• Авторизация


обучение рисованию 06-02-2014 22:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения НАТАЛИЯ_ПОЛТАВСКАЯ Оригинальное сообщение

Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов.

http://kinder-garten.narod.ru/Parafeeva.html

Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. - М., «Просвещение», 1972. - 86 с.

Книга подготовлена коллективом воспитателей детских садов Ленинграда: Захаровой В. П., Либерман А. М., Маркиной А. Г., методистом городского дошкольного кабинета Парафеевой С. Б. при участии Левина С. Д.— художника-консультанта.

Книга рассказывает о путях и методах развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности, раскрывает приемы обучения рисованию в детском саду.

 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Со времени первого издания книги прошло уже восемь лет. За это время изменился взгляд на обучение детей рисованию. Если раньше считалось, что нужно учить детей, используя готовые образцы и показ способов исполнения рисунков, то теперь воспитание творческой самостоятельности детей стало одной из важнейших задач обучения.
Н. П. Сакулина отмечает: «Рисование, которыми ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование личных сторон личности. Поскольку сущность рисования включается в изображении предметов и явлений реального мира, велико его значение для умственного развития...
В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность красок, целесообразность строения и т. д. Эти свойства — элементы прекрасного. Они придают изображению выразительность, а процессу изображения — эмоциональную насыщенность.

Для рисования специфична образная форма отражения, позволяет развивать у ребенка художественно-творческие способности, которые можно применять в различных областях жизни» (Н.П. Сакулина. Рисование в дошкольном детстве. - М., Просвещение», 1965. - стр. 6)
Очевидно, что в обучении детей рисованию на первое место встает задача развития у детей творческой самостоятельности и активности.
Богатейшая событиями жизнь широким потоком врывается в сознание детей. В меру своих сил и понимания дети легко откликаются на нее, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке.
Обязанность воспитателя — приобщить всех своих воспитанников к рисованию — этому чудесному источнику творческой радости, свойственной даже самым маленьким.
Мы считаем, что педагогическая практика не может быть сведена к одинаковым приемам и методам обучения и задача каждого педагога искать наиболее эффективные пути обучения для формирования творческой индивидуальности.
Обучение рисованию нельзя рассматривать только как логическую линию развития от простого к сложному. Такой взгляд на обучение рисованию ошибочен. Каждый ребенок проходит свой путь творческого развития. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. В процессе проведения любого занятия рисованием педагог должен руководить каждым ребенком, учитывая его особенности и склонности.
Мы старались осуществить это в своей работе. Некоторые успехи уже имеются. Об этом свидетельствуют представленные в книге работы детей дошкольного возраста, а также широкое участие наших воспитанников на различных выставках, как всесоюзных, так и за рубежом, и их высокая оценка.
В создании книги участвовала большая группа воспитателей, задача которой — помочь практическим работникам детских садов в обучении детей рисованию. Однако мы далеки от мысли, что все уже найдено; бесспорно, есть еще много других вариантов, их надо искать, проверять на практике и дать педагогам. Дело это требует совместных усилий художников и педагогов в дальнейшей разработке методов и приемов обучения детей рисованию, чтобы приобщить всех наших воспитанников к высокой художественной культуре советского народа.
Авторский коллектив выражает глубокую благодарность воспитателям Потаповой Н. А., Рыбаковой Л. И., Синевой Е. Н., Хамяляйнен Р. Н., Лаврентьевой Н. М., принявшим участие в работе над вторым изданием книги.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
Руководство детским творчеством требует от воспитателя понимания рисунка, знания характерных его особенностей и последовательности его развития. В рисунках детей нас привлекает живой отклик на окружающее, проявление фантазии и непосредственное отношение к тому, что дети рисуют.
Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка. Другой особенностью является то, что соразмерность частей при изображении различных предметов не играет большой роли для ребенка. То, что хочет подчеркнуть, определить как главное, он изображает часто непропорционально большим (например, голова человека). Непропорциональность наблюдается и между предметами (человек часто оказывается крупнее дома).
Рисуя, ребенок иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом главном. Так, рисуя человеческое лицо, дети часто изображают только глаза и рот. Все эти, на взгляд взрослого, «недостатки» не мешают детскому рисунку быть выразительным. А наоборот, они-то и делают детский рисунок особенно привлекательным.
Своеобразие детского рисунка сказывается и в колорите. В младшем дошкольном возрасте цвет у детей не связывается с попыткой передать характерный признак предмета. Часто дети используют краску просто потому, что она им понравилась, подчас раскрашивая один предмет в несколько цветов, выбранных произвольно. Иногда предмет трактуется в цвете, а окружающее пространство остается неокрашенным. Часто выбор цвета опирается на устойчивые представления, своего рода штампы. Так, почти всегда небо голубое, вода синяя, песок желтый, земля черкая и т. д. В некоторых случаях дети могут нарисовать воду, небо, песок, листья деревьев и многое другое любым понравившимся им цветом. При всем этом в работах детей сказывается какое-то инстинктивное, трудно объяснимое чувство гармонии цвета, благодаря которому рисунки превращаются в радостные симфонии красок.
Вопрос о композиции детского рисунка сложен. В своем развитии он претерпевает очень заметную эволюцию.
Начиная рисовать, маленькие дети никак не соотносят изображаемое с форматом, не различают верх и низ листа бумаги. В рисунке не берется во внимание пространственное единство изображаемого, т. е. каждый предмет рисуется сам по себе, заполняя в беспорядке все пустые места на листе бумаги. У детей преобладает стремление к изображению каждого предмета целиком — отсюда в рисунках полностью отсутствует загораживание одних предметов другими.
Позднее дети начинают различать верх, низ, левую и правую стороны листа. Постепенно появляется понимание взаимного расположения изображений как средства передать логическую и зрительную связь между предметами.
В результате обучения возникает умение располагать дальние предметы в верхней части листа бумаги, а ближние — в нижней. Только некоторые дети к концу пребывания в детском саду усваивают зрительное уменьшение удаленных предметов. Вообще же в дошкольном возрасте перспектива в рисунке отсутствует. Изображение разноудаленных предметов, если и встречается, то в чисто условном соотношении.
Детским рисункам свойственна декоративность. Дети стремятся выделить в предмете ритм, особенно там, где есть повторяемость в самих предметах: летящие снежинки, бревнышки в избушке, волны на реке и т. д. Эта ритмичность выливается в прямую узорность, орнаментальность. Изображение становится украшенным, нарядным. Иногда тяга к узорности возникает как бы без видимых оснований (лошадь в клеточку или в цветочках, полосатая крыша, узорное расположение листьев на дереве и т. д.). Это инстинктивное стремление ребенка к красоте надо всячески поддерживать.
В обучении детей мы используем различные виды рисования. В предметном рисовании мы стремимся не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике, т. е. к выражению чувств и отношения к предмету со стороны рисующего. Необходимость этого подтверждается тем, что некоторые предметы дети охотно рисуют, они любимые (маму рисуют нарядной), а есть предметы нелюбимые, их дети стараются вообще не рисовать.
