Само имя этого замечательного русского художника звучит необычно, музыкально, старинно...Своеобразие его творческого дара, магическое очарование его картин определили уникальное место Виктора Борисова-Мусатова в отечественной культуре. На рубеже XIX-XX веков, в эпоху, богатую творческими индивидуальностями, В.Э. Борисов-Мусатов нашел в искусстве собственный самобытный путь и стал одним из самых значительных мастеров русского символизма.
[510x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Автопортрет.
Весной 1870 года, накануне Пасхи, в Саратове в семье Эльпидифора Борисовича Мусатова родился мальчик, которого назвали Виктором. Э.Б. Мусатов, сын мельника, бывшего крепостного, в юности состоял камердинером у генерала Шахматова, затем получил профессию бухгалтера и служил в железнодорожном управлении. Его супруга Евдокия Гавриловна до замужества была камеристкой в доме Шахматовых. Первые годы жизни Виктора Мусатова прошли в старинном шахматовском доме. Ранние детские воспоминания о городском доме Шахматовых и усадьбе Губаревка, о поэтической атмосфере старого помещичьего быта, о жизни, наполненной музыкой, театральными увлечениями, изысканными нарядами, старинными вещами, поклонением женской красоте - навсегда останутся с мальчиком и впоследствии выльются в фундамент его творческих поисков.
[447x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Девушка на балконе. 1900 год.
В трехлетнем возрасте Виктора постигло несчастье: в результате падения мальчик сильно повредил спину, что вызвало замедление роста и появление горба. Так сформировался его внешний облик, который заставлял Мусатова на протяжении всей его жизни страдать от непохожести на других и связанного с нею одиночества. Хронический воспалительный процесс в позвоночнике излечить так и не удалось, и Виктору в течении всей жизни приходилось бороться с болезнью, преодолевать физическую боль.
Однако, как это часто бывает, болезнь не только способствовала углублению внутреннего развития мальчика, но и подтолкнула его к творчеству. Уже в шестилетнем возрасте Виктор начал рисовать, встретив полное понимание и поддержку родных.
После 1876 года семья Мусатовых перебралась в собственное жилище на окраине Саратова. Маленький дом в четыре комнаты стоял близ солдатского плаца, поэтому новый адрес звучал так: Саратов, Плац-парад. Здесь прошла вся саратовская жизнь художника. За домом находился сад с плодовыми деревьями и цветами, где Виктор вместе с матерью увлеченно ухаживал за растениями, за что и получил прозвище "садовод".
[700x525]
Дом-музей В.Э. Борисова-Мусатова в Саратове. Современный адрес:ул. Вольская,д.33. Фото Анастасии Семёновой.
Формирование эстетического сознания Мусатова несомненно связано с этим детским увлечением, поскольку образ сада займет важнейшее место в его произведениях.
[700x570]
В.Э. Борисов-Мусатов. Майскте цветы. 1894 год.
[564x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Дерево.
[525x700]
Сад Мусатовых в Саратове. Фото Анастасии Семёновой.
[700x525]
Окна дома Мусатовых.
Осенью 1881 года одиннадцатилетний Виктор поступил во второй класс саратовского реального училища, где проучился до 1885 года. В училище начались его регулярные занятия живописью, которую преподавал Фёдор Андреевич Васильев, поощрявший в мальчике стремление к тщательной работе. Рядом была Волга с ее летними и зимними радостями. Вероятно, одним из первых побудительных импульсов творчества Мусатова стала природа окрестностей Саратова. Позднее художник вспоминал:" Около Саратова на Волге есть остров. Этот остров называется Зелёным. В детстве он был для меня чуть ли не Таинственный остров. Я знал только один ближайший его берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой".
Новый этап в жизни Виктора Борисова-Мусатова начался в 1883 году с приходом в училище молодого художника Василия Васильевича Коновалова, окончившего педагогические курсы Академии художеств в Петербурге и прошедшего школу П.П. Чистякова. В.В. Коновалов добился от родителей Виктора согласия на то, чтобы их сын оставив училище, специально занялся живописью, имея ввиду дальнейшее поступление в Академию художеств. С 1884 года Виктор посещал также воскресную школу И.Ф. Ананьева. Первым известным нам живописным опытом юного художника является картина "Окно", написанная в 1886 году в Саратове.
[519x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Окно. 1886 год.
