Хофбург (нем. Hofburg) — зимняя резиденция австрийских Габсбургов и основное местопребывание императорского двора в Вене. В настоящее время — официальная резиденция президента Австрии. Всего в ней 2600 залов и комнат.
Новый замок с конной статуей Евгения Савойского.
Хофбург (Hofburg) - прекрасный образец долголетия, до сих пор сохранил то же историческое и политическое значение, которое имел с далекого XIII века, от которого осталось центральное ядро ансамбля – сегодняшний Швайцертракт (Schweizertrakt). Хофбург – не один монумент, а целый комплекс зданий, площадей, дворов и садов.
Официальная резиденция Габсбургов в течение семи веков, ансамбль Хофбурга подвергался неоднократным перестройкам, смешавшим здесь стили различных эпох. Все преобразования (и, прежде всего, расширения существующих помещений и достройка крыльев) были произведены, в основном, в период с XVI века до XIX век. Но, несмотря на это, Хофбург обладает неподдельным и поразительным единством, если не архитектурным, то, по крайней мере, историческим.
Австрийское императорское семейство в декабре 1916 года: император Карл I, его супруга Цита Бурбон-Пармская и кронпринц Оттон Австрийский.
Средневековый замок вероятно был построен на этом месте задолго до Габсбургов. По документам известно, что уже в 1279 г. австрийские правители жили именно в Хофбурге. Средневековые сооружения, расположенные вокруг ренессансного Швейцарского дворика, включают в себя готическую капеллу XV в. и императорскую сокровищницу, в которой ныне выставлены имперские клейноды императоров Священной Римской империи.
Перед вами схема комплекса Хофбург (Hofburg) в Вене. Нажмите на картинку для увеличения.
1.Площадь Архангела Михаила – Michaelerplatz
2.Крыло Архангела Михаила – Michaelertrakt
3.Двор “Ин дер Бург” – In der Burg
4.Старый дворец – Alte Burg
5.Крыло Леопольда – Leopoldinischertrakt
6.Крыло Амалии – Amalientrakt
7.Крыло Императорской канцелярии – Reichskanzleitrakt
8.Императорские апартаменты – Kaisenappartements
9.Швейцарские ворота – Schweizertor
10.Императорская капелла – Burgkapelle
11.Сокровищница – Schatzkammer
12.Императорская конюшня – Stallburg
13.Зимний манеж – Winterreitschule
14.Площадь св. Иосифа – Josefsplatz
15.Национальная библиотека – Nationalbibliothek
16.Церковь августинцев – Augustinerkirche
17.Альбертина – Albertina
18.Площадь героев – Heldenplatz
19.Новый Хофбург – Neue Hofburg
20.Коллекция оружия – Waffensammlung
21.Портал героев – Heldentor
22.Фольксгартен – Volksgarten
23.Бурггартен – Burggarten
24.Дом бабочек – Schmetterlinghaus
25.Церковь Архангела Михаила – Michaelerkirche
26.Колокольня церкви Архангела Михаила- Stallburggasse
27.Школа Испанской Верховой Езды (Spanische Reitschule)
28.Баллхаусплатц – Ballhausplatz
29.Кайзергруфт – Kaisergruft
30.Площадь Нового Рынка – Neuer Markt
Общий вид в 1900 году
Оранжерея для выращивания пальм
Практически каждый из императоров династии Габсбургов продолжал расширять и перестраивать свою городскую резиденцию. При Фердинанде I появились Швейцарские ворота; при Максимилиане II — конюшни, позднее переоборудованные под художественную галерею; при Рудольфе II — крыло с покоями императрицы, впоследствии названное Амалиенбургом; при Леопольде I — винные погреба и Леопольдово крыло с парадными залами для приёмов; при Карле VI — грандиозное здание манежа и императорская библиотека с пышным скульптурным оформлением (арх. Фишер фон Эрлах); при Марии Терезии — придворный Бургтеатр; при Иосифе II — Йозеф-плац с конной статуей императора.
Мария Терезия
Иосиф II.