Сюжетное рисование на тему, предложенную воспитателем, является творческим отражением впечатлений действительности, вместе с тем оно суммирует знания, приобретенные в предметном рисовании.
Рисование по собственному замыслу детей дает выход потребности ребенка изобразить все, в том числе и то, что не вошло в занятия предметным и сюжетным рисованием. В большей мере, чем предметное и сюжетное рисование, рисование по собственному замыслу развивает самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.
Декоративное рисование обычно сводится к рисованию различных орнаментов. Однако оно должно пониматься тире, включая различные способы украшения поверхности предметов ритмом узоров, цветом, фактурой и т. п. В любом случае декоративное рисование должно быть творческим. Даже тогда, когда дети рисуют узор по схеме, предложенной воспитателем, рисунок узора, цвет дети должны подбирать по собственному замыслу.
Аппликация понимается как наклеенный орнаментальный рисунок, чаще геометрического характера. В последнее время все чаще аппликация используется в изобразительном, сюжетном плане, и поэтому мы вправе рассматривать ее как разновидность рисования, отличающуюся лишь своим материалом и техникой исполнения.
Чем раньше начать учить детей технике вырезывания, тем легче подвести их к свободному пользованию ножницами. Аппликация способствует развитию у детей чувства цвета, представлений о форме, относительной величине, развивает умение строить композицию рисунка.
В главах, посвященных обучению рисованию в разных возрастных группах, рассказывается о занятиях лепкой, предшествующих рисованию. Это вызвано тем, что лепка помогает детям освоить строение предмета, его образ и осмыслить передачу движений. Важно то, что в лепке происходит осязательное восприятие формы, подготавливающее детей к рисованию.
Четкой грани, разделяющей предметное, сюжетное, декоративное рисование и рисование по собственному замыслу, нет. Часто предметное рисование превращается в сюжетное, декоративность пронизывает предметные, сюжетные рисунки и рисунки по собственному замыслу детей.
Цель любого занятия рисованием — развитие творческих сил детей и навыков изображения. Наряду с анализом формы предмета и уточнением знаний о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению, возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный опыт, знания, на свои впечатления, фантазию. Сочетание обучения и творческого развития требует большого такта, с тем чтобы одна сторона не подавляла другую.
В последние годы при обучении детей рисованию остро встал вопрос о том, нужно ли в обучении опираться на образец, которым является рисунок воспитателя или иллюстрация, и на показ как прием обучения.
Любой образец может превратиться в штамп. Он навязывает детям однотипный рисунок, стандартный прием изображения, однообразное цветовое решение. Даже там, где рисунки выполнены как будто умело, просмотр таких работ всех детей на одну тему оставляет тягостное ощущение — они отражают не индивидуальные впечатления детей от живой действительности, а образец, созданный воображением воспитателя, продиктованный одинаково для всех. Такое использование образца никак не может способствовать развитию у детей творческой самостоятельности и активности.
Но в то же время дети, лишенные грамотного руководства взрослого и предоставленные в изобразительном творчестве самим себе, повторяют бесчисленное множество раз штампы, найденные ими самими или усвоенные дома под влиянием старших.
Использование приема показа — один из наиболее дискуссионных вопросов методики. Есть люди, полностью отвергающие показ из боязни подавления детского творчества. Есть сторонники показа как средства ускоренного обучения детей. Мы считаем показ безвредным, если он не навязывает детям трактовку образа, не ведет к механическому копированию, т. е. к тому же штампу. Чаще всего показ нужен как разъяснение технических приемов работы.
При описании занятий в книге говорится и о предварительной работе с детьми. Нам это представляется необходимым: ведь только при таком условии воспитателю станет ясно, какие пути естественно приведут детей к возможности самостоятельно выполнить задание. Поэтому в книге будет показана методика предварительных наблюдений, накопления впечатлений и знаний, воспитания чувств, эмоций, фантазии.
Нам хотелось также показать разнообразие приемов, которые используются воспитателем во вводной и заключительной частях занятия. Иногда он использует натуру, иногда начинает занятие с загадки, иногда делится воспоминаниями о событиях общественной жизни и природы. Во всех случаях необходимо возбудить интерес к предстоящей работе.
Подведение итога занятия может преследовать разные цели. Но никогда не должно быть стандарта, одинаковых вопросов воспитателя к детям после каждого занятия. При анализе детских работ в конце занятия надо помнить, что дети чаще находятся в творческом возбуждении, каждому нравится мой рисунок, и воспитатель должен привлечь внимание всех детей к положительным качествам каждого рисунка и не убить детскую радость указаниями на недостатки. В последующие дни в тактичной форме указать на неудачи, помочь понять ребенку, почему у него что-то не удалось в рисунке, и найти вместе с ним пути устранения этих недостатков. В любом случае нужно осторожней применять оценку детского рисунка такими словами, как «правильно» или «неправильно». «Правильными» могут быть разные рисунки, не похожие один на другой.
В процессе работы надо помочь каждому ребенку развить его индивидуальную трактовку задания и делать это осторожно, не навязывая своего решения, учитывая при этом возможности детей.
Рисунки но собственному замыслу ребенка показывают, что обучение детей изображению предметов помогает относительно полно и убедительно выразить в рисунках свои впечатления и мысли об окружающем. Ребенок в рисунке живет и чувствует, выражает свои желания и интересы.
Рисунки сюжетные и по собственному замыслу выполняются за 2—3 занятия. Не надо требовать от детей выполнения задания в одно занятие, не надо торопить их.
Чаще всего в практике детских садов используются карандаши и краски. Каждый из материалов имеет свои достоинства, особенности и возможности, и воспитателям следует обдумать, какой из них надо предложить при выполнении того или иного рисунка, какой материал поможет добиться наибольшей выразительности образа.
К карандашу и краске можно добавить многие другие материалы, такие, как угольный карандаш «Ретушь», черная и цветная тушь, цветные мелки, пастель.
Преимущество краски заключается в том, что после нескольких смелых мазков на бумаге сразу возникает яркое цветовое пятно, радующее ребенка. А затем уже добавляются нужные детали.
Часто можно видеть рисунки, где кончиком кисти нарисован только слабый, невыразительный контур предмета, без его наполнения краской. Линии дрожащие, рвущиеся. По ним видно, как трудно было ребенку провести кончиком кисти контур большого дома или ствола дерева. В этом случае в рисунки, выполненные красками, механически перенесена техника рисования карандашом. Возможности краски как художественного материала не учитываются.
И наоборот, в карандашных рисунках предлагается заштриховать большие поверхности. Детям это редко удается. Длинный штрих прерывается, меняя направление. Ребенок ставит карандаш вертикально и, с усилием нажимая на него, проводит длинные толстые линии, вместо того чтобы, не отрывая карандаш от бумаги, заштриховать ее поверхность легкими и ровными движениями. Здесь также не учтены особенности и возможности материала.
