен студентов; большинство русских художников второй половины XIX века, в той или иной мере пользовались его советами и указаниями.

 

Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту,
1860

                А многие прошли у него систематическую школу, в их числе — В. Борисов-Мусатов, И. Остроухов, Е. Поленова, В. Савинский, Г. Семирадский и многие другие. Но лучшим свидетельством педагогической деятельности Чистякова в истории русского искусства служит плеяда его выдающихся воспитанников — Васнецов, Врубель, Поленов, Репин, Серов, Суриков. К Чистякову шли учиться или, вернее, доучиваться даже выпускники, окончившие Академию художеств с золотыми медалями.
 

 «Вообще порядок и правильная форма предмета в рисовании важнее и дороже всего. Талант бог даст, а законы лежат в натуре», — писал в своих заметках Чистяков. Он очень ценил талант, но повторял: «Начинать надо по таланту и кончать по таланту, а в середине работать тупо».

             Художник, не умеющий рисовать, как оратор без языка, — ничего не может передать. «Без нее [техники] вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту».

«Мальчик, играющий на скрипке», 1869

                        Художник не копирует действительность, а картина не фотография.

«Так натурально, даже противно»; или того хлестче: «И верно, да скверно!» — частенько ворчал Чистяков, оценивая чересчур реалистичные работы. «Искусство полное, совершенное искусство не есть мертвая копия с натуры, нет,  есть продукт души, духа человеческого, искусство суть те стороны человека, которыми он стоит выше всего на земле».

                      Искусство должно выражать лучшее в человеке и лучшее, что он может найти во Вселенной. Жестко критикуя картины-пустышки, он постоянно напоминал ученикам, что живопись не «эстетическое баловство», она требует от художника самоотдачи и постоянной работы над собой.

«Чувствовать, знать и уметь — полное искусство» —

кредо настоящего мастера, полагал Чистяков.

Боярышня (Аннушка), 1870-е

                 Его академическая мастерская была открыта для всех желающих. Он вел многочисленные кружки и группы вне стен академии, давал письменные рекомендации художникам, которые не могли приехать в Петербург. Если видел в человеке искру таланта, приглашал его на индивидуальные занятия. Учиться у Чистякова было непросто: он требовал очень серьезного отношения к делу. «Будет просто, как попишешь раз по сто», — подбадривал он учеников, заставляя снова и снова переделывать работу.

 

                       На даче в Царском Селе, куда чета Чистяковых выбиралась из столицы на отдых, Павел Петрович выстроил мастерскую, где собирался дописать картину «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», начатую еще в Италии, создал эскизы к композиции «Свидание» по рассказу Тургенева, стал рисовать портрет матушки, Анны Павловны Чистяковой.

               Но завершить начатое никак не удавалось. Как только Чистяков перебирался на дачу, дом сразу наполнялся людьми: у него бывали Д.И. Менделеев и А.Н. Коркин, О.Д. Форш и Гнедич, Гиппиус и Мережковский. Приезжали, конечно, и художники — не только получить ценный совет, но и рассказать о новых замыслах, поспорить об искусстве. Чистяков никому не отказывал, и все личные творческие планы неизбежно откладывались до лучших времен.

 

Три мужика, 1858

                        Шли годы, но со многими учениками Чистяков сохранял узы всю жизнь.

«Я еще могу съездить к Чистякову и у него хлебнуть подкрепляющего напитка советов и критики», — писал в своем письме Врубель.

Часто бывал у своего учителя Поленов, который преподавал в Московской академии живописи, ваяния и зодчества по «чистяковской системе».

«Желал бы называться Вашим сыном по духу», — признавался Васнецов. 

                Такими «сыновьями по духу» были многие его ученики. Именно Чистяков посоветовал Васнецову дать согласие на роспись Владимирского собора в Киеве и поддержал идею создания картин на темы русских сказок. Долгие беседы с художниками о Боге, религии и душе обернулись врублевским «Демоном» и «Христом», циклом картин об Иисусе у Поленова.

 

Голова девушки  в повязке, этюд. 1874

                 87 лет, прожитых в нескончаемых трудах и поискахѕ И каков итог? Несколько исторических полотен и портретов, незаконченные записки об искусстве и педагогике. Да, но не только. Главный итог — это сотни картин, которые создали благодарные ученики, возвратив миру все то, что вложил в них Павел Петрович.

«Искусство все-таки — красота. А красивое ни угловато, ни крайне быть не должно».

«Хорошо учить — значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать».

«Бог — в творчестве. Мы через творчествобеседуем с ним. Бог вообще — в нас».

Как вспоминал Павел Петрович, «Поленов, Репин по окончании курса в Академии брали у меня в квартире Левицкого уроки рисования, то есть учились рисовать ухо гипсовое и голову Аполлона. Стало быть, учитель я неплохой, если с золотыми медалями ученики берут уроки рисования с уха и с головы…» Врубель учился в личной мастерской Чистякова с 1882 года, и, по его словам, именно Павел Петрович вернул ему радость живописи.

При этом Павел Петрович старался дать своим ученикам не только технические знания: он учил их чувствовать, соображать, думать. Чистяков всегда интересовался вопросами теории цветов, углубленно изучал физиологию зрения. В сферу его интересов входила не только живопись, но и философия, литература, музыка и история.

Студия художника в доме-музее Павла Петровича Чистякова в Пушкине

В 1914 году Павел Петрович Чистяков выходит в отставку. Он продолжает работать и принимает многочисленных учеников. Незаметно проходят три года. Революция приносит разруху, голод, рушится привычный образ жизни.
В 1917 году умирает жена Павла Петровича Чистякова Вера Егоровна, что становится большим ударом для художника, а через год уходит из жизни и он сам. Павел Петрович Чистяков скончался в своем доме в Детском Селе 11 ноября 1919 года.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Павел Чистяков (1832-1919) - учитель гениев в живописи | wit - Дневник wit | Лента друзей wit / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»