В 1885 году в Саратове открылся первый в России общедоступный художественный музей, основанный художником Алексеем Петровичем Боголюбовым в память о своем деде - писателе Александре Николаевиче Радищеве.
[562x700]
И.Е. Репин. Портрет А.П. Боголюбова.
Художественный музей имени А.Н. Радищева до сих пор является одним из лучших музеев России, а для Виктора Мусатова в свое время он стал источником первых сильных художественных впечатлений. В коллекции музея можно было увидеть картины "малых голландцев", Б. Мурильо, А. Ватто, Ф. Буше, К. Коро и выдающихся русских живописцев - К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.Е Репина, В.Д. Поленова и других. Не менее ценным было и является по сей день собрание художественных предметов - старинных гобеленов, фарфора и мебели, привлекшее внимание художника.
Открытие музея повлекло за собой возникновение в 1887 году саратовского Общества любителей изящных искусств, а кружок В.В. Коновалова стал основой студии живописи и рисунка, созданной при Обществе в 1889 году. Кроме В.В. Коновалова здесь преподавал итальянец Г.П. Сальви-Баракки, итальянец по происхождению, и оба руководителя студии сыграли большую роль в становлении творчества Борисова-Мусатова.
В 1890 году Виктор Эльпидифорович отправился в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, он уже "перерос" начальный этап обучения, принятый в начальных классах училища, поэтому решил спустя год отправиться в Санкт-Петербург.
С осени 1891 года В.Э. Борисов-Мусатов посещал классы Академии художеств в Петербурге как вольнослушатель. И здесь ему пришлось оставить свой взгляд на искусство, свою художественнную самостоятельность. Одной из отличительных черт Мусатова было пристрастие к холодным тонам - голубым, зеленым, лиловым, которые позднее назовут "мусатовской гаммой".
[636x633]
В.Э. Борисов-Мусатов.
[382x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Гармония. 1900 год.
Одновременно Борисов-Мусатов поступил в частную студию профессора П.П. Чистякова, где, по его мнению, более ясно и точно, как целостная система открывались законы живописи. Павел Петрович Чистяков, воспитавший В.Д. Поленова, И.Е.Репина, М. А. Врубеля, В.А. Серова, увидел в В.Э. Борисове-Мусатове яркую творческую личность, дал ему основы мастерства, научил думать над задачами и техникой живописи.
[538x700]
И.Е. Репин. Портрет П.П. Чистякова.
Друзьями Виктора Эльпидифоровича по Академии были И.Э. Грабарь, Д. Кардовский, Д. Щербиновский. В общении с ними он открывал для себя различные направления современной художественной жизни, в том числе искусство импрессионистов. Но жизнь в сыром климате Петербурга спровоцировала обострение болезни позвоночника: Мусатов перенес операцию и в 1893 году по рекомендации врачей вернулся в Москву.
Здесь кипела яркая художественная жизнь, в работах И.И. Левитана, В.А. Серова, М.А. Врубеля развивалась московская школа живописи, расцветал русский импрессионизм, проявлялись первые ростки символизма. В.Э. Борисов-Мусатов возобновил обучение в натурном классе Московского училища, где занятия вел Василий Дмитриевич Поленов, отнесшийся с большим вниманием к молодому художнику.
Для творческого становления Борисова-Мусатова были очень важны летние месяцы,проводимые в Саратове. Здесь Мусатов занимался мзучением импрессионистической техники, работая на открытом воздухе. В пленэрных этюдах запечатлены окрестные тропинки, крылечки и лужайки, берега Волги.
[538x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Весенний этюд.1893 год.
[700x554]
В.Э. Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898 год.
Истинной лабораторией стал для молодого художника любимый с детства сад, где он занимался исследованием свойств солнечного света и тени, изучал изменение цвета в вечерние сумерки и ранним утром, а излюбленными моделями художника становятся кусты сирени, вишневые деревья, маки, дикий виноград, обвивавший беседку, бирюзовая капуста с небольшого огорода. Экзотической деталью сада была агава в большой кадке, которую летом выносили из дома на воздух.
[674x593]
В.Э. Борисов-Мусатов. Агава. 1897 год.
[700x529]
В.Э. Борисов-Мусатов. Капуста. 1893 год.
