Есть первозданные особые места,
Как воплощенье рая на земле,
Как прославление величия Творца
Из древности в седой сияют мгле.

Суровый остров, стройный хвойный лес
На столь высоком диком берегу,
Самой любовью, льющейся с небес,
Весь освященный, в сердце берегу.

Великолепие Поклонного Креста,
Парящего над озером Крестовым,
Нам указанье Божьего Перста
Всегда идти одним путем – Христовым!

Спасая мир лежащий во грехах,
Своей любовью исцеляя души,
Призванием в молитвах и делах,
Смирением, очистив сердце служишь!
Звонить всегда твоим колоколам,
Твердить живущим во грехе и зле,
Что есть чудесный остров Валаам,
Обитель Бога на святой земле!
Ю. Кузнецов.
О, дивный остров Валаам!
Приют монашеских молений,
Где скалы равнодушно зрят
Бесчинства Ладожских волнений.
Твоей волшебной красотой
Хоть век живи, не насладиться,
К твоим обителям святым
Всяк на Руси придти стремится.
Была трудна твоя судьба,
Не раз обители горели,
Дерзать пытался супостат
Тебя отторгнуть от России.
Здесь православными людьми
Воздвигнуты святые храмы,
Где тысячи христовых душ
Духовные врачуют раны.
В твоих долинах и лугах
Средь диких скал и гордых сосен
Душа молитвенно светла,
И счастья большего не просит.
К тебе пришел издалека
И я, чтоб святости коснуться.
Здесь каждый встречный тебе рад,
И ты ему рад улыбнуться.
И с миром возвращусь домой,
Оставив груз былых сомнений,
О, дивный остров Валаам,
Край чистых дум и устремлений.
А. Громов.
В составе монастыря множество церквей, часовен и памятных крестов. Хозяйственные постройки, гостиница, водопроводный дом, пекарня и автоматизированная молочная ферма и рыборазводный завод, автопарк и современная амбулатория, пахотные земли и фруктовые сады - свидетельство того, что жизнь острова, это не только молитвы, но и каждодневный упорный труд.
Войдем во внутреннюю территорию монастыря. Тут несколько церквей – Успенская, Никольская, церковь иконы Божьей Матери "Живоносный Источник", церковь во имя Живоначальной Троицы и надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла. Большой Спасо-Преображенский собор и высокая многоярусная колокольня находится в центре.

Внутри монастыря расположены кельи для трудников, послушников и других посетителей. Окна келий разного размера, большие предназначены для жилья, а совсем маленькие окна для молитвы.
Церковь во имя Успения Божией Матери с черной маковкой. Недавно удалось провести полное ее восстановление.

Отреставрировали часть сохранившихся икон из прежнего иконостаса. Восстановили утраченные деревянные резные элементы и по ним выполнили лепное украшение.

В интернете нашла фотографии внутреннего убранства храма.

Специалисты отмечают тщательность и уникальность работ, храм приобрел свой первоначальный вид, восстановлен в стилистике исторического замысла.

Все сюжеты росписи имеют непосредственное отношение к житию Пресвятой Богородицы.

В монастыре есть молочная ферма, свое форелевое хозяйство.
Садки расположены прямо в озере и затонах острова. Рыба выращивается практически в природных условиях.
Люди охотно покупают копченую рыбу: щуку, окунь, лосось, форель.
Перед храмом святой Живоначальной Троицы в ожидании стоят посетители.
Когда те, кто слушал в храме песнопение, вышли, может войти следующая группа. Хор монахов организовал небольшое вокальное выступление. В храме прекрасная акустика.
Посмотрите фотографии этого храма, он очень красив.
В центре зала стояло несколько мужчин разного возраста, типажа.
Но как они запели, какая гармония была в их голосах!
Желающие могли оставить пожертвование монахам или приобрести диск с песнями.
В состав хора Валаамского монастыря входят выпускники Хорового училища им. Глинки и Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, дипломированные вокалисты и дирижеры.
*****Посреди бескрайних просторов Ладожского озера вот уже многие века стоит одна из самых знаменитых иноческих обителей нашего Отечества - Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

Такого красивого места с отвесными скалами, бухтами, островами, проливами и хвойным лесом нигде не встретишь в Европе. Все, кто здесь побывал, с восторгом вспоминают чудные места острова.

