• Авторизация


Италия. Часть 5-я: Флоренция 24-11-2012 10:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Леда_Аветис Оригинальное сообщение

Италия. Часть 5-я: Флоренция

Смотрите начало: Часть 1-я: Вечный город РИМ * Часть 2-я: Ватикан * Часть 3-я: Неаполь и Помпеи * Часть 4-я: Лукка и Пиза

[800x420]

Флоре́нция (итал. Firenze, лат. Florentia) - великолепный город-музей на реке Арно, в прошлом - центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства, а теперь - административный центр региона Тоскана Италии.
Первое поселение на месте современной Флоренции было основано около 200 года до нашей эры этрусками и получило название Florentia (цветущая). В 82 году до нашей эры Флоренция была разрушена римлянами, а в 59 году до нашей эры фактически повторно основана Юлием Цезарем.

[230x290]

Краткая историческая справка.

В 59 году до н. э. на месте нынешней Флоренции было основано поселение римских ветеранов, получившее название Флорентия («цветущая»). С годами оно превратилось в город, который в IV веке н. э. был резиденцией епископа. Затем Флоренция попадала под власть остготов, византийцев, лангобардов и франков, что существенно разорило и ослабило город.

Возрождение города началось в X веке, Флоренция превратилась в независимую коммуну и вскоре подчинила себе бо́льшую часть северной и центральной Тосканы и начала играть одну из важнейших ролей в политической системе средневековой Италии.
В 1115-1185 и 1197-1532 годах это Флорентийская республика (лат. Respublica Florentina, итал. Repubblica fiorentina) со сложной системой управления, основанной на недопущении узурпации власти одним лицом.

В 1252 году Флоренция ввела собственную золотую монету, флорин стал одной из самых устойчивых монет в Европе. Здесь впервые зародилось мануфактурное производство.
В XIII-XIV веках экономическое развитие Флоренции опережало практически все другие государства не только Италии, но и Европы.

В 1340-х годах население города составляло порядка 80 000 человек, но эпидемия «Чёрной смерти» - страшная чума 1348 года унесла тысячи жизней, обернувшись огромной трагедией, что было отражено в сборнике ста новелл «Декамерон» Джованни Боккаччо.

С 1434 во Флоренции установилась власть рода Медичи, при котором государство трансформировалось в единоличную синьорию, но уже в конце века народ изгоняет их и провозглашает Флорентийскую республику. В этот период в историю Флоренции вписали свои имена такие великие личности, как Леонардо да Винчи, Савонарола, Макиавелли, Микеланджело.
Козимо Медичи вернул себе господство во Флоренции уже в XVI веке:
в 1532 году республиканское устройство Флоренции было ликвидировано, и страна превратилась в наследственную монархию - Флорентийское герцогство (с 1569 - великое герцогство Тосканское).

Национальная освободительная борьба Рисорджименто на целых шесть лет сделала Флоренцию столицей Итальянского королевства (1865-1871 гг.) до окончательного присоединения к единой Италии Папской Области и Рима.

26 октября 1871 года состоялось постановление парламента о перенесении столицы королевства из Флоренции в Рим.

Столичный период и статус оставили большой и неоднозначный след в облике Флоренции: была снесена часть исторического центра («чрева» города) с еврейским гетто, рынком и множеством высоких жилых башен.

****

Мы встретили восход солнца в отеле Президент, с балкона которого открывался вид на центральный вокзал и церковь Санта Мария Новелла.

[800x600]
[800x473]
Перекусили, выпили кофе...
[800x600]
... и пошли покорять Флоренцию )))

День предстоял насыщенный: с утра - пешеходная обзорная экскурсия, посещение галереи Уффици, далее - обед, посещение дворца Питти, моста Понте Веккьо, и вечером - ужин-представление во дворце Боргезе.
***
Соборная площадь (Piazza del Duomo) - сердце города и главная площадь Флоренции. На ней находится целый ряд знаменитых сооружений: Флорентийский собор Дуомо, 84-метровая колокольня Джотто и самое старое здание города - Баптистерий.

[800x]

Здесь, у его ворот, нас встретила гид, пожилая сухопарая женщина со скрипучим голосом, и сразу предупредила: "Даже не пытайтесь охватить фотографией Дуомо, это невозможно! Любые фотки будут просто обрезками..." Конечно, ее никто не послушал, каждый наделал своих... фото-фрагментов этого поистине грандиозного сооружения!

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) начали строить в XIII веке под руководством зодчего Арнольфо ди Камбио. И строили шесть веков (с перерывами по 30-40 лет).
Это самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто (раннего итальянского Возрождения), построеное как базилика в виде латинского креста. Проходы здания выполнены в виде высоких арочных аркад, которые составлены из колонн. Высшая точка этих сводов достигает 23 метров, длина - 153 метра, ширина в трансепте - 90 метров.



