[620x550]
Не задумывались - творчество какого русского художника наиболее актуально в наши дни? Чьи полотна с максимальным возможным сходством передают всю безнадёгу и гнусность современной жизни? Василий Григорьевич Перов! Незаконнорожденный сын барона Криденера, получивший у дьячка-учителя прозвище Перов за усердие и виртуозное владение пером.
В 1862 году царской цензурой была снята c выставки картина В. Г, Перова «Сельский крестный ход на пасхе». В том же году Перов пишет небольшое полотно «Чаепитие в Мытищах», задуманное как острое обличение самодержавного строя. Две фигуры, два мира противопоставлены друг другу в этой картине — монах и инвалид-солдат. Один — разжиревший от праздной жизни, другой — нищий. Без ноги, слепой, в сопровождении мальчика-поводыря, инвалид просит милостыню. Перед нами, может быть, один из героев Севастопольской обороны, c медалыо за храбрость на груди он бродит теперь no белу свету, прося кусок хлеба. Произведение такой социальной окраски являлось живым укором самодержавию. Идейно-художественное достоинство этой маленькой картины так велико, что она стала одной из жемчужин Третьяковской галереи.
В первую очередь поражает изумительная режиссура сцены. Так умело расположить и противопоставить действующих лиц дано только крупному мастеру. Каждая фигура, каждый жест и поза c предельной выразительностью играют свою роль. Эти позы и жесты раскрывают ту гамму человеческих чувств, которыми охвачены столкнувшиеся здесь люди разных социальных положений.
Перов ограничился всего лишь четырьмя фигурами, расположенными вокруг стола, чтобы развернуть всю сложную социальную и психологическую ситуацию.
Настолько сочувственно художник обрисовал инвалида-нищего и особенно мальчишку в оборванной рубашке, c протянутой за подаянием отцовской военной фуражкой, настолько же гневно и. едко он изобразил монаха. Из-под дорогой мантии выглядывает существо животное c заплывшими глазами и бесчувственным сердцем. В картине можно различить множество мельчайших деталей и черточек, которые c разных сторон обрисовывают типаж и дополняют его характеристику.
Сам монах одет в прекрасную рясу и подрясник, на голове его клобук, пышные, тщательно расчесанные волосы выбиваются из-под клобука и мягко падают на плечи. Он щеголь — его волосы завиты, хромовые сапоги начищены до яркого блеска. Каждая, даже самая маленькая деталь имеет свой голос в общем сатирическом строе этой картины. Так, даже крестик, болтающийся на груди монаха, выразительно подчеркивает внушительный объем живота, вместившего уже не один самовар горячего чая.
Перов правдиво подметил неравенство и среди духовенства: чернец — младший монастырской братии не смеет даже присесть за стол рядом c «саном» и вынужден пить чашку чая на ходу, поодаль от своего господина; монах-возница, который виден в глубине картины, сидя на козлах пролетки, истомился от долгого ожидания своего ублажающегося чайком седока.
В 1862 году царской цензурой была снята c выставки картина В. Г, Перова «Сельский крестный ход на пасхе». В том же году Перов пишет небольшое полотно «Чаепитие в Мытищах», задуманное как острое обличение самодержавного строя. Две фигуры, два мира противопоставлены друг другу в этой картине — монах и инвалид-солдат. Один — разжиревший от праздной жизни, другой — нищий. Без ноги, слепой, в сопровождении мальчика-поводыря, инвалид просит милостыню. Перед нами, может быть, один из героев Севастопольской обороны, c медалыо за храбрость на груди он бродит теперь no белу свету, прося кусок хлеба. Произведение такой социальной окраски являлось живым укором самодержавию. Идейно-художественное достоинство этой маленькой картины так велико, что она стала одной из жемчужин Третьяковской галереи.
В первую очередь поражает изумительная режиссура сцены. Так умело расположить и противопоставить действующих лиц дано только крупному мастеру. Каждая фигура, каждый жест и поза c предельной выразительностью играют свою роль. Эти позы и жесты раскрывают ту гамму человеческих чувств, которыми охвачены столкнувшиеся здесь люди разных социальных положений.
Перов ограничился всего лишь четырьмя фигурами, расположенными вокруг стола, чтобы развернуть всю сложную социальную и психологическую ситуацию.
Настолько сочувственно художник обрисовал инвалида-нищего и особенно мальчишку в оборванной рубашке, c протянутой за подаянием отцовской военной фуражкой, настолько же гневно и. едко он изобразил монаха. Из-под дорогой мантии выглядывает существо животное c заплывшими глазами и бесчувственным сердцем. В картине можно различить множество мельчайших деталей и черточек, которые c разных сторон обрисовывают типаж и дополняют его характеристику.
Сам монах одет в прекрасную рясу и подрясник, на голове его клобук, пышные, тщательно расчесанные волосы выбиваются из-под клобука и мягко падают на плечи. Он щеголь — его волосы завиты, хромовые сапоги начищены до яркого блеска. Каждая, даже самая маленькая деталь имеет свой голос в общем сатирическом строе этой картины. Так, даже крестик, болтающийся на груди монаха, выразительно подчеркивает внушительный объем живота, вместившего уже не один самовар горячего чая.
Перов правдиво подметил неравенство и среди духовенства: чернец — младший монастырской братии не смеет даже присесть за стол рядом c «саном» и вынужден пить чашку чая на ходу, поодаль от своего господина; монах-возница, который виден в глубине картины, сидя на козлах пролетки, истомился от долгого ожидания своего ублажающегося чайком седока.
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2579