Мать и дочь (фильм Бергмана "Осенняя соната")
24-03-2012 11:43
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Снова и снова пересматриваю этот фильм и каждый раз удивляюсь отклонению симпатии от дочери к матери. Т.е. сейчас не просто дочь несимпатична, она вызывает неприязнь. Мне кажется, что Бергман даже перебарщивает в уродстве этой героини. Такие странные платья, круглые, металлические очки, у 40-летней женщины заплетенные косички на фоне очень совсеренного и уютного дома. Даже жена провинциального пастора так не выглядит. Это утрированное, скорее фальшивое благочестие. В процессе фильма вся эта внешняя благостность с нее спадает и обнаруживается маленький монстр, который так и не вырос, продолжающий объяснять свои жизненные неудачи недоданной в детстве любовью. Ее претензии к матери, наконец-то вылившаяся. Ненависть обнажает очень жестокого, эгоистичного человека. Она всю жизнь завидовала матери: ее таланту, красоте, успеху, а постоянно декларирует о любви. Какой? Вот в этом все дело. Человек рисует себе образ идеальной матери, идеальной дочери, идеального отца, возлюбленного, мужа и т.д., а потом сердится на то, что реальные оказываются не такими. Не так любят, не так проявляют свои чувства. То есть не играют в им придуманной пьесе. Дочь говорит: "Есть только одна правда и одна ложь". Т.е. надо так понимать ее правда и материнская ложь. "Сначала дети родителей любят, потом судят и никогда не прощают" (Оскар Уальд). Странно, что она еще не обвинила мать в том, что погиб ее 4-х летний сынишка. Потому, что все остальное ставится в вину, даже болезнь сестры. Оказывается бедная Хелена полюбила любовника матери, а он бедный не ответил на ее чувство, а уехал со своей любовницей красивой, талантливой, успешной женщиной. У матери есть музыка. Это ее мир! Этот язык ей понятен и в нем она коронованная королева. У дочери свой мир - ее метафизических размышлений. Обе пытаются распространить на другого свой мир и.... говорят на разных языках. Да, бог не дал матери таланта материнства. А это талант. И далеко не каждая женщина наделена им. На биологическом уровне - выносить, родить, вырастить - да. Но быть матерью совсем не каждая женщина способна. Это осуждается в обществе, не понимается большинством женщин и мужчин. Но такая яркая личность, как Шарлотта не исчерпывается только материнством. Ей тесно в этом образе. Я ее не оправдываю потому, что нечего оправдывать. Ее дочь не на улице росла, с ней был любящий отец, сестра. Полный дом прислуги. Она ходила в школу, значит были подруги, были книги. Ее мать уезжала и это наносило ей травму. Мать была дома и опять дочери было плохо. Реальная женщина не соответствовала выдуманной. То же повторилось и с мужем. Он здеьсь. Любящий, настоящий и то же страдающий. Дочь этого не видит. Потому, что дочь так же неспособна любить, как и ее мать и ее бабушка. Это талант. Смерть сына, который чем дальше, тем больше обожествляется, забота о больной сестре, которая от нее зависит - это тот мир, которым она может управлять. Те объекты любви, которые соответствют ее потребности. Все притворяются. Общество притворщиков в красивых интерьерах. Мать просто играет. Артист играет великую пианистку, играет светскую красавицу, успешную, избалованную вниманием. Дочь ничего не играет. Она просто фальшива во всем. Начиная с ее нарочито-скромного вида, ее занятий благотворительностью, ее поведения инфантильного подростка. Муж притворяется "ради" жены. Он мудр, стар и все понимает. Может быть та немногая вера, которая у него есть и дает ему смирение жить.
Конец: мать уезжает и дочь опять пишет ей письмо. Кто-то воспринимает этот конец, как надежду на будущие отношения. Я думаю: для обеих никогда не пытаться встретиться и пусть каждый живет в своем мире. Такие выяснения отношений ничего не дают кроме еще большего отчуждения. Пусть наши прошлые обиды живут в своих старых шкафах и съедаются молью времени и забвения.
Ингрид Бергман величайшая актриса. Очень сильный фильм. Каждый раз пересматривая его, нахожу много новых впечатлений и "уроков".
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote