На сегодняшний день одной из наиболее перспективных технологий укупорки консервированной продукции в стеклянную банку является использование металлической завинчивающейся крышки «твист-офф» (tvist-off). Данное средство упаковки, общепринятое в мировой практике, некоторое время назад появилось и на отечественном рынке, практически полностью заменив традиционную для упаковочной промышленности бывшего СССР металлическую закатываемую крышку. Крышка «твист-офф» представляет собой штампованный металлический колпачок с упорами для завинчивания. При помощи специальной резьбы, прокладка, находящаяся на внутренней поверхности крышки, за 1 – 4 оборота плотно садится на горлышко стеклотары, препятствуя попаданию внутрь банки воздуха и контролируя вытекание из нее жидкости, что позволяет долгое время сохранять консервированную продукцию в свежем виде.
Винтовые крышки «твист-офф» успешно используются при укупорке стеклянных банок, содержащих следующие виды консервированной продукции:
1) холодильные продукты;
2) варенье, соки, компоты, фрукты в сиропе и т. д.;
3) овощи, мясные и рыбные продукты, морские деликатесы (мидии, креветки) и пр.;
4) детское питание;
5) продукты, сохраняющиеся в рассоле (огурцы, помидоры, грибы);
6) продукты, в состав которых входит большое количество масла (некоторые сорта сыров, овощи, законсервированные в масле и пр.).
В зависимости от содержимого стеклянной банки меняется и предназначенная для нее крышка. Так, для укупорки солений и маринованных продуктов используются крышки с более прочным многослойным внутренним покрытием. Современная промышленность предлагает производителю консервированной продукции широкий ассортимент крышек «твист-офф».
При выборе данного вида укупорки важны следующие основные характеристики:
1) диаметр крышки;
2) высота профиля;
3) наличие (или отсутствие) на поверхности специального профильного выступа safety button.
Диаметр крышки зависит от размеров стеклянной тары, для которой предназначается укупорка. Это может быть как бутылочка кетчупа с минимальным диаметром горловины, так и банка довольно большого объема, предназначенная для хранения консервированных крупных овощей или фруктов. Наибольшим спросом у производителей консервированных продуктов питания пользуются крышки с диаметром от 38 до 110 мм. Высота профиля «твист-офф» также зависит от особенностей стеклотары, т. е. от конструкции винтовой части, выбранной в качестве упаковки банки. Некоторые крышки «твист-офф» снабжены специальной конструкцией safety button, наличие которой позволяет потребителю отслеживать первое вскрытие банки, произведенное после промышленной укупорки. О том, что приобретенная продукция вплоть до момента снятия крышки была надежно защищена от воздействия внешней среды и пригодна для употребления в пищу, оповестит громкий хлопок, который обязательно раздастся, когда банка будет открыта впервые. При производстве крышек «твист-офф» используются следующие материалы: 1) жесть; 2) паста, изготовленная на основе ПВХ, служащая прокладкой между жестяной крышкой и продуктами питания; 3) адгезионный лак, предназначенный для внутреннего покрытия крышки; 4) эмаль или лак для нанесения на внешнюю поверхность крышки; 5) защитный лак; 6) краски, используемые в процессе печати по внешней стороне крышки. Данные материалы проходят строжайший контроль в процессе производства «твист-офф», все они имеют гигиенические сертификаты и абсолютно безвредны для здоровья человека. Преимущества технологии: Приобретая пищевую продукцию, покупатель первым делом старается оценить ее визуально. Впечатление, произведенное тем или иным товаром на потребителя, при выборе часто оказывается решающим. Жестяная тара и другие непрозрачные средства упаковки не дают возможности предварительного ознакомления с приобретаемой продукцией — содержимое банки остается для покупателя загадкой вплоть до самого вскрытия упаковки. Нежелание большинства потребителей приобретать «кота в мешке» привело к увеличению объемов производства консервированной продукции, помещенной в стеклянные банки. Такая упаковка позволяет убедиться в качестве приобретаемого товара, впоследствии стеклянная банка может быть неоднократно использована в домашних условиях. Кроме того, очевидно, что стекло — самая безвредная упаковка для продуктов питания, не вступающая с ними в контакт, гарантированно сохраняющая натуральный цвет и запах продукции. Возросший спрос на консервированные продукты в стеклянной таре повлек за собой и рост популярности крышек «твист-офф»: в настоящий момент завинчивающаяся крышка — повсеместно распространенное средство укупорки самых разнообразных стеклянных банок и бутылочек. На сегодняшний день технология «твист-офф» является одной из самых перспективных в области вакуумирования пищевой продукции. Как известно, вакуумная упаковка продлевает срок хранения пищи, предотвращая развитие в ней аэробных бактерий, сохраняя при этом витамины и другие полезные вещества, содержащиеся в продуктах питания, подлежащих длительному хранению. При использовании крышек «твист-офф» в банке создается так называемый «сухой вакуум», образующийся без обработки консервируемой продукции паром. При этом использование крышки «твист-офф» для укупорки пищевой продукции длительного хранения позволяет отказаться от применения ряда консервантов, сводящих на нет полезные качества продуктов. Размещение продукции в банки с завинчивающимися крышками значительно сокращает расходы производителя, также позволяя отказаться от применения таких традиционных способов консервирования, как термическая и химическая обработка.
Применение технологии «твист-офф» при консервировании продуктов питания имеет следующие преимущества.
1. Содержимое банки, укупоренной при помощи крышки данного типа, сохраняется в свежем виде на протяжении более шести месяцев.
2. Крышки «твист-офф», за счет своей гладкой лакированной поверхности с нанесенным на нее рисунком, имеют весьма привлекательный для потребителя вид.
3. «Твист-офф» максимально просты в использовании. При открытии банки с винтовой крышкой не требуется использование вспомогательных средств или применение физических усилий.
4. Данные крышки незаменимы в домашнем хозяйстве: после того, как банка, укупоренная промышленным способом, будет открыта, крышка «твист-офф» прослужит практичной хозяйке еще около 4 – 5 лет.
5. Гладкая поверхность крышки предоставляет широкие возможности для размещения атрибутики фирм-производителей продукции, находящейся в банке.
Это обстоятельство делает стандартную стеклянную упаковку яркой и оригинальной, содействуя успешному продвижению товара и фирмы на рынке. Использование технологии твист-офф при упаковке консервированной продукции в США и европейских странах насчитывает около полусотни лет. Созданная в начале XX в. в Чикаго White Сap Company стала первой фирмой по промышленному производству специальных вакуумных крышек и укупорочных машин. С тех пор данная упаковка заняла достойное место на рынке — избалованный качественными товарами потребитель стран Запада старается приобретать «удобную» ему продукцию в банках, конструкция которых позволяет не задумываться о том, имеется ли в доме консервный нож. На сегодняшний день на рынке США и Европы с успехом работают десятки заводов по производству крышек «твист-офф», среди которых такие крупные предприятия, как OWK, White Cap и др. Производство винтовых крышек для российского производителя — дело достаточно новое, т. к. отечественная продукция в стеклянных банках с крышкой «твист-офф» появилась на рынке сравнительно недавно. В большинстве своем российские изготовители крышек «твист-офф» работают на зарубежном оборудовании, используя при производстве импортные материалы. Из Германии, Италии и Польши завозится также и большинство автоматического или полуавтоматического оборудования по укупорке стеклянных банок с использованием крышек «твист-офф». Постепенно российские предприятия осваивают европейские технологии, и процесс этот, несомненно, выгоден для отечественного производителя консервированной продукции — при схожих показателях, стоимость российских аналогов дорогостоящего зарубежного оборудования значительно ниже