В некоторых рисунках могут совмещаться различные материалы. Смешанная техника в последнее время широко применяется в искусстве. В детском саду также можно применять различные материалы. Например, работу, начатую красками, закончить карандашами или пастелью или в сюжетном рисовании на тему «Зима» удачно сочетать на тонированной бумаге тушь и белый мел.
В книге рекомендуются примерные темы для рисования в каждой возрастной группе. Тем дано значительно больше, чем требуется по программе в течение года. Воспитатель может использовать только те темы, которые соответствуют уровню изобразительных и технических возможностей детей, которые связаны с наблюдениями и местными особенностями детского сада. Только при этих условиях рисунки детей не будут мертвой схемой, срисованной с образцов, а пополнятся живыми образами окружающего.
Итак, воспитатель должен ставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию детского воображения, выдумки, творческой мысли как в предметном, так и в тематическом рисунке.
2. Отобрать для изображения предметы, которые учитывают интересы детей, воспитывают чувства детей, содержат познавательный материал.
3. Разработать методику руководства процессом исполнения рисунка.
4. Определить наиболее подходящий материал и способы выполнения рисунка в зависимости от его содержания.
5. Обеспечить повторность и варьирование изображения предметов и явлений с постепенным и последовательным усложнением программного материала.

РИСУЮТ ТРЕХЛЕТНИЕ

Маленькие дети подвижны, неусидчивы, их внимание неустойчиво, они легко отвлекаются.
В этом возрасте у ребенка появляется стремление запечатлеть на бумаге то, что его интересует в окружающем мире. Отсюда и переход от рисования каракулей сначала к ассоциативному рисованию, когда в своих каракулях ребенок находит сходство с каким-то предметом, затем к предметному рисованию, когда ребенок хочет изобразить уже определенный предмет, но в процессе рисования часто меняет свой замысел, добавляет новые детали, теряет первоначальную мысль.
Рисование для трехлетнего ребенка — это та же игра, в которой он активно действует. Сам процесс сопровождается звукоподражанием, мимикой, движениями и приговариванием.
Занятия рисованием должны способствовать всестороннему развитию детей, пополнять их знания об окружающем, удовлетворять потребность в игре, так как игра занимает основное место в их жизни.
В младшей группе необходимо учить детей элементарным приемам пользования карандашом и кистью. Трехлетнего ребенка вначале не смущает неумение держать карандаш, кисть и рисовать ими. Но постепенно он начинает осознавать свои возможности и на предложение воспитателя нарисовать что-либо, отвечает: «Я не умею». Поэтому встает задача не только научить ребенка правильно держать карандаш, кисть, но и научить элементарным способам изображения.
Вот почему мы учим детей проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии. Пользуясь этими приемами, дети в дальнейшем могут передавать несложные формы предметов. Кроме того, дети учатся различать форму некоторых предметов, пространственные отношения (верх, низ, левая и правая стороны листа) и цвета.
Задача первых занятий — проведение прямых линий (вертикальных и горизонтальных).
Так как сначала важно, чтобы дети умели выдерживать направление, то на этих занятиях удобнее применять карандаш.
Впоследствии задание усложняется тем, что линия приобретает ширину и становится полосой. Здесь удобнее применение кисти и краски.
Программой предусмотрено чередование работ по заданию с рисованием по собственному замыслу детей. Благодаря этому дети, рисуя по собственному замыслу, не только закрепляют полученные навыки, но и применяют их для изображения предметов, которых они прежде не рисовали. В рисовании по собственному замыслу у детей воспитывается самостоятельность, проявляется творчество.
Овладение детьми каким-либо навыком требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Подбирая темы для этих упражнений, мы даем несколько вариантов одного и того же приема, связываем его с разнообразными детскими впечатлениями и широко используем игровые приемы» Так, первые темы «Дождик», «Травка», «Ленточки короткие и длинные» и т. п. предлагаются к упражнениям в проведении вертикальных линий, сначала отрывочных и коротких, а затем более длинных и широких.
Опыт показал, что техника работы кистью и краской легче, чем карандашом. Дети скорее ее усваивают, и рисунки при этом получаются выразительнее, чем при рисовании карандашом.
Следующие темы относятся к упражнениям в проведении горизонтальных линий— «Дорожки», «Цветные нитки» и т. п.; затем идут темы, требующие от детей комбинирования двух ранее усвоенных приемов,— забор, лесенка (горизонтальные и вертикальные линии), трубы дымят и пр. Дым из труб дети рисуют с большим увлечением. При этом плавные закругления позволяют учить изображению замкнутых линий. При рисовании клубка спиральные линии еще могут быть запутанными, но при изображении различных круглых форм (мыльные пузыри, баранки и др.) нужно, чтобы кругообразная линия сомкнулась. Для клубка, естественно, нужны тонкие линии — нитки. Их легче рисовать карандашом. Мыльные пузыри легки, прозрачны, отливают разным цветом. Проведенные цветными карандашами тонкие линии кружков в этих случаях вполне совпадают с образом предмета. Но если это баранки или цветные кольца, то широкую цветную замкнутую линию проводят красками.
Следующее усложнение — ровная закраска круга (мяч, шарики, снежный кем).
Во всех случаях изображению, даже самому элементарному, должно предшествовать накопление детьми конкретных представлений о предмете, стремление передать этот предмет в рисунке. Там, где можно, темы связываются с наблюдениями природных явлений (дождь, снег, деревья), детскими играми (снежный ком и снежная баба), с праздниками (флаг, цветные шарики).
Приведем перечень тем, которые мы предлагаем детям младшей группы:
Дождик или травка.
Ленточки (короткие и длинные).
Нитки разноцветные (намотаны на картон).
Дорожки.
Забор, лестница, рельсы.
Трубы дымят.
Клубок.
Мыльные пузыри.
Баранки, разноцветные колеса.
Мячик, солнышко, воздушные шарики.
Снег идет, снежный ком.
Снежная баба, неваляшка, цыпленок.
Флаг.
Тележка, паровоз, пароход.
Волны.
Приемы подготовки и проведения занятий
Первые занятия из приведенных тем имеют цель научить детей проводить короткие или длинные вертикальные линии сверху вниз, связывая изображения с наблюдениями; правильно держать карандаш или кисть; различать и называть цвет.
Рисование дождика (карандаш). В дождливый сентябрьский день воспитатель с детьми у окна смотрит, как дождевые капли сбегают по стеклу. «Дождик,— говорит воспитатель.— Смотрите, как бегут капли сверху вниз (рисует на листе бумаги отрывистые короткие линии сверху вниз). Послушайте, как шумит дождь, как капли стучат по стеклу: «Кап, кап, кап». Дети весело повторяют: «Кап, кап, кап».
«Сверху вниз, сверху вниз, кап, кап, кап»,—говорит воспитатель.
На занятии рисованием детям предлагают нарисовать, как шел дождь, как капали капли. На небольшом листе бумаги (20X15 см) воспитатель рисует карандашом короткие вертикальные штрихи.
Дети, постукивая пальцами по бумаге, показывают, как шел дождик, приговаривая: «Кап, кап, кап», а затем вооружаются карандашами и рисуют «капельки» по всему листу сверху вниз, приговаривая: «Кап, кап, кап».