Летние саратовские работы Мусатов показывал на ежегодных рождественских выставках учеников Московского училища. На 17 -ой выставке в 1894 году он представил серию этюдов "Маки в саду" и картину "Майские цветы". Выставку посетил московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович с супругой. Картины Борисова-Мусатова привлекли внимание Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Картина "Майские цветы" была куплена ею. А со стороны критики художник получил ярлык "декадента" - очень популярный в 1890-е годы для обозначения новаторских явлений художественной жизни.
[700x586]
В.Э. Борисов-Мусатов. Маки в саду. 1894 год.
В это время Виктор Борисов-Мусатов формируется не только как художник,но и как лидер - кружок молодых друзей-живописцев признаёт его в этом качестве, угадывая еще не раскрывшееся дарование и особенное творческое горение.
Жил Виктор Эльпидифорович скромно, в дешевых меблированных комнатах в Юшковом переулке рядом с училищем, был всегда человеком сдержанным, серьезным и вместе с тем обаятельным, но постепенно приобрел манеру одеваться подчеркнуто элегантно, носил модные галстуки, флакончик духов в кармане. Позднее появился серебряный браслет в форме змеи - многие запомнили эту деталь, как и "властную нервность тонких артистических рук".
[200x263]
В.Э. Борисов-Мусатов. Фотография.
В этих изменениях можно увидеть стремление молодого человека пересилить несправедливость судьбы, особенно тяжко переживаемую в юности, тем более, что в эти годы он испытывал сильное чувство к своей соученице Елене Владимировне Александровой. В тот же период Мусатов добавляет к своей фамилии вторую часть - Борисов, по имени деда. Это делалось для устранения путаницы в документах, возникшей еще в Саратове, - но, одновременно имя художника приобрело аристократическую звучность.
В их студенческом кружке царило увлечение Парижем - столицей мирового искусства. В 1895 году Борисов-Мусатов подает просьбу о присвоении ему звания учителя рисования, но Совет училища отказывает ему. Покинув училище, летом 1895 года художник начал самостоятельную жизнь с путешествия на Кавказ и в Крым, а осенью уехал учиться в Париж.
Здесь, в мастерской известного педагога, исторического живописца Фернана Кормона Борисов-Мусатов провел три зимы, с 1895 по 1898 год, на лето возвращаясь домой. Окунувшись в художественный мир Парижа, он открывает свое творческое родство с новым искусством и утверждается в избранном пути. Его глубоко волновала и классическая живопись, и работы великих мастеров Возрождения, и живопись французского рококо, однако более всего Борисов-Мусатов увлечен живописью символистов, романтическим, возвышенным миром их произведений и главное - утверждением значимости индивидуального взгляда, оригинальности опыта художника.
С этого времени неоромантическая идиллия, воплощение красоты, юности, мечты, поэзии в символических образах, стала определяющей темой в творчестве Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова.
Третья парижская зима была омрачена обострением хронической болезни. Перенеся операцию, Борисов-Мусатов окончательно в 1898 году вернулся в Россию. Еще пять лет предстояло прожить художнику в родном его городе Саратове. На Родине он обрел себя. Здесь началась пора углубленной работы, самопознания, здесь наедине с собой он становится мастером. Не желая мириться с творческим одиночеством, в 1899 году Борисов-Мусатов вступил в МХТ - Московское товарищество художников и вскоре стал одним из его лидеров. Из Саратова он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения.
Высокий период творчества художника начинается в 1900-1901 годах. Особенно плодотворным оказалось соприкосновение с удивительным и художественным местом - старинной усадьбой князей Голицыных-Прозоровских - Зубриловкой, входившей тогда в состав Саратовской губернии, а ныне относящуюся к Тамалинскомй району Пензенской области.
Узнав от усадьбы от своих друзей, он впервые побывал там еще в 1899 году и понял, что там можно "набраться старинного духа". Зубриловка стала для него находкой, ярким впечатлением, благодаря которому он создал свой первый шедевр - картину "Гобелен".
[700x516]
В.Э. Борисов-Мусатов. Гобелен. 1901 год.
[525x700]
Усадьба Зубриловка на фотографии В.Э. Борисова-Мусатова. Начало XX века.
Первым владельцем Зубриловки был генерал времен Екатерины II Сергей Федорович Голицын. Усадьба была выстроена в стиле классицизм, предположительно по проекту самого Джакомо Кваренги. Еще в XVIII века она была культурным центром России. Там гостил поэт Гавриил Романович Державин, писатель - баснописец Иван Андреевич Крылов, многие их произведения были созданы именно в Зубриловке под впечатлением красивой русской природы, лесов и берегов Хопра...