В 1740—1780 гг. во дворце Хофбург правила императрица Мария Терезия, в 1780—1790 гг. — её сын Иосиф II. После сноса городских стен Вены в середине XIX века было принято решение расширить Хофбург за счёт строительства помпезного «Нового замка» в стиле нео-ампир.
Бал в одном из залов Хофбурга
В 1889—1891 гг. были возведены Музей художественной истории и Музей естественной истории, однако строительство нового крыла дворца затянулось до 1912 года. Из-за Первой мировой войны так и не были осуществлены планы устройства колоссального императорского форума на древнеримский манер, была построена только площадь Хельденплац. 15 марта 1938 г. с балкона Нового замка Гитлер провозгласил аншлюс.
Михайловское крыло на открытке XIX века
Самюэл ван Хогстратен, Court of the Hofburg, Vienna
Венская императорская сокровищница, расположенная во дворце Хофбург, хранит бесценные государственные и исторические реликвии Священной Римской и Австро-Венгерской империй.
Памятник Иосифу II перед Имперской библиотекой
Martin van Meytens
Она ведёт происхождение от средневекового фамильного казнохранилища династии Габсбургов и содержит одну из наиболее значимых мировых коллекций. В сегодняшней записи я дам возможность читателю взглянуть на корону Свящённой Римской империи, знаки Ордена Золотого Руна, а также другие императорские регалии и драгоценные украшения.
Быть может, лучший способ получить первое впечатление от Хофбурга – это приблизиться к нему со стороны Михаэлерплатц – площади Архангела Михаила (1 Michaelerplatz) , на которую выходит главный фасад здания Михаэлертракт – Крыло Архангела Михаила (2. Michaelertrakt). Оно было построено императором Францом-Иосифом I, который для внешнего завершения дворца, оставшегося практически незаконченным после постройки флигеля государственной канцелярии (Рейхсканцляйтракт), поручил Фердинанду Киршнеру сделать новый фасад. С этой целью архитектор переработал старый проект Й. Э. Фишера фон Эрлах, закончив здание в 1889-93 гг.
Фасад имеет форму полукруга, высокий рустованный цоколь, двойные пилястры и по краям – два пышных фонтана. Левый представляет Владычество Австрии на море (Рудольф Вейр, 1895), правый -Владычество Австрии на суше (Эдмунт Хеллмер, 1897).
Центральный корпус фасада, слегка выступающий вперед, занят большим вестибюлем с медным куполом; три входа в здание украшают четыре мраморные группы скульптора Лоренцо Маттиелли, представляющие Подвиги Геракла, а центральный портал еще обрамлен и внушительной кованой решеткой. Через этот вход можно попасть во внутренний двор прямоугольной формы, называемый Ин дер Бург (3 In der Burg), закрытый со всех сторон ренессансными и барочными зданиями Старого Дворца (4 Alte Burg).
В центре двора - памятник императору Францу I, воздвигнутый миланским скульптором Помпео Маркези в 1842-46 гг. У постамента расположены аллегорические статуи: Мир, Сила, Вера и Справедливость. Напротив входных ворот, в южном направлении, находится флигель Крыло Леопольда – Леопольдинишертракт (5. Leopoldinischertrakt), названный в честь императора Леопольда I, построившего его в 1660-70 гг. Сейчас это – официальная резиденция президента Республики, закрытая для посещения. Своим очарованием залы этого дворца обязаны, в основном, его бывшей обитательнице Марии Терезии. В одном из них находилась спальня великой императрицы, где еще сегодня можно заметить крючок на потолке, соединенный с кроватью блоком с веревкой, держась за которую, императрица садилась на постели. От Леопольдинишертракт, в северо-восточном направлении, идет короткий корпус Крыло Амалии – Амалиентракт (6. Amalientrakt), характерный милой восьмиугольной башенкой с медным куполом. Назван он в память императрицы Амалии, супруги Иосифа I, которая обитала здесь во время своего продолжительного вдовства (1711-42).
Идеальный паркет
Зеркальный зал
1898
Martin van Meytens
Cеверное крыло напротив Леопольдинишертракт, так называемое Рейхсканцляйтракт – Крыло Императорской канцелярии (7. Reichskanzleitrakt), возведено Й. Э. Фишером фон Эрлах в 1726-30 гг. по желанию императора Карла VI. Главный корпус здания, выходящий на Шауфлергассе, – проект Иоганна Лукаса фон Хильдебрандт (1723).