Через несколько минут воспитатель говорит: «Дождик у вас сильный идет. А что же появляется на земле, когда идет дождь?» Дети весело отвечают: «Лужи», «Водичка» — и начинают с увлечением чиркать карандашом внизу листа.
«А вот туча»,—вспоминает один из детей и наверху рисует черную тучу.
Рисуя по собственному замыслу, дети возвращаются к этой теме. Рисуют дождь в разных вариантах: «Дождик и домик» «Дождь идет, и у мамы улетел зонтик». Ближе к весне появляется и такой рисунок: «Дождь поливает цветы, они будут хорошо расти».
Из этого примера видно, что даже такая предельно простая тема, как «Дождь», может быть предложена в интересной форме. Тогда дети ее запоминают и используют в рисунках по своему замыслу. Вариантом этого занятия может быть рисование травки.
После этого можно познакомить детей с новым материалом — краской. Большую радость доставляет детям рисование краской. Дети видят яркую краску в чашечках, получают в руки неизвестный прежде инструмент — кисточку. Воспитатель знакомит детей с кисточкой, затем обмакивает ее в краску и начинается волшебство: оказывается, если приложить ниточку к бумаге и сразу отнять, на бумаге остается красивое опальное пятно. Эти пятна можно разбросать по всему листу. «Топ-топ» — ходит кисточка по бумаге. А еще можно кольнуть бумагу кончиком кисточки и получится яркая точка. Если точки накапать между пятнышками, лист бумаги становится красивым, нарядным. Вот что умеет наша кисточка»,—говорит воспитатель и предлагает детям попробовать нарисовать на листе пятнышки и точки.
Чисто воспитатели боятся рано давать краску маленьким детям, оправдывая свою осторожность тем, что дети не рисуют, « мажут краской весь лист, стол, а иногда и себя или соседа. Надо помнить, что ребенок замазывает краской лист не из упорства, а потому, что он наслаждается процессом рисования -- все нарисовал, места на бумаге больше нет.
Рисование ленточек (краска). Примерно в середине октября дети рисуют ленточки. Это занятие, как и предыдущее, основывается на накопленных впечатлениях, доставивших детям удовольствие. Занятию рисованием предшествовал праздник в детском саду, на котором малыши танцевали с красными лентами. Воспитатель вначале занятия показывает красные шелковые ленты, дети весело кричат: «Праздник, праздник, ленты красные!» Вместе с детьми воспитатель вспоминает, как они танцевали на празднике с этими лентами. Затем кнопками прикрепляет ленты в вертикальном положении к большому листу белой бумаги (нельзя на черной доске, так как ленты должны выделяться на светлом фоне) и показывает, как взять кисть, набрать краску, отжать кисть о край чашечки и нести ее «за палочкой» сверху вниз (по ворсу). Целесообразно, чтобы дети показали сухой кистью, как они будут проводить сверху вниз, а затем поставить на столы чашечки с красками и предложить детям рисовать.
В конце занятия собрать все работы, расставить их рядом на доске и полюбоваться. «Сколько красивых длинных красных лент! Совсем как было на празднике»,— говорит воспитатель.
Умения, приобретенные детьми на занятиях, надо закреплять, пока они не забылись, иначе обучение не достигнет результата: усвоенный навык после длительного перерыва воспринимается как новый — и все приходится начинать сначала, В этом причина неудач многих воспитателей.
Для повторных упражнений детям предлагают рисовать точно такие же ленточки, но другого цвета. Полезно несколько усложнить тему: рисовать, например, ленточки короткие и длинные, теперь уже синего цвета.
Кроме закрепления знакомого материала, на таком занятии дети приобретают навык произвольно останавливать руку на середине листа — «короткая ленточка» и ритмически чередовать короткие и длинные полосы. При этом дети сопровождают ритмические движения словами, приговаривая: «Короткая, длинная, короткая, длинная». Ритм слова и ритм движения сливаются, и это помогает детям рисовать. Рука как бы танцует, нанося ровные линии то длинные, то короткие.
Ритмические согласованные движения руки очень важны при обучении рисованию. На них основана хорошая штриховка, мазки в декоративном рисунке и многое другое.
В конце занятия следует показать наиболее ритмично сделанные работы и еще раз вместе с детьми повторить: «Короткая, длинная».
Когда воспитатель убеждается, что дети легко и ритмично проводят вертикальные линии карандашом и красками и даже по собственному желанию присоединяют к этим линиям другие, создавая изображение различных предметов, можно научить детей проводить горизонтальные линии. Вначале детей затрудняет движение руки не к себе, а слева направо.
Рисование ниток (карандаш) — одно из первых упражнений такого рода. Воспитатель приносит несколько мотков толстых ниток ярких цветов, которые дети уже знают. При детях на картон наматывают нитки: синюю, рядом желтую, потом красную и, наконец, зеленую, называя цвета. Когда четыре или пять картонок приготовлены, воспитатель говорит: «Вот смотала все нитки! Смотрите, как ровно лежат на картоне синие, желтые, красные, зеленые нитки».
На каждый стол воспитатель кладет по картонке с намотанными нитками и показывает детям, как можно эти нитки красиво и ровно нарисовать. Дети с удовольствием проделывают это упражнение. Проводя цветным карандашом слева направо от края до края бумаги, приговаривают: «Синяя нитка, еще синяя, теперь красная, еще красная» и т. д.
В конце занятия все работы ставятся в ряд на доске, и дети любуются, как красиво «намотаны нитки».
Научившись проводить карандашом горизонтальные линии, дети охотно повторяют их в рисунках по замыслу, придавая им разное значение. У девочек обычно это те же нитки, у мальчиков часто появляются трамвайные рельсы, провода. Можно использовать такую простую тему, как «Дорожки». Этот довольно абстрактный образ надо наполнить конкретным содержанием, связать с игрой (побежали по прямой дорожке). Для первого такого занятия цвет дорожек и характер наблюдения устанавливаются в зависимости от состояния погоды. Если к тому времени, когда по ходу обучения потребуется рисовать горизонтальные линии красками, выпал снег, то дорожки рисуют белыми на сером фоне. «Вот как много выпало снега и дорожки стали белые». Если снега еще нет, занятие можно проводить так, как изложено в приводимом описании Никитин. В этом возрасте дети используют декоративные свойства цвета, поэтому не надо ограничивать рисование дорожек одной какой-то краской. Они могут быть нарисованы любой краской, какую выберут для себя дети.
Рисование дорожки (краска). До занятия на прогулке посмотреть с детьми, как дворник посыпает дорожку песком или подметает ее. Помочь в этой работе. Называть признаки дорожки — прямая, ровная, чистая. Посмотреть, как побежали но дорожке Таня, Витя, Оля и другие дети. Всем пройти по дорожке до калитки и обратно.
