Первый раз фильм Аскольдова "Комиссар" посмотрела в конце 80-х годов. Помню, что впечатление было громадное. Еврейская тема не очень задела, скорее вызвала досаду, тем более, что активно муссировалось, что и сам Аскольдов и Ролан Быков русские. Как всегда в таких случаях типа стихов поета Е., было неприятно, что чужие говорят о моем больном. Потом читала в воспоминаниях Мордюковой, как снималась сцена "марша обреченных", как обязали через ЦК выделить по 2 еврея и они не (хотели) не могли играть в этой сцене. Несколкьо дней назад (июнь 2015) в случайном разговоре возникла тема фильма "Комиссар". Два дня читаю об Аскольдове, интервью с ним, сегодня (после 25-летнего перерыва) "в другой стране, в другом столеньи" посмотрела этот фильм снова. Впечатление потрясающие. Гораздо более сильное, чем было в первый раз. Я стала старше, живу в Израиле. Знаю об Аскольдове и Быкове, что они наполовину евреи, знаю историю самого Аскольдова и историю фильма.
Я считаю, что если бы Аскольдов больше ничего в жизни не сделал, даже умер, его имя навсегда останется в истории кино. Это фильм - классика с большой буквы. Как фильм "Броненосец Потемкин", или "Рублев". Это первый и кажется единственный настоящий фильм о жизни, революции, идеях и отдельном человеке, где главное действующее лицо - человечность (еврей). Может быть и сам Аскольдов не хотел сделать такое кино. Он был идейный коммунист, он хотел сделать фильм о революции, но получился совсем другой фильм. Иногда не мы вибираем, но нас выбирают. Если Бродский говорил, что он не хочет быть жертвой обстоятельств. То так же, как и с Аскольдовым он оказался выбран, или избран на ту миссию, которую им обоим суждено было исполнить. Я рада, что признание пришло к ним при жизни. Надо сказать, что судьба Бродского в Союзе сложилась гораздо хуже. Он не был частью системы, как Аскольдов, но он и не испытывал к ней столько претензий, долгих обид и пр. То есть будучи жертвой, он себя таковой не считал. Аскольдов по натуре борец, боец. Разница, что один, как поэт мог уйти в себя, другой, как режисер - нет. Но все-таки разница не только в сфере деятельности, главное разница в позиции, характере. В 60-е годы были хорошие фильмы, но фильм Аскольдова был обречен. Его никто бы не понял и не смотрел, даже, если бы его выпустили в прокат и дали 1-ю категорию. Так же, как "Проверку на дорогах", "Заставу Ильича". Я не думаю, что и сейчас много зрителей способно его понять. Это фильм не для всех. Искусство принадлежит народу, но народ состоит из разных людей. Фильм Аскольдова для специалистов, интеллектуалов и не советских евреев.