Технология изготовления шкатулок - Палех
Раскраивается картон для изготовления папье-маше. Слои картона склеиваются мучным клеем, боковые стороны будущих шкатулок изготавливаются путем навертывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки. Затем полученная масса спрессовывается и просушивается в темном помещении около двух недель. После этого заготовки пропитываются льняным маслом и снова сушатся. Когда заготовки из папье-маше готовы столяр их обтачивает, чтобы придать необходимую форму. Затем на уже сформированные шкатулки наносится слой шпатлевки, сделанной из красной глины, сажи и масла, после формы полируют. На поверхность шкатулки наносят черный лак, а внутри покрывают красной эмалью. Чтобы поверхность стала идеально гладкой, на форму наносят несколько слоев лака 4С и просушивают в печи, после нанесения каждого слоя лака.
Когда формы шкатулок готовы их передают в работу художникам. С древних времен художники Палеха использовали темперные краски, разведенные с яичной эмульсией. Для приготовления красок художник берет яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладет желток обратно в скорлупу и смешивает с водой, добавляя несколько капель уксуса. Все это аккуратно перемешивается, а затем, тщательно растирается с сухой темперой.
Затем художник берет форму шкатулки и обрабатывает поверхность порошком пемзы, чтобы легче наносились краски.
Перед нанесением рисунка, художник разрабатывает сюжет на бумаге и уже затем, переносит рисунок на кальку или другую прозрачную бумагу. Эту заготовку кладут на поверхность шкатулки и обводят специальным приспособлением с тупой иглой, чтобы основные черты незаметно остались на поверхности шкатулки. По этому эскизу будет наноситься рисунок.
Затем художник прорисовывает основные контуры белилами, там, где предполагаются более светлые цвета – белил наносят больше. Вообще белила так же играют роль своеобразной грунтовки поверхности.
После того, как белила нанесены, художник расписывает шкатулку приготовленными темперными красками.
Затем наносится узор из твореного золота. Твореное золото делается из тонкого листа, растертого с гуммиарабиком. Здесь деликатность работы состоит в том, чтобы не добавить гуммиарабика слишком много, тогда золото будет очень густым и его сложно будет нанести тонкой кисточкой. Если же гуммиарабика добавить мало, то тогда золото будет жидким и может растечься по поверхности. Художники Холуя, обычно сначала выполняют сложный узор по краям шкатулки, а затем уже вписывают в него основной рисунок.
После того как шкатулка расписана, ее полируют, сушат в специальном шкафу. После этого, чтобы лак приобрел зеркальный блеск, шкатулки обычно полируют пастой Гойя.
[показать]
Лаковую миниатюру вполне можно изготовить в домашних условиях.
Речь в данном случае не идет о настоящей лаковой росписи, о лаковой миниатюре в классическом понятии.
Художественную роспись можно заменить цветной репродукцией или открыткой, которые наклеиваются на шкатулку, декоративную тарелку, поднос, брошку и т. д., поверхность которых потом лакируется.
Главное — овладеть техникой лакирования, что вовсе не так уж и сложно. Внешне такая работа почти не отличается от настоящей лаковой росписи.
Для выполнения работы понадобятся следующие материалы и инструменты: кисти, клей, лак, растворители, наждачная бумага. А также иллюстрация, которая будет наклеиваться.
Важно помнить, что рисунок на ней должен быть односторонним, его оборотная сторона должна оставаться чистой. Иначе при наклеивании и нанесении лака изображение с обратной стороны может проступить на лицевую сторону, и работа испортится.
Иллюстрацию можно наклеивать целиком или составить изображение из отдельных фрагментов. Фон основания может быть любого цвета. Но если картинка составляется из отдельных частей или по размеру меньше основания, то лучше, если фон будет черный.
Наклеивать картинку можно на основу из любого материала: дерева, металла, керамики, пластмассы или
папье-маше.
Для этого используют клеи БФ:2, Н-88 или ПВА. Именно эти клеи не взаимодействуют с большинством мебельных лаков и не растворяются в них.
Если использовать другой клей, бумага может отклеиться, на ней могут образоваться пузыри, может измениться окраска рисунка.
Прежде чем наклеивать иллюстрацию, тонируют фон основания. Это можно сделать цветным цапонлаком или обычным целлулоидным лаком.
Цапонлак можно использовать различных цветов: черный (№955), красный (№956), зеленый (№959), фиолетовый (№963), синий (№964).
Вместо цапонлака можно использовать спиртовой лак с растворенным в нем красителем. Цвет лака выбирают в зависимости от того, на каком фоне картинка эффектнее выглядит.
Если для лаковой миниатюры используют деревянное основание, его нужно предварительно пропитать олифой. Это не только сэкономит лак, но и даст более равномерное покрытие.