В 1902 году Борисов-Мусатов провел два месяца в Зубриловке, приехав туда вместе с сестрой Еленой Мусатовой и своей возлюбленной Еленой Алекандровой. Символом этого времени явилась картина "Водоём" - самое радостное из всех полотен художника. "Эту картину я напишу или сейчас, или никогда...- писал он невесте. - И я хочу, чтобы слава этой картины стала твоим свадебным подарком".
[700x599]
В.Э. Борисов-Мусатов. Водоём. 1902.
Ныне картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Композиционной завязкой стал реальный водоём в зубриловском парке - круглый бассейн для вечерних купаний, окруженный скамьями из дикого камня, к которому по склонам оврага когда-то плавно спускались аллеи...
[460x700]
Зубриловский водоём. Елена Мусатова (слева) и Елена Александрова (справа). Фото самого Виктора Борисова-Мусатова 1902 года.
Образно-символическое звучание картины определяется особенной находкой художника - превращением водоема в огромное зеркало, отражающее перевёрнутый пейзаж, плывущие в небе облака...В этой условности пейзажа отражено особое состояние девушек: они находятся на самой границе реального пространства - на краю бассейна, преобразившего мир, но не принадлежат к обыденной действительности, их время течет по иному. Две Елены, две родные души художника, две его музы позволили Виктору Эльпидифоровичу овеществить мечту о гармонии, достигшей здесь музыкального совершенства.
Глядя на "Водоём", на это самое совершенное создание Борисова-Мусатова, мы видим воплощенный на холсте символ человеческого счастья, пусть кратковременного и непрочного в жизни, но оставившего след в искусстве, то самое "прекрасное мгновение", остановить которое сумел счастливый художник.
Через несколько месяцев Елена Владимировна Александрова стала женой Виктора Эльпидифоровича.
1901-1903 годы - это самое счастливое и плодотворное для Мусатова время, окрашенное дружеским общением, счастливой любовью, творческим вдохновением и исполнением замыслов. Осенью 1901 года саратовский музыкант-виолончелист М.Е. Букиник познакомил его с отставным военным врачом и литератором Владимиром Константиновичем Станюковичем и его женой Надеждой Юрьевной. Эти четверо людей, объединенных духовным родством, сплотились в кружок. Впоследствии Владимир Станюкович стал первым биографом Виктора Борисова-Мусатова, а Надежда Юрьевна - ближайшим другом и можелью многих его картин.
[484x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Дама у гобелена. Портрет Надежды Станюкович.
Это счастливое время, проведенное в компании жены, сестры, друзей, было запечатлено на множестве фотоснимков, сделанных художником. Виктор Борисов-Мусатов был увлечен фотографией. В Саратове в доме-музее художника хранится фотоаппарат фирмы Кодак,принадлежавший ему, которым сделаны знаменитые снимки.
[700x487]
Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.
[526x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Спящая девушка.
[468x700]
Фотоэтюд к картине "Сидящая девушка". На снимке: Ю.Ю. Домбровская.
[264x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Сидящая девушка.
[700x490]
Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника.
[532x699]
В.Э. Борисов-Мусатов. Одиночество.
[466x700]
Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.
[528x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Последний луч.
В 1903 году Борисов-Мусатов с супругой покинули Саратов. Они поселились под Москвой, в Подольске. Новый этап жизни художника сулил новые возможности. В начале 1904 года супруги совершили поездку в Париж. Две его картины были выставлены в парижском Салоне. В том же году состоялась его персональная выставка в Германии. Европейская критика высоко оценила его творчество. Борисов-Мусатов стал одним из членов-учредителейнового художественного объединения "Союз русских художников". Но растущая известность не улучшила его материального положения. Картины его по-прежнему не покупали. Только в 1905 году с петербургской выставки коллекционером В.О. Гиршманом были приобретены самые значительные произведения - "Гобелен" и "Водоём". В 1905 году в семье художника произошло радостное событие - рождение дочери. Девочку назвали Марианной в честь друга семьи, художницы Мариамны Веревкиной.
Но страшный, роковой для всей России год уже набирал обороты. Весной,получив приглашение Цветаевых пожить на даче, которую они снимали в окрестностях Тарусы, Борисов-Мусатов с семьей приехал в тихий городок на берегу Оки. Здесь прошли последние месяцы его жизни, по-прежнему наполненные тяжелой работой. Одним из тяжелейших испытаний этого времени стала для него болезнь и смерть Н.Ю. Станюкович. Художник писал:" Её смерть примирила меня со смертью вообще...В мою душу, я чувствую, вливается какое-то спокойствие".