[600x800]

Процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников - Сиены и Пизы, храмом большим в размере и богаче украшенным. В результате, Санта-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 г. самым большим во всей Европе: в нём может разместиться 30 000 человек. Оставалось только закончить купол.

[800x600]

Фасад собора украшен неоготическими цветными панелями из мрамора трех основных оттенков - зеленого, белого и розового. В верхней части фасада здания расположены статуи апостолов, а посередине Дева Мария с младенцем. Не менее поражает и вход в собор, который представляет собой огромные бронзовые двери, украшенные сценами из жизни Мадонны.

[800x600]
[800x600]
В нишах на тронах восседают папы, под ними расположены плиты с родовыми гербами.
[600x800]

Флоренция хранит благодарную память о российских меценатах из рода Демидовых: одна из бывших вилл Медичи и поныне известна как Вилла Демидофф (итал. Villa Demidoff), таким же именем часто называют и вторую виллу в окрестностях Флоренции - Виллу Сан Донато. Первая из них связана с именем более позднего Демидова: Павла Павловича, князя Сан-Донато, здесь же он и скончался. А вторая - с именем его деда, Николая Никитича Демидова, который и соединил судьбы династии с Флоренцией, будучи в ней послом Российского двора. В память о благотворительной деятельности, которой занимался «Никколò Демидофф», флорентийцы назвали его именем площадь на берегу Арно , а его потомки заказали скульптору Лоренцо Бартолини многофигурный памятник, который и сейчас находится там под необычной стеклянной крышей.

Герб Демидова
[800x399]

В 1331 г. пост главного архитектора получил Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.
В нишах первого в яруса в XV веке установили статуи пророков.

[600x800]

С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который и закончил кампанилу.
Высота колокольни - 84 метра, и она имеет семь колоколов.

[600x800]

Красный купол собора, созданный по проекту Филиппо Брунеллески, - уникальное творение инженерного гения - построенный без арматуры, двухслойный восьмигранный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем.
Его диаметр составляет 42 метра, высота купола от пола собора - 91 метр, световой фонарь высотой 16 метров. Купол весит без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн.

[800x600]
Купол Санта Мария дель Фьоре, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом.
Даже панорамное фото (из Википедии) не покажет нам Собор полностью... Одним словом, это надо видеть!
[800x]
***

К XIV веку именно во Флоренции окончательно оформился новый период в развитии европейского искусства, получивший впоследствии название: Эпоха Возрождения, в котором творили Данте, Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли и многие другие.

Первоначально явление, тешившее самолюбие знати уподоблением «цезарям Древнего Рима», вскоре вышло далеко за эти рамки, приобрело общекультурное и философское значение... Флоренция стала ведущим центром итальянского Возрождения.

Флоренция по праву считается родиной оперы - жанра, которому суждено было сыграть огромную роль в истории итальянской и мировой музыкальной культуры. О Музыке во Флоренции.

Здесь же родился один из крупнейших оперных композиторов XVII века, основоположник французской оперной школы Жан Батист Люлли (1632-1687), краткую биографию которого я представила здесь

***

Пьяцца делла Репубблика - помпезный и чуждый флорентийской архитектуре квартал пьемонтско-туринского стиля. Осуществить этот проект смогли уже после утери городом столичных функций: к 1887 году и позднее.

[800x]
[800x]

Площадь Синьории - это не только политический центр города, но и самый настоящий музей под открытым небом. Свое название она получила в честь Дворца Синьории, известного сегодня как Палаццо Веккьо.

[800x]
[800x]
[x800]
Особого внимания достойна Лоджия Ланци - арочный павильон с 15 статуями под крышей.
Большинство из имеющихся в Лоджии Ланци статуй - копии.
[800x]
Площадь Сантиссима Аннунциата (Piazza Santissima Annunziata). Посередине площади стоит конная статуя Фердинанда I Медичи.
[800x]
[800x]
[x800]
По этим улочкам города ходил Данте Алигьери, уроженец Флоренции.
[800x]

В своей «Божественной комедии», написанной в начале XIV века, Данте придал разговорному языку такое достоинство и колорит, что это впоследствии позволило ему стать (наряду с образцами Петрарки и Боккаччо) основой итальянского языка, сначала литературного, а потом разговорного: таким образом, именно тосканский диалект лежит в основе современного итальянского языка.

Дом Данте
[800x]

Во Флоренции в 1868-1869 Фёдор Михайлович Достоевский закончил роман "Идиот", о чем гласит табличка на одном из домов рядом с дворцом Питти. А в конце извилистой улочки за Форте Бельведере можно отыскать бывшую виллу Петра Ильича Чайковского, также отмеченную мемориальной доской с поэтичным повествованием о композиторе в период написания «Пиковой дамы» (1890) и других произведений.
***
Во время Второй мировой войны городу был нанесён бомбардировками значительный ущерб. При отходе из города немецкие войска также взорвали все исторические мосты через Арно, кроме спасённого бойцами Сопротивления моста Понте Веккьо.