Оно использовалось в качестве резиденции знаменитых гостей империи, а начиная с 1806 г. здесь находилась Государственная канцелярия, откуда и пошло его название
Императорские апартаменты – Kaisenappartements, открытые для публики, находятся в этом крыле замка. Все залы очень любопытны, но особый интерес всегда вызывают спальня Франца-Иосифа I с простой кроватью, характеризующей спартанские привычки императора, которых он придерживался в частной жизни; его рабочий кабинет с письменным столом, за которым решались проблемы Империи; и в апартаментах императрицы Елизаветы – зал с гимнастическими снарядами, ежедневно используемыми этой прекрасной женщиной, одержимой заботой о своем теле.
Еще необходимо отметить так называемый Красный зал, оформленный в стиле рококо (гобелены, подаренные Марией Антуанеттой, выполнены по рисункам Франсуа Буше), во время Венского Конгресса служивший приемным залом царя Александра I, и, наконец, Столовую с сервировкой “семейной трапезы” согласно канонам испанского этикета, которые Франц-Иосиф строго соблюдал. Внушительное присутствие последнего великого австрийского императора до сих пор живо во многих местах и во многих чертах венской жизни.
Австрийский поэт Александр Лернет-Холения рассказывал, что когда в конце XIII века первый монарх из династии Габсбургов вошел в австрийскую столицу, венцы воскликнули: “Долго не продержится!” Однако, заключает писатель, династия пала лишь в 1918 г. В течение почти семи веков Габсбурги оставались на авансцене европейской истории – 693 года правления. Правление Франца-Иосифа I, одно из самых длительных в европейской истории (второе по продолжительности после Людовика XIV), длилось 68 лет, с 1848 по 1916 гг. Вместе с тем, столь длительное правление пестрило тяжелыми военными поражениями, как, например, в 1859 г. (утрата Пьемонта, не без помощи Франции), или в Австро-Прусской войне 1866 г., не говоря уже о Первой мировой войне, конца которой престарелый император уже не увидел, хотя и предсказал ее итог.
Кроме того, его правление совпало с медленным, но неуклонным упадком династии и гибелью его родных. Брата императора, Фердинанда Максимилиана расстреляли в Мексике; его сын Рудольф, наследник трона, покончил с собой вместе с Марией Ветиера при драматических обстоятельствах в Майерлинге; другого наследника – эрцгерцога Франца Фердинанда убили в Сараево вместе с супругой Софией Хотек, и эта смерть развязала Первую мировую войну.
С востока двор закрыт фасадом крыла Швайцерхоф, т.е. “Швейцарский двор”, Швейцарские ворота – (9. Schweizertor) (здесь жили швейцарские гвардейцы Марии Терезии). Этот комплекс Альте Бург , самая старая часть Хофбурга, упоминается в документах 1279 г. В самом деле, здесь стоял средневековый замок герцогов Бабенбергов, защищенный четырьмя мощными угловыми башнями, которые сохранялись до XVIII в. Фридрих III, около 1479 г., начал перестраивать и украшать его, а Фердинанд I примерно в 1530 году превратил замок в свою резиденцию.
С того времени и до прошлого века здесь производились непрерывные переделки. Швейцарский двор открывают чудесные ворота эпохи Возрождения – Швайцертор (возможно, по проекту архитектора Пьетро Феррабоско) с полихромными гербами, надписями и фресками на своде арки и стенах проема. Надпись 1552 года над порталом посвящена императору Фердинанду, начавшему обновление замка. И эта часть Хофбурга тоже была до XIX в. резиденцией членов императорской фамилии. Последним здесь обитал Рудольф, занимавший крыло, в которое ведет Парадная лестница с колоннами. На фасаде, слева от Швайцертора, помещена полихромная мемориальная доска (1536) с двумя грифонами, поддерживающими герб Леопольда I.