Следующим важным этапом работы является наклеивание иллюстрации. Наклеивать ее нужно так, чтобы между основанием и бумагой не образовалась воздушная прослойка, а иллюстрация полностью прилегала к поверхности.
Если основание выпуклое или вогнутое, картинку нужно предварительно смочить водой, плотно прижать к поверхности и в таком состоянии высушить.
Если основание и картинка приблизительно одного размера, то впоследствии достаточно будет закрасить и залакировать торцы будущего изделия так, чтобы не были заметны края наклеенной иллюстрации.
Если картинка меньше основания, то потребуется лакировка в несколько слоев, чтобы скрыть уступ между бумагой и основанием изделия.
Когда картинка будет приклеена к основанию и хорошо просушена, заготовку кладут на горизонтальную поверхность и приступают к заливке лаком.
Для этого применяют нитроцеллюлозные мебельные лаки НЦ-222 или НЦ-228.
Изделие располагают на деревянной подставке, немного меньшей его основания, чтобы изделие не приклеилось к столу стекающим лаком.
Первый слой лака наносят мягкой кистью легкими и быстрыми мазками. Чтобы лаковый слой получился очень тонким и высох быстро, не успев изменить цвета иллюстрации, на кисть следует набирать как можно меньше лака.
Чтобы не повредить красочный слой иллюстрации, нельзя проводить кистью несколько раз по одному и тому же месту. Если удается нанести первый слой лака ровно, и он хорошо просохнет, не изменив цвета иллюстрации, можно не опасаться, что при нанесении последующих слоев лака изображение расплывется или поменяет окраску.
Следует учесть еще одну особенность техники лакирования
Если работать даже очень мягкой кистью, на поверхности изделия все равно образуются мельчайшие пузырьки воздуха. Поэтому чтобы лакированная поверхность была абсолютно ровной и зеркальной, ее лакируют не кистью, а заливают лаком.
Делают это следующим образом: на центр изделия наливают небольшое количество лака, а затем мягкой кистью разгоняют его по краям.
Разравнивая лак, необходимо следить, чтобы толщина слоя была не меньше 1—1,5 мм по всей поверхности. Для этого понемногу в центр изображения добавляют новые порции лака. Мебельный лак густеет и высыхает довольно быстро.
Образовавшиеся потеки можно зачистить мелкой наждачной бумагой и залить следующим слоем лака.
Обычно толстый слой лака застывает и высыхает, образовывая ровную глянцевую пленку. Но если нужно добиться зеркальной поверхности, то через 3—4 дня после полного отвердения лака изделие можно отполировать пастой ГОЙ №290 (светло-зеленого цвета).
Для полировки можно также использовать зубную пасту, в состав которой входит диоксид кремния.
[показать]
Если вы хотите стилизовать лаковую миниатюру «под старину», то верхние слои заливают не бесцветным лаком, а используют лак с коричневатым оттенком.
Для этого в нитролак добавляют немного асфальтобитумного черного лака.
При этом можно добиться разных оттенков — от светло-коричневого до темно-коричневого.
Можно получить интересное покрытие, если вначале изображение залить светлым лаком, дать ему хорошо просохнуть, а затем кистью нанести на него ровный тонкий слой черного асфальтобитумного или темно-коричневого мебельного лака. Лак должен немного загустеть (при прикосновении пальцем должен оставаться довольно отчетливый след, но лак уже не должен липнуть).
Затем в центр изображения наливают светлый лак и, размывая им черный, разгоняют его к краям мягкой кистью. Делать это надо быстро, частыми мазками кисти, подливая новые порции светлого лака. Плавность перехода от светлого тона к темному, будет зависеть от того, насколько часто кисть протирается от черного лака. Каждый последующий мазок нужно начинать с уже осветленной части.
В результате можно получить миниатюру с изображением, как бы светящимся изнутри.
далее тут
http://www.mastera-forum.ru/viewtopic.php?f=6&t=107
Серия сообщений "Рисуем сами":http://ahnenerbe-prim.narod.ru/Часть 1 - Шенкурская роспись. Элементы орнамента
Часть 2 - Рисуем человека
...
Часть 13 - Мехенди дома-мастер класс
Часть 14 - Лаковые миниатюры . Жиряков Алексей
Часть 15 - Изготовление лаковой миниатюры самостоятельно
Часть 16 - Можете ли Вы рисовать глаза?
Часть 17 - СУПЕР!!! Рецепт холодного фарфора!!Он идеален!!
...
Часть 32 - История писанки Ч.2 (Древний обряд + техники росписи)
Часть 33 - Звезда Алатырь
Часть 34 - ЛЕЛЬНИК, оберег для малышей и девочек от 3-х лет и до возраста невесты