Здесь произрастает множество видов цветковых растений. Хвойные деревья имеют возраст до 300 лет.

На Валааме создано уникальное сочетание местной и высаженной человеком и не произраставшей здесь ранее древесной растительности.

И. И. Шишкин. "Вид Валаама".
Сказочные и пленительные пейзажи острова Валаам стали неисчерпаемым источником для художников всех времен в написании огромного количества превосходных картин, посвященных великолепию северной природы.

А. И. Куинджи. "На острове Валаам".
Также здесь побывали композиторы П. Чайковский, А. Глазунов, ученые Миклухо Маклакай, Д. Менделеев,… И даже во время путешествия по России посетил остров Александр Дюма.

На острове расположены плодовые сады, которые были заложены более 150 лет назад.

Валаам остров каменистый. Его почвенный слой совсем тонкий, в среднем он составляет 20 см, под ним сплошной камень. Деревьям и кустарникам тяжело зацепиться за почву корнями. Вот и приходилось монахам собирать по острову грунт и подсыпать его на свои огороды. Некоторые паломники, зная о подобных проблемах, специально привозили для монахов землю.

В садах растут яблони, груши, смородина, крыжовник, малина, вишня. Выращивают овощи, зелень, тыкву, арбузы, дыни.

И даже ананасы, они необычно желтые.. Мы привыкли к коричневым и зеленым. Но оказалось, что спелый ананас - желтый. Чтобы исправить незрелый ананас, который у нас обычно продают, нужно положить его в контейнер с яблоком или бананом и закрыть крышкой. Яблоко и банан выделяют вещества, которые нужны ананасу, чтобы доспеть.
Две теплицы, площадью 250 кв. метров каждая, появились в Верхнем саду Валаама в 2012 году.
Главный храм Северного Афона - сердце обители - предстает перед посетителями во всей своей красе. Невероятной красоты бело-голубой собор, им можно любоваться постоянно и бесконечно. Его высота - 47 метров.

Колокольня собора завершается стройным шатром с главкой на барабане и золоченым шаром с крестом. Его высота – 72 метра.

Долгое время собор находился на реставрации. В 1980 году были начаты работы по спасению обветшалого храма, но к началу 1990-х годов были заморожены. Возрождаемая обитель в эти трудные для страны годы не могла найти средства на столь масштабные восстановительные работы, поэтому собор стоял, окруженный черными, гниющими от сырости лесами.

Во время реставрационных работ строители обнаружили рыхлые, полностью потерявшие свою способность кирпичи, пришлось их заменять на новые.
В октябре 2014 года со Спасо-Преображенского собора окончательно были сняты строительные леса.

Над центральным входом в собор была установлена мозаичная икона. Наверху – лик Иисуса Христа, по бокам - покровители обители преподобные Сергий и Герман.
Собор состоит из нижнего и верхнего храмов. Мы сейчас в нижним, который называют "теплым". Затем поднимемся на второй этаж в "холодный".
Нижний храм был освящен в 1892 году во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Он построен в греческом стиле, поскольку зачинатели монастыря пришли на Русь из Византии.
Это иноческий храм, своим интерьером настраивающий на погружение в себя и покаянную молитву.
В настоящее время от дореволюционного собора ничего не осталось. К счастью, по сохранившимся фотографиям к 1996 году удалось воссоздать в общих чертах первозданный облик церкви.
В годы Великой Отечественной войны нижняя церковь Спасо-Преображенского собора была превращена в овощехранилище.
В 1970-х годах свою лепту в разрушение святынь обители внесли туристы, отдыхавшие на турбазе в районе Воскресенского скита, оставив многочисленные "граффити" на стенах и живописи собора.
Величественное помещение, где все говорит о божественном. Оно красиво отделано, праздничное, наполненное чем-то светлым, добрым и торжественным.
Раньше вся нижняя церковь была украшена стенною живописью.
К сожалению, росписи, покрывавшие стены и потолок нижнего храма, утеряны.
Икона Божией Матери "Всецарица".
Летопись исцелений Валаамского монастыря постоянно пополняется все новыми и новыми свидетельствами чудесной помощи тем, кто уже и не чаял получить ее от земных врачей. И снова Пресвятая Богородица являет нам Свое милосердие.
Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа.