Из Императорской капеллы (Burgkapelle), самого старого строения в Хофбурге, открывается вход в Швейцарский двор. Здание, сохранившееся до наших дней, относится к 1447-1449 гг. В табернакле над главным алтарем находится деревянное распятие. Согласно преданию, император Фердинанд II во время борьбы за свободу вероисповедания услышал голос Христа, прошептавшего ему с распятия: “Фердинанд, Я тебя не оставлю!”. С тех пор в каждой габсбургской капелле стоит распятие подобного типа.
Каждое воскресение в этой капелле можно услышать божественное пение Венского Хора мальчиков, организованного в 1498 г. Максимилианом I.
В Сокровищницу – Schatzkammer (11), где собраны драгоценности династии Габсбургов, можно попасть из Швайцерхофа через вход, который находится под лестницей Императорской капеллы (Burgkapelle).
Коллекция содержит бесценные вещи, как с точки зрения художественной, так и с исторической, главные из которых – регалии Священной Римской империи и Австро-Венгерской империи, сохранившиеся целиком начиная с эпохи Средневековья. Здесь хранятся знаки Ордена Золотого Руна; реликвии герцогов Бургундских, перешедшие потом к Габсбургам в результате бракосочетания Максимилиана Австрийского и Марии Бургундской; колыбель короля Рима, сына Наполеона; здесь же ревниво сохраняются купель с кувшином, ценнейшие работы итальянских мастеров 1571 г. из цельного золота, использовавшиеся при крещении императорских детей.
Среди множества уникальных предметов – расшитая золотом мантия, в которую император Франц I был одет в 1830 г. на церемонии коронации сына Фердинанда, короля Венгрии. Эта мантия была частью драгоценных регалий Австрийской империи, провозгашенной в 1804 г. Францем II (изменившим свое имя на Франца I) для спасения идеалов монархии, так как Священная Римская империя рушилась в то время под ударами наполеоновских войск.
Главная слава императорских сокровищ – корона Священной Римской империи, которая в течение тысячелетия символизировала для народов Европы абсолютную монархию и власть германских королей. Золотая корона с драгоценными камнями была выполнена в Райхенау в 962 г. по случаю коронации в Риме Оттона I, основателя империи. С того времени эту корону носили все императоры Священной Римской империи вплоть до 1602 г., когда Рудольф II заказал своим пражским мастерам другую императорскую корону, оставив старую лишь для коронационных церемоний.
С 1804 г. корона Рудольфа II стала австрийской императорской короной. Корона, усеянная бриллиантами, рубинами, жемчугом, сапфиром на верхушке, восходит к средневековым формам, часто воспроизводимым на картинах и фресках. Четыре чеканки из золота изображают Рудольфа в облачении полководца и три его коронации во Франкфурте, в Братиславе и в Праге, напоминающие о том, что австрийские монархи были в то время императорами Священной Римской империи, королями Богемии и Венгрии.
Огромное собрание реликвий во времена правления династии Габсбургов служило доказательством “божественной” власти правителей. В те времена сокровищница являлась личной собственностью монарха.
. Коллекции поделены на светскую и духовную части, всего здесь около двух десятков залов.
Колыбель Наполеона Франсуа Жозефа Шарля Бонапарта (Римского короля, Наполеона II), сына Наполеона Бонапарта.
Фрагмент короны венгерского дворянина Иштвана Бочкаи.
Корона Священной Римской империи (также корона Карла Великого) выполнена во второй половине десятого века. Её носили все императоры вплоть до начала семнадцатого века. Восьмигранная золотая корона украшена 144 драгоценными камнями и жемчугом.
. Копия портрета Карла Великого в императорской короне (Альбрехт Дюрер, оригинал расположен в немецком национальном музее в Нюрнберге)
Императорская корона Рудольфа II, позднее Корона Австрийской империи. Начало семнадцатого века. Золото, бриллианты, рубины, сапфиры, шпинели, жемчуг, бархат.
Скипетр к короне.
А это рыцарские ордена Золотого Руна (нем. Orden vom Goldenen Vlies), учрежденные Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году. Одни из самых древних и почётных наград Европы.
Именно такой орден приобрёл главный герой романа “Золотой телёнок”, великий комбинатор, сын турецкого подданного Остап Бендер в конце произведения.