«Кто сегодня пришел в детский сад по дорожке от калитки? — спрашивает воспитатель детей, начиная занятие рисованием.— Все пришли по дорожке. А чем дворник посыпал дорожку? Верно, песком. Чистая стала дорожка. Посмотрите, я нарисую такую дорожку. Я взяла кисточку вот так (показывает) и набрала краску. Очень много краски, может капнуть на бумагу. Кисточку прижму к чашечке (показывает) и сниму лишнюю краску. Теперь не капает. Можно рисовать. Вот калитка. Витя пошел от калитки в детский сад, сюда, куда смотрит палочка. А по этой дорожке Тоня пошла и тоже , и детский сад пришла. Дорожка получилась ровная, кисточка за палочкой бежит. А вот еще дорожка ровная-ровная, по ней Оля пойдет. Вот сколько ровных дорожек, Теперь вы нарисуйте такие дорожки. Покажите без краски, как будете дорожки рисовать».
Дети показывают, как держать кисть и как рисовать дорожки. Воспитатель напоминает, что лист бумаги надо придерживать левой рукой.
В конце занятия воспитатель собирает все рисунки на один стол, показывает самые ровные дорожки, по которым хорошо гулять.
Умением проводить горизонтальные линии дети овладевают довольно быстро: они уже ознакомились с материалами, научились правильно держать кисть и карандаш, знают их свойства — карандаш твердый, краски жидкие. Не стоит долго задерживать их на одних горизонтальных линиях, лучше покатать, как много и интересно можно нарисовать, пользуясь уже известными приемами проведения линий в двух направлениях. Заодно следует дать детям возможность рисовать и округленные линии.
Подходящей для этого является тема «Трубы дымят». В рисунках детей большое место занимает изображение дыма — у дома из трубы вьется дым, у парохода или паровоза дым валит черными клубами.
Поэтому, если дети на прогулке видят, как дымят большие фабричные трубы, то потом можно показать, как их рисовать. Дети с большим увлечением рисуют и приговаривают: «Вот какая! Высокая-высокая и дыму много! Еще и у этой дым, вот как много дыма». Дым может идти беспорядочными клубами, его изображение не требует четкости, зато закругленные движения доставляют радость. К этой теме дети часто возвращаются.
К темам, в которых сочетаются вертикальные и горизонтальные линии, относятся «Забор», «Лесенка», «Избушка».
Предметом наблюдения для рисования на эти темы могут служить физкультурные пособия, где есть забор и лесенка, на которые дети с удовольствием взбираются, настольные игры и игрушки, частью которых является забор, лесенка и т. д. Предметы эти связаны с детской игрой и живыми впечатлениями ребенка.
Несложную конструкцию забора дети прекрасно понимают, особенно если перед рисованием воспитатель склеивает «забор и дети помогают в этом и затем используют поделку и воспитатель может предложить детям построить забор для домашних животных: «Всех собрали вместе: лошадок и барашков. Вот корова с теленком, а вот козочки, чтобы ночью не убежали, сделаем забор. А завтра, когда рассветет, опять выпустите их гулять». Заранее приготавливали гладкие лучинки. Прикрепим к ним несколько коротких досок, вот так». Дети кладут короткие лучинки на длинные, соблюдая равные промежутки. Дети бережно ставят забор, загораживает животных на ночь, а утром бегут посмотреть, все ли на месте, и, отодвигая забор, выпускают животных «погулять». Когда детям после игры предлагают нарисовать этот забор, то почти все справляются с заданием. Сначала проводят длинные горизонтальные линии, а затем «прибивают» много коротких досок, ритмично нанося вертикальные линии, с ранее нарисованных горизонтальных.
И последующих работах дети сами обязательно нарисуют забор. «Курочка гуляет у забора» или «Наш садик» и т. д. Появляются даже целые, «повествования». Так, Толя рисует, как он из дома по дорожке пришел в детский сад, изображает в рисунке дорожку и забор.
Такие рисунки свидетельствуют о пробуждении у детей самостоятельной мысли и желания выразить ее графически»
Полезно закрепить умения сочетать вертикальные и горизонтальные линии, изображая другие предметы, например лесенку, рельсы. Хорошо показать иллюстрации к книжке Е. Шабад «Лесенка» или изображение пожарной лестницы. Благодаря этому дети свой рисунок дополнят персонажем (кошка, собака или петушок сидят на лесенке и т. д.).
Рисование флажка (краска). Перед майским праздником можно предложить детям нарисовать флажок: Красный флаг — символ нашего государства, вызывающий у детей радость и ощущение праздника. Для рисования надо взять яркие, сочные краски. Изображение этого предмета довольно трудно для детей, так как используются приемы наложения двух красок (рисование древка и полотнища) и рисование сливающихся горизонтальных линий.
Программное содержание. Учить передавать форму и цвет флажка; учить рисовать полотнище (прямоугольник) сливающимися горизонтальными линиями; упражнять в пользовании двумя красками.
Воспитатель показывает флажок: «Какой красивый красный флажок! А палочка какого цвета? Палочка флажка называется древко. Сейчас нарисуем древко. Рисуем сверху вниз любой краской сбоку листа, чтобы осталось место для флага. Теперь вымоем кисточку и наберем красной краски. Будем рисовать флажок. Наверху проведем от древка красную полоску, потом еще одну и еще. Края подравняем. Вот и флажок! Теперь вы нарисуйте флажок».
В конце занятия воспитатель говорит детям: «Посмотрите, как много вы нарисовали красных флажков. Они все яркие, красивые, с ними так и хочется пойти на праздник».
После праздника можно нарисовать с детьми украшенные флагами трамвай, дом, автобус, мост.
Постепенно движения руки ребенка становятся увереннее и точнее. Теперь можно предложить изобразить предметы круглой формы, т. е. рисовать закругленные линии.
Мы учим детей замыкать линии, ведя руку по часовой стрелке, в процессе рисования уточнять и закреплять знания о форме, цвете и величине предметов. Вместе с карандашами и красками даем новый художественный материал — цветные мелки.
Чтобы поупражнять детей в плавном, кругообразном движении кисти, необходимом при рисовании закругленных линий, воспитатель просит детей помочь ему смотать разноцветные клубки толстой шерсти. Желающих всегда более чем достаточно. С полной серьезностью они относятся к делу, внимательно следят за движением рук воспитателя, а потом пробуют мотать сами.
На занятие воспитатель приносит три клубочка: красный, синий и зеленый. Дети весело встречают знакомые предметы. Воспитатель говорит: «Сегодня карандашом нарисуем наши клубки Намотаем нитки так же, как вы делали вчера». Детям дают полосы бумаги размером 10X30 см. Посередине длинной, довольно узкой полосы предлагается нарисовать красный клубок, а по сторонам от него — синий и зеленый. Таким образом, дети трижды повторяют упражнение, причем каждый раз получается новый результат, так как цвет меняется. Новым является прием «наматывания» и расположение на листе бумаги — посередине и с боков.
Обучение детей рисованию замкнутых линии можно начинать с рисования мыльных пузырей. Накануне занятия, вечером дети пускают мыльные пузыри, любуются ими, радуются «Все пузыри круглые, красивые, - говорит воспитатель.— Посмотрите, какие они легкие, прозрачные — сквозь них все видно. Разноцветные — и красные, и синие, и зеленые. Подуйте, они полетят, вот какие легкие».