[800x]

Большое культурное бедствие постигло Флоренцию и 4 ноября 1966 года, когда на город хлынула огромная масса воды из реки Арно. Опустошительное наводнение, затопившее центр города на 2-3 метра, привело к гибели 34 человек (5 000 семей лишились крова), а также по самым скромным подсчётам были повреждены более 3 000 000 книг и рукописей и 14 000 иных произведений искусства, навсегда утрачены бесценные фрески на первых этажах затопленных зданий.
Спасение сокровищ Флоренции (поиск и очистка от тонн грязи, просушивание, консервация) стало в последующие дни подвигом многочисленных добровольцев из Италии и остального мира.

[800x]

Мост Понте Веккьо в его современном состоянии построен в 1345 году архитектором Нери ди Фьораванти. Над строениями идет Коридор Вазари, названный по имени архитектора, создавшего его специально для того, чтобы Козимо I мог спокойно проходить из палаццо Веккьо в палаццо Питти, так как в те времена на мосту располагались лавки мясников и от моста исходило сильное зловоние.

[800x]

Вдоль коридора идет ряд небольших окон, из которых, по легенде, правитель мог подслушивать, о чём говорят простые люди внизу на мосту. Начиная с XVI в. лавки моста превратились в ювелирные магазинчики и мастерские. Поэтому его стали также называть «Золотым мостом».

Фото моста я сделала из окна галереи Уффици, - это единственное, что нам позволили там заснять. Поэтому галерею здесь представит видеоролик с Youtube.
***
Галерея Уффици (итал. Galleria degli Uffizi, буквально - «галерея канцелярий») - дворец во Флоренции, построенный в 1560-1581 гг. по заказу Козимо Медичи, и сейчас являющийся одним из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства.
Галерея включает множество шедевров итальянских мастеров: Джотто, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Уччелло, фра Филиппо Липпи, Чимабуэ, Пьеро делла Франческа и др. Здесь также немало образцов античного, французского, испанского, немецкого, голландского и фламандского искусства.

Мы увидели великие картины великих Мастеров: Весна, Боттичелли; Мадонна и младенец с ангелом, Боттичелли; Поклонение волхвов, Леонардо да Винчи; Благовещение, Леонардо да Винчи; Венера Урбинская, Тициан; многие другие...
и единственную картину Микеланджело «Мадонна Дони» (Святое Семейство, ок. 1506 -1508)

[x800]
Источник изображения



***

Вечером насыщенного дня мы ужинали во дворце Боргезе.
Палаццо Боргезе - дворец, носящий имя его бывшего владельца - графа Боргезе. Граф был очень богат, а его женой была младшая сестра Наполеона - Полин, в спальне которой сейчас проводятся ренессансные вечера и… ужинают туристы!

[800x]
[800x]
[800x]
[800x]

Звучала средневековая музыка; юркий шут вилял в проходах между столами и выбирал кандидатов для представления из числа гостей. Их уводили в соседний зал, переодевали в старинные одежды и приводили на "сцену" сыграть определенную роль.
Повезло и моему мужу, - он изображал радушного хозяина замка, угощающего своих гостей зажаренным на огне кабаном ))). Роль хозяйки досталась неизвестной мне женщине ).



После этой "измены" ))) нам подали вкусно приготовленное мясо...
[800x]

В XIV веке была порождена концепция: Флоренция - второй Рим. Одним из первых её сформулировал Джованни Виллани в своей «Истории города Флоренции».
Если тогда преобладало чувство благоговейной зависти, то с первых лет XV века растёт ощущение соперничества и даже превосходства.

[800x]

Колюччо Салютати (1333 - 1406) - один из родоначальников (наряду с Леонардо да Винчи, Франческо Петраркой и др.) итальянского гуманизма эпохи Возрождения (Ренессанса), - вдохновенно писал о Флоренции:

«…Цветок Тосканы, зеркало Италии, соперница славного города Рима, от которого она произошла и древнему величию которого подражает, борясь за спасение Италии и её свободу...»
***
Наутро мы попрощались с Флоренцией и послали последний привет Санта-Марии-Новелле. К слову, в этой церкви начинается действие Декамерона - именно в ней встречаются молодые люди и решаются уехать из Флоренции во время чумы.

[800x]
У известного итальянского композитора и исполнителя Пупо есть песня Santa Maria Novella, посвящённая Флоренции и Санта-Марии-Новелле, как её символу.
Вот и Дима Билан поет о фонтанах Флоренции...


Может быть, и мы еще вернемся туда. А пока наш путь лежал к моей давней мечте - Венеции...
Спасибо за внимание! Продолжение следует...
Leda Avetis
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Julie_Successful 24-11-2012-10:36 удалить
Красота!!!! Пост замечательный!!!! Благодарю, милая!!!!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Италия. Часть 5-я: Флоренция | InnaKryzhanovskaya - Дневник Инна | Лента друзей InnaKryzhanovskaya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»