Над ракой установлен образ "Господь-Вседержитель с предстоящими". На этой иконе, уцелевшей чудесным образом, изображены преподобные Сергий и Герман, коленопреклоненно молящиеся за Валаамскую обитель (фотография из инета).
Теперь нам предстоит посетить верхний храм.
Спасо-Преображенский собор с небесно-голубыми куполами - краса и гордость Валаамской обители. Высокий, светлый, величественный.

С его колокольни в хорошую погоду хорошо проглядывается весь север Ладоги.
О нижнем его храме я рассказывала выше. Теперь, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм.
Он по праву считается гордостью Валаама. Церковь была освящена во имя Преображения Господня 19 июня 1896 года архиепископом Выборгским Антонием (Вадковским).
При этом присутствовали члены Императорской семьи - великий князь Владимир Александрович с супругой - великой княгиней Марией Павловной, великий князь Кирилл Владимирович с великой княгиней Марией Александровной, герцогиней Саксен-Кобург-Готской.
Необыкновенно красив иконостас, золоченый по белому фону и отделанный изумрудами.
Иконы в нем полностью были выполнены трудами валаамских иноков во главе с иеромонахом Алипием (Константиновым).
Верхний храм более светлый, торжественный и просторный (вмещает 3000 человек). Он сооружен в русском стиле.
Очень хорошо, что сейчас разрешено фотографировать, а совсем недавно это было запрещено, строго следили за этим.
В храме находится Казанская икона Божией Матери, а также другие редкие иконы.
Величественное помещение, где все говорит о божественном. Оно красиво отделано, праздничное, наполненное чем-то светлым, добрым и торжественным.
Все свидетельствует об изяществе и тонкости вкуса мастеров, оформлявших храм. Красота и торжественность не могут оставить равнодушными ни детей, ни взрослых.
В левой стороне находится живописное Распятие Господне.
Всюду видны изящество и полная гармония красок: все краски нежные, не бьющие в глаза.
Картины - копии с картин знаменитых художников - изображают священные события из жизни Господа Иисуса Христа, Божьей Матери, а также святителей, преподобных и ангелов.
Возле второй центральной колонны с правой стороны стоит игуменское кресло, украшенное резьбой.
Из воспоминаний паломников:
"Громадной величины храм производил внушительное и вместе с тем легкое впечатление. Довольно много было золота, блестевшего от боковых лучей солнца. Более понравилась живопись. Бросалась в глаза яркость и светлый тон красок.
Розовый, голубой, красный, синий и редко коричневый – цвета икон и стен придают храму положительно бодрящий, веселый, жизнерадостный тон. Высота купола и арок и обилие света чудно дополняли это впечатление.
И невольно спросил я себя: зачем монахам эта светлая жизнерадостность? Но ответ явился тотчас же. Ведь христианство не только – одна печаль и сокрушение о грехах, но и радостная жизнь в Боге, «неизреченный свет » и непрекращающееся веселье".
При росписи собора Валаамские художники активно использовали в качестве образцов картины известных русских и западно-европейских мастеров А. Иванова, Ф. Бруни, Е. Сорокина, В. Верещагина, А. Егорова, В. Васнецова, Рафаэля, Тициана, Гофмана.
А также композиции из храма Христа Спасителя в Москве, Владимирского собора в Киеве, Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге.
В то же время валаамские художники избегали прямого копирования и часто на основе уже известных образцов создавали новые композиции.
Все росписи в верхнем храме были выполнены маслом с добавкой воска, но применены краски не фабричного производства, а изготовленные прямо в монастыре, растертые и запаянные в свинцовые тубы.
Благодаря добавлению воска в масляное связующее, краски утратили излишний блеск, но приобрели большую устойчивость к воздействию влаги.
Сегодня Валаам чтится среди православных верующих, как несгибаемый источник веры, сумевший возродиться, несмотря на все невзгоды, постигшие его. Сюда ежегодно стремятся тысячи паломников и просто туристов, желающих прикоснуться к чуду.