На следующий день дети рисуют цветными мелками на томной бумаге мыльные пузыри, как бы повторяя вчерашнюю игру. Во время рисования приговаривают, смеются, радуются тому, что у них получается. Заканчивая занятие, воспитатель говорит - «Как много у вас сегодня красивых, круглых мыльных пузырей. Они легкие, прозрачные, разноцветные, большие ж маленькие. Скоро мы с вами еще такие пузыри пускать будем».
Это занятие похоже на игру. Вместе с тем дети словом и действием закрепляют такие понятия, как большой, маленький, круглый, низко, высоко, разноцветный, легкий.
В рисунках по замыслу дети возвращаются к этой теме иногда рисуют девочку с шариком в руках.
В этом же навыке — рисовании замкнутых линий — можно поупражняться красками, и при этом дети приобретают новые понятия.
Рисование баранок и сушек (краска). Воспитатель показывает две связки баранок и сушек. «Что это я вам принесла? — Да, это баранки, а это сушки. Что больше? Правильно, баранки толстые, большие, а сушки маленькие, тонкие». Сравнивает, прикладывает одну к другой. Рассыпает связки на поднос. «Вот они рассыпались и перемешались,— говорит воспитатель.— Их много-много. Какие они гладкие, круглые, желтые. Посмотрите, как просто их можно нарисовать! На кисть надо взять много краски и нарисовать баранку, вот так (показывает). Если круг побольше, будет баранка, а круг поменьше и потоньше — сушка. Их много на нашем подносе, и вы тоже нарисуйте много сушек и баранок».
Дети с увлечением заполняют весь лист, используя каждое свободное место. Однообразные круговые движения, повторяясь, становятся все ровнее и увереннее.
Можно предоставить детям возможность украсить мазками (отпечатками кисточки) и точками другого цвета лист бумаги, на котором нарисованы баранки, «сделать нарядным поднос»!
В конце занятия воспитатель обращает внимание на рисунки детей, где получились самые ровные баранки и сушки, затем всех детей угощают сушками.
Можно проводить подобные занятия, рассыпав на подносе яркие колечки или покатав цветные обручи.
Когда дети научатся рисовать кольца, можно показать им, как закрасить форму внутри кольца так, чтобы получился цветной силуэт предмета. Для этого используются только краски. Штриховка карандашом у трехлетних детей не получается.
Для закраски круглой формы рисуют такие предметы, как мячи, воздушные шары; нитки подрисовывают карандашом.
Появляется возможность рисовать самый простой сюжет, например: «Колобок по дорожке катится», «Снег идет; дети скатали снежный ком». Для изображения таких тем требуется два-три знакомых детям приема.
Первая тема опирается на любимый детьми сказочный образ веселого колобка. Прежде чем дети будут рисовать колобок, им показывают его в кукольном и теневом театре, дети лепят колобок из глины, играют с ним, катая по столу и напевая в догонку. Занятие воспитатель начинает с того, что катит по столу колобок (персонаж кукольного театра). «Посмотрите, кто это к ним прикатился». «Колобок, колобок»,—кричат дети. «Вот какой веселый, круглый, румяный колобок. Сейчас мы нарисуем его. Пусть он у нас покатится по дорожке « кругом зеленая трава»,—говорит воспитатель и предлагает детям нарисовать.
Другая тема требует тех же навыков, но при этом создается совсем иной образ. Рисование снега и снежного кома (краска). До занятия на прогулках воспитатель наблюдает с детьми, как падает снег, предлагает детям поймать снежинки на ладонь, побегать за снежинками, посмотреть, куда падает снег, катает с детьми снежный ком. Старшие дети делают снежную бабу для малышей. Начиная занятие, воспитатель говорит: «Помните, дети, какой вчера шел снег? Куда снег падал? Правильно, на землю, мы иге бегали по снегу. А что потом стали делать? Снежный ком катать. Посмотрите, как я снег нарисую (кончиком кисти ставит точку наверху листа). Много снежинок летит, все ниже, ниже. Вот как много снега на земле. Все дорожки стали белыми. А теперь вы нарисуйте, сначала снежинки вверху летят и нее ниже опускаются на дорожку, она вся покрывается снегом А потом можно нарисовать снежный ком. Кто хочет, может «накатать» и два, и много комьев. Покажите мне кисточкой в воздухе, какой круглый будет снежный ком».
Дети покрывают листок снежинками. Многие размещают их ритмично, рядами. Некоторые стараются заполнить снежинками все свободные места фона, рисуют дорожку и снежные комья.
В конце занятия воспитатель собирает все рисунки, расставляет их в ряд на доске и говорит: «Какая у нас снежная белая зима. Снега много-много, и дети накатали белые снежные комья, круглые, большие и маленькие».
На следующем занятии задание немного усложняется — нарисовать три кома один над другим так, чтобы внизу был самый большой, потом поменьше, а самый маленький наверху — получится снежная баба. Здесь от детей требуется распознание величины, а навыки изображения ими уже усвоены. Рисунок дети могут дополнить: нарисовать забор, елочку, возле которых стоит снежная баба, и т. д.
Для упражнения в рисовании кругов можно подобрать игрушки, имеющие шаровидную форму. Лучше всего для этой цели служат различные неваляшки. Воспитатель показывает куклу-неваляшку, пробует ее положить. Дети трогают куклу, играют с ней: «Неваляшка круглая», «Головка кругленькая, как мячик», «Качается», «Не хочет падать». Хорошо дать детям и неваляшки — зайца, мишку. В этом случае детские рисунки будут разнообразнее. Некоторые дети рисуют ее наклонно, пробуя изобразить, как она качается. При рисовании неваляшки показа не требуется, так как уже рисовали круг.
Любые упражнения в рисовании детей младшей группы с декоративным рисованием: широкая дорожка может быть украшена следами, а по сторонам травка. Это уже узор.
Рисование перекрещивающихся полос (забор, лесенка) дают основу для узора по сетке, вполне доступного детям Младшей группы. Узор может быть очень простым — достаточно украсить клетки мазками (отпечатками кисти), располагая их ритмично. Даже упражнение в рисовании баранок или разноцветных колец превращается в рисование узора, если промежутки между кольцами и кольца украсить точками.
В рисунках по собственному замыслу дети рисуют не только то, что им было показано на занятиях, но и то, что их заинтересовало в жизни. Появляются попытки изобразить человека — маму, себя, папу; рисуют ближайшее окружение — дома, пароходы и др.
Радуясь своим умениям, дети с удовольствием рисуют и при этом приговаривают, объясняя самим себе и окружающим смысл изображаемого. В рисунках появляются все новые детали, свидетельствующие о возросшем за год умственном и эстетическом развитии детей. При наличии хотя бы элементарных умений владеть кисточкой и карандашом дети к четырем годам проявляют устойчивый интерес к рисованию, а это очень важно для их дальнейшего художественного развития.