Последним произведением мастера стала большая акварель "Реквием", начатая после смерти Надежды Станюкович и посвященная памяти друга, которого он пережил всего лишь на два месяца. Картина эта стала реквиемом самому художнику - в его судьбе претворилась пушкинская версия судьбы Моцарта. В ночь на 26 октября 1905 года сердце Виктора Эльпидифоровича перестало биться Акварель осталась неоконченной - "мусатовские девушки" и оплакали своего творца.
[700x475]
В.Э. Борисов-Мусатов. Реквием. 1905 год.
"Я должен быстро сгореть..."- как-то записал художник в дневнике. Любуясь окрестными видами, он в шутку указал на место на берегу Оки, где хотел бы быть похоронен. Здесь, в роще, на старом тарусском кладбище и похоронили В.Э. Борисова-Мусатова.
[600x403]
Надгробный памятник В.Э. Борисова-Мусатова в Таруссе. Скульптор А.Т. Матвеев.
Символично, что в год смерти художника любимая им усадьба Зубриловка была разорена и сожжена крестьянами во время бунтов Первой российской революции... Художник как будто чувствовал это и пытался рассказать об этом через свои работы. Борисов-Мусатов застал только уже ветшающие усадьбы. Но он сумел передать особую поэзию старины, воплощенную в уголках, называемых обычно "дворянскими гнездами". Старинные усадьбы в творчестве Борисова-Мусатова - это символы утраченной людьми красоты и гармонии.
[530x438]
В.Э. Борисов-Мусатов. Призраки.
Выставка произведений Борисова-Мусатова, устроенная в Москве в феврале 1917 года стала символическим прощанием со старой Россией.
В 1919 году в Саратове задумали создать музей "нового искусства" имени В.Э. Борисова-Мусатова. А в 1922 году газеты сообщили о желании его старшей сестры А.Э. Немировой устроить во флигеле их дома музей, посвященный памяти брата. Но начиная с 1920-х годов искусство Борисова-Мусатова воспринималось уже как отражение навсегда ушедшей эпохи. Последовали долгие годы забвения... Отчасти причина такого отношения заключалась в том, что называют "легендой о Борисове-Мусатове", суть которой - в изолированности художника от жизни, в его одиночестве и абсолютной уникальности его творческого сознания. Маленький деревянный флигель дома в Саратове чудом уцелел в 1930-е годы, когда творчество художника было практически вычеркнуто из истории русского искусства. Но за это время исчез прекрасный сад, его "зеленая мастерская". "Возвращение" Виктора Борисова-Мусатова состоялось в 1960-е годы, и его 100-летие в 1970 году было отмечено уже как большая дата. А в 2000 году во флигеле дома, где жил художник, был создан, наконец, мемориальный музей. Сейчас - это филиал Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева. Там действует постоянная экспозиция,рассказывающая о жизни и творчестве художника, постоянно проходят интересные выставки.
От огромного сада остался маленький зеленый уголок, свернув с шумной центральной улицы Саратова, однако, ты попадаешь в прошлое, и тебя охватывают непередаваемые ощущения тепла и домашнего уюта, а садовые растения смотрят на тебя теми же "глазами", какими они смотрели более века назад на выдающегося Мастера.
[700x525]
В саду Мусатовых сохранился уникальный объект - это детский бассейн, в котором маленький Виктор лечил больной позвоночник купанием.
[700x525]
Фото Анастасии Семёновой.
Этот милый бассейн напоминает мне знаменитый Водоём в Зубриловке, который сейчас выглядит вот так...
[700x525]
Зубриловка.
[700x461]
Экспозиция дома-музея В.Э. Борисова-Мусатова ханит много уникальных экспонатов.
Сегодня известные работы художника представлены в крупнейших музеях страны - Государственной Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева владеет уникальной работой художника "Осенний мотив", которая является одним из символов Саратова.
[474x700]
В.Э. Борисов-Мусатов. Осенний мотив.
Живописные руины Зубриловки исполнены лирики и трепетной грусти, как и картины В.Э.Борисова-Мусатова...
[700x525]
В Зубриловском парке...
[677x589]
[700x466]
[700x525]