Благодарю автора фото сокровищ Эдуарда Гавайлера
Императорская конюшня (Stallburg)
Напротив знаменитой Школы испанской верховой езды, на Райтшульгассе, находится Шталлбург, Stallburg (“придворные конюшни”), один из наиболее ярких примеров архитектуры венского Возрождения. Здание было воздвигнуто в 1558-65 гг. по повелению Леопольда VI для наследника-эрцгерцога, будущего императора Максимилиана II, на месте древней площади Бабенбергерплатц.
Изначально отдельно стоящее от остальной королевской резиденции, в плане – почти квадратное, оно имеет внешний фасад во вкусе классического Ренессанса, без декоративных элементов. Внутренний двор, напротив, преподносит приятный сюрприз: три ряда изумительных лоджий с широко распахнутыми арками, очень близких к лучшим примерам итальянской архитектуры XV века.
После своей коронации Максимилиан II перебрался в Хофбург, а его бывшую резиденцию заняли придворные конюшни; в 1725 г. их перевели в новое здание на Музеумсплатц. В Шталлбурге остались только самые отменные лошади, используемые в Школе испанской верховой езды; здесь устроен Музей липицанских лошадей.
Знаменитый императорский дворец Хофбург построен на месте форта Баварии в XIII веке. Венский зимний манеж (Winterreitschule)– это роскошное здание, которое построено по проекту Фишера фон Эрлаха. Оно является связующим звеном между Штальбургом и Швейцерхофом.
Правящая династия царственных Габсбургов переместила старый Зимний манеж и школу испанской верховой езды в помещения дворца. Императорские апартаменты и испанская школа открыты для посещения и в наше время.
«Зимний манеж» разместил в стенах императорского дворца изысканных представителей породы липицианских скакунов. Во все времена еще со времен Карла VI целью школы было сохранение великого искусства подготовки мастеров классической верховой езды.
«Зимний манеж» был когда-то зимним садом знаменитой королевской семьи, в его стенах величественно возвышается сорок шесть коринфских колонн. Манеж пастельных тонов оттеняют колонны цвета слоновой кости. Посетители Winterreitschule могут увидеть, как в полной тишине на манеж выезжают всадники во главе с полковником, как грациозно дефилируют по залу и останавливаются у портрета императора Чарльза VI, приветствующего их на скакуне липициане. Сняв, украшенные золотыми лентами треуголки, всадники салютуют монарху.
Такие показательные тренировки в Школе проходят по вечерам под торжественную музыку Моцарта и Штрауса дважды в неделю. «Зимний манеж» приглашает всех прикоснуться к историческим истокам великой Вены.
На протяжении веков территория площади св. Иосифа (Josefsplatz) использовалась по-разному: сначала здесь было Августинское кладбище, потом площадка школы верховой езды, затем парк, разбитый Фердинандом I.
Император Карл VI, в рамках общей программы преобразования Хофбурга, построил здесь Дворцовую библиотеку, отчего это место стало называться Библиотексплатц. Иосиф II, разобрав старую городскую стену, открыл тем самым площадь для публики. И после установки конной статуи Иосифа II (Франц Антон Цаунер) в 1807 г., она получила современное название.
Здание Национальной библиотеки (Nationalbibliothek) спроектированное в 1720-х гг. вездесущим Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлах и законченное его сыном Йозефом Эммануилом в 1723-35 гг. Квадригу, украшающую здание, выполнил Л. Маттиелли. В интерьере особое впечатление производит грандиозный Парадный зал (Prunksaal), занимающий два этажа по всей длине здания.
Помещение соединяется с центральной ротондой, от которой отходят два больших крыла, богато украшенных аллегориями, прославляющими величие Дома Габсбургов. В центре ротонды, под сводом, расписанным в 1730 г. Даниэлем Граном на тему Апофеоза Карла VI, находится статуя этого императора в древних римских одеяниях. Шестнадцать статуй других императоров Дома Габсбургов (Пауль и Петер Штрудель) помещены у колонн, украшающих помещение. В национальной библиотеки, которую как Дворцовую библиотеку начал собирать Максимилиан I, – большое количество инкунабул, манускриптов, географических карт, партитур, папирусов и глобусов. Церковь августинцев