Мы считаем большой ошибкой убирать принадлежности для рисования и не давать детям пользоваться ими по желании) в часы игр. Обрывать и гасить только возникший интерес и рисованию — значит убить росток творчества ребенка, уничтожить работу, проделанную в течение года.
Однажды малыш сказал воспитательнице, что хочет порисовать. Она решила, что ему полезнее сейчас поиграть с детьми, и сказала: «Я тебе потом дам порисовать, а сейчас поиграй с ребятами. Посмотри, какие они интересные домики строят на кубиков». Мальчик отошел от нее и, не присоединившись к детям, сел отдельно на стул. Посидев несколько минут, он решительно сказал воспитательнице: «Потом уже прошло. Теперь дайте рисовать».
То, что маленький ребенок тянется к рисованию в часы игр, закономерно. Для него рисование — одна из форм игры, когда он по своему усмотрению создает различные образы и впечатления окружающего мира. И это стремление у детей надо всячески поддерживать.

ДЕТЯМ ЧЕТЫРЕ ГОДА
Дети на пятом году жизни любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их.
Работая с детьми, надо опираться на умения и знания, полученные ими в предшествующем году. Если при рассматривании предметов с трехлетними детьми педагоги выделяли два-три признака — мяч круглый, красный, ленточки синие, длинные и короткие, то внимание детей четырех лет можно привлечь к большему количеству признаков. Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становится ярче, полнее. Слова, которыми воспитатель описывает признаки предмета, запоминаются и постепенно входят в активный словарь детей.
Изображение различных признаков предметов в рисунке доставляет детям эстетическую радость; рисунок становится все более интересным и красочным. А это укрепляет веру детей в свои силы и вызывает желание рисовать, цвет в рисунках обогащается. Приемы работы могут быть усложнены. К четырем годам координация движений рук у детей становится лучше, точнее, движения свободнее. На основе умений детей рисовать замкнутые линии можно предложить им изображать предметы: грибы, игрушечного мишку и др.
Знакомые приемы рисования мазков и точек обогащают предметные и сюжетные рисунки, придавая им сочность, узорность, жизнерадостность.
Тематический рисунок, в котором требуется изображение двух-трех (иногда и более предметов), занимает большее место, чем в работе с детьми трех лет.
Рисуя по собственному замыслу, дети порой гораздо богаче развивают содержание темы, чем предполагал воспитатель. Они изображают предметы довольно сложные по конструкции.
Не нужно требовать от детей передачи пространственных, глубинных изображений. Дети по-прежнему рисуют в одном плане. Но в некоторых рисунках содержание вызывает необходимость расширить полосу земли, пола или поверхности моря; логично смотрит как бы сверху вниз. Это не означает появлении перспективы в детском рисунке. Он по-прежнему рисует не так как видит, а так, как представляет; его не связывает единая точка зрения на все, что вошло в рисунок. Часть предметов может быть изображена сбоку или спереди, другие как бы видимыми сверху (в плане).
Mы предлагаем детям четырех лет такие темы:
Воздушные шары.
Яблоки на тарелке.
Дерево осенью или сад осенью.
Игрушечный домик в различных вариантах.
Праздничный дом с флагами.
Дом с крылечком зимой.
Бусы.
Дерево зимой.
Сад или лес зимой.
Снежные бабы (в различных вариантах).
Плюшевый мишка.
Рисунок к сказке о медведе («Маша и медведь», «Три медведя или другие сказки).
Майский праздник (салют, шары, украшенный корабль, украшенный дом, иллюминация и др.).
Дерево в цвету или с плодами.
Сказочный цветок.
Грибы в лесу.
Рыбки, птички.
На пределами этих тем остаются многие другие, которые питаются детскими впечатлениями от окружающей жизни. Из предложенных нами тем видно, что один и тот же предмет многократно повторяется в усложняющихся вариантах. Прибавляются новые детали, меняется цвет, а основная конструкция предмета все та же. Это помогает закреплению и повторению уже известных навыков.
Расскажем подробнее об отдельных занятиях, в которых можно проследить усложнение материала по сравнению с предыдущим годом, а также увидеть связь с игрой, с наблюдения ми, событиями окружающей жизни.
В сентябре, когда начинается планомерная работа с группой, надо повторить уже известное детям, ведь за лето некоторые навыки забылись и, кроме того, в группу поступили новые дети.
Можно предложить детям нарисовать связку воздушных шаров, большие и маленькие мячики, тарелку с яблоками.
Рисование яблок (краска). Воспитатель на занятии показывает детям яблоко; вместе рассматривают, какое оно круглое, один бок румяный, а другой желтый; черешок у яблока тонкий, сухой, коричневого цвета.
Затем педагог показывает, как нарисовать яблоко — крупное, желтое, круглое. На желтую краску с одного бока накладывается красная краска, пока желтая еще не высохла. После того, как кисточка аккуратно промыта и вытерта, воспитатель на острый сухой ее кончик берет немного густой, коричневой краски и осторожно рисует короткий тонкий черешок. «Яблоко стало красивое, румяное, как настоящее»,— говорит воспитатель.
Детям дают «тарелки» — бумажные круги (примерно 20 см в диаметре) и предлагают наполнить «тарелку» яблоками, у кого сколько получится.
После занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает, кто нарисовал самые красивые яблоки, а затем раздает всем детям настоящие яблоки.
Рисуя по собственному замыслу, многие дети возвращаются к этой теме. Во время рисования предмета в представлении детей возникают даже такие качества, как вкус и запах. «Какое вкусное яблоко у меня»,— говорит девочка, наклоняется к листу бумаги, нюхает.
Деревья часто являются объектом наблюдения. Ежедневно дети гуляют в парке, саду или на участке. Осенью дети видят, как постепенно желтеет на деревьях листва, собирают из красивых листьев букеты; взрослые привлекают их внимание к красоте осеннего парка.
Воспитатель поможет детям отразить свои впечатления от осенних наблюдений, если покажет им, как можно изобразить листву на деревьях, держа кисть вертикально (прием, доступный детям четырех лет). Но листья на деревьях можно рисовать и горизонтальными мазками, точками и вырисовывать каждый лист различными оттенками желтого цвета. Показанный прием не должен быть единственным.
Наблюдая дерево зимой, воспитатель обращает внимание детей, что на деревьях уже нет листьев, снег покрывает голые темные ветви. На занятии воспитатель предлагает детям нарисовать зимнее дерево темно-коричневой или темно-серой краской, а, когда краска высохнет, на ветки концом кисти положить «снег».
Весной, когда дерево покрывается молодыми листьями и цветами, дети снова повторяют изображение дерева. Цветущее дерево требует внесения в набор красок полутонов: розового, светло-зеленого.
Изображение деревьев находит разнообразное применение и в тематическом рисунке (лес, парк, место действия сказки).
Примерно во второй половине октября можно нарисовать с детьми дом. Он, как правило, одним из первых появляется в рисунках детей, независимо от того, ходят они в детский сад или нет. Это почти всегда шаблонный домик с карандашным проволочно-жестким контуром, в котором видно одновременно и внутреннее помещение дома. Такое изображение, передающееся от поколения к поколению, живет в детских рисунках годы, хотя в городе такого дома ребенок никогда не видит, да и в сельской местности трудно найти подобные. Четырехлетнему ребенку трудно изобразить многоэтажные дома с ровными рядами окон. В практике детских садов наиболее распространено карандашное изображение одной стены дома с окошком и острой крышей. В этих рисунках тоже нет ни образа предмета, ни цвета.
Говорят, будто бы сами дети довольны таким изображением дома. Мы попробовали проверить, так ли это. Показали детям два рисунка: на одном был нарисован карандашом контур дома (без окраски силуэта), а другой дом был нарисован краской (охра) с красной крышей и окном.
«В каком домике вы хотите жить?» — спросили детей. «Вот в этом»,— хором ответили они, указывая на изображение красками.— «Почему?» — «Он красивый».
Хорошо обратиться к испытанному средству: связать рисование дома с игрой. В каждом детском саду есть деревянные разборные домики. Складываются они из бревнышек или отдельных частей. У них есть окна, крыша, украшенная резьбой, и крылечко.
Его можно рисовать по-разному, в зависимости от фантазии детей. Это позволяет постепенно усложнять изображение.
Но главное достоинство этой натуры в том, что дети, играя сами, помогают «строить» дом. Вместе с воспитателем они последовательно собирают части, запоминают их название и местоположение. Достаточно построить хотя бы одну стену, и уже возникает образ, а последовательность «строительства» дети запоминают очень быстро. Полностью собранный домик они используют в игре — в нем живут маленькие куклы или три медведя, или петушок. Дом, так мало похожий на городские огромные дома, ассоциируется со сказочными образами. Дети многократно разбирают его и просят воспитателя опять собрать.
После этих игр рисование домика из бревнышек легко удается детям и доставляет им радость. При рисовании сохраняется последовательность сборки домика. Дети как бы строят его на бумаге. Пользуясь усвоенными ранее приемами для вертикальных, горизонтальных и наклонных линий дети рисуют осмысленно в определенной последовательности, понимая место каждой линии в рисунке.
Домик (краска). Программное содержание. Развивать творческую самостоятельность детей. Научить рисовать дом, соблюдая последовательность в изображении его частей. Стимулировать обогащение образа путем внесения дополнительным деталей, украшений по замыслу ребенка. Упражнять в рисовании красками нескольких цветов,
"Дети, сегодня мы будем рисовать наш домик,— говорит воспитатель.— Вы помните, как мы его собирали? Сначала я нарисую землю — полосу внизу. Что мы делали потом? Правильно, ставили столбики. Вот и столбики. Потом что делали? (Ответ детей.) Да, мы укладывали бревнышки. Вот как я их рисую. Бревнышки лежат все плотно, никаких щелок между ними нот (начинает рисовать с нижнего бревнышка). Верхнее бревнышко длинное, на нем будем строить чердак. Вот как я строю чердак. Посмотрите, я опять рисую столбик посередине. К этому столбику как будто прибиваю доски. Теперь между досок рисую короткие доски. Вот и чердак готов. А теперь домику нужна крыша.
Чтобы краска не запачкалась, я чисто вымою кисточку и вытру ее тряпочкой. Видите, на тряпочке краски нет, только мокрое пятнышко. Теперь можно обмакнуть кисточку в другую краску и нарисовать крышу. Что еще нужно нарисовать на домике? (Ответ детей.) Вот какое окно я нарисовала. И на чердаке бывает окно. Видите, какой красивый домик получился. Теперь вы нарисуйте домики какие хотите. У вас на столах разные краски, пусть ваши домики будут разноцветные, нарядные и красивые. А потом расскажите, кто в ваших домиках живет».
Показ воспитатель проводит красками тех цветов, которых нет на столах у детей. Для того чтобы домики у детей получились разными, можно дать на каждый стол различный набор красок. И обязательно сказать детям о том, чтобы они рисовали домик любой понравившейся им краской.
В конце занятия воспитатель показывает самые красивые домики, спрашивает, кто в них живет, а затем, разложив все рисунки на одном столе или на полу, предлагает полюбоваться ими. Домики изображаются в различных вариантах, в зависимости от замысла детей.
После Октябрьского праздника дети рисуют дома, украшенные флагами, некоторые добавляют точки — огоньки иллюминации. Появляются попытки нарисовать себя, маму на улице в праздник.
В середине зимы изображение домика можно усложнить и обогатить различными деталями. Если дом повернут лицевой стороной, то форма крыши меняется — из треугольной становится длинной прямой полосой с покатыми краями. Окон уже два, и их надо разместить в ряд по стене. Прибавляется крылечко, оно тоже разборное: сначала приставляются ступеньки, потом ставится столбик, и все покрывается маленькой крышей. Можно нарисовать еще и перила. Постепенно примитивный дом изменяет свой облик, становясь все более затейливым.
Когда наступают ясные морозные дни, можно предложить детям рисовать на тему стихотворения С. Маршака «Январь»: Снег на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом.
Особенно созвучны образы этого стихотворения впечатлениям детей сельской местности. Каждый рисунок обладает своими индивидуальными чертами.
Когда дети усвоят некоторые приемы декоративного рисования, можно украсить домик узорами, сделать его сказочным, веселым и нарядным, а потом нарисовать его обитателей. Может быть, из домика укатился колобок, или в нем живут три медведя, или зайчик, или петушок.
Так один и тот же предмет находит место в содержании темы как реалистической, так и сказочной, причем его изображение в сказочной трактовке иное, новое. Многократное однообразное повторение одного изображения приводит к штампу, а этого следует всячески избегать.
Развитие декоративного чувства у детей является одной из важнейших задач обучения рисованию. Примером задания, пробуждающего в детях фантазию и развивающего их декоративные способности, может служить рисование сказочного цветка.
Рисование сказочного цветка (краска). Задолго до занятия воспитатель рассматривает с детьми цветы семеновской росписи, городецких узоров на стульчиках и деревянных панно, читает и рассматривает иллюстрации в книге «Ладушки» художника Ю. А. Васнецова или В. М. Конашевича к различным сказкам.
Программное содержание. Углублять восприятие красоты виденного и желание отразить ее в рисунке. Упражнять детей в работе кончиком кисти и плашмя. Самостоятельно пользоваться различными приемами работы кистью; упражнять в пользовании несколькими красками. Развивать у детей чувство цвета. Поощрять самостоятельность и фантазию детей, их смелость в изображении необычной формы и окраски, цветка.
«Дети, мы с вами собирали на лугу очень красивые цветы: и ромашки, и колокольчики, и незабудки, и гвоздички,— начинает занятие воспитатель.— Смотрите, какими цветами украшены ваши стульчики, качалки-лошадки. А помните, какие небывалые сказочные цветы нарисовал художник в книге «Ладушки». Нарисуйте вы сказочный цветок, красивый-красивый, яркий и интересный, кто какой захочет, кто какой придумает. Я потом выберу себе н

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник обучение рисованию | innysya - Дневник innysya | Лента друзей innysya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»