• Авторизация


Живопись Николая Фешина поражает своей «русскостью» 28-11-2013 00:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Натали_Пушкина Оригинальное сообщение

Живопись Николая Фешина поражает своей «русскостью»

Имя художника Николая Ивановича Фешина не слишком известно в сегодняшней России, но в начале прошлого века он был знаменит. Этот выходец из Казани претендовал на звание нового Малявина и был одним из самых любимых художников российской богемы.

[показать]
Женщина с сигаретой (1917)

Талантливый русский живописец, портретист. Писал жанровые картины. Занимал значительное место в русской портретной живописи 1910-х гг. Работал в традиции русского психологического портрета.

Его картины пользовались огромным спросом не только в России, но и за рубежом. «Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского», были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н.И.Фешиным.

[показать]
Золотые волосы (1914)

Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е.Репина. Восприняв от учителя его позднюю манеру широкого свободного мазка, основанную на подлинном владении рисунком, Фешин обнаружил самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры.

[показать]
Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд) (1917)

О своем ученике Илья Репин высказывался прямо: «Лучший в России живописец». Окончивший Петербургскую академию художеств в 1909 году Николай Иванович Фешин находился тогда в начале своей карьеры и двигался от передвижнического реализма к авангарду: широкие мазки и мгновенно схваченная композиция. Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: «Портрет неизвестной» (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене; конкурсная программа «Капустница» (1909) принесла ему звание художника.

[показать]
Портрет Изабель (1923-1927)

Начиная с 1909 г. Фешин — постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург); в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

[показать]
Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)

После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину «Бойня» (1919). В 1923 году он эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке, однако заболел там туберкулезом, и врачи порекомендовали ему перебраться в места с более сухим климатом.

[показать]
Портрет балерины В.П.Фокиной (1925)

Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. И тогда Мэйбл Додж Люхан - основательница знаменитой колонии Таоса, покровительница искусств, журналист и состоятельная дама, пригласила Фешиных провести лето в Таосе, в Нью-Мехико. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма.

[показать]
Женщина с зеркалом (1915)

Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде; привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру.

По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой, исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». («Николай Фешин и Таос. Новые материалы». Сб. «Зарубежная Россия 1917-1945»).

[показать]
Русская девушка (Портрет Ариадны Микешиной) (1923—1926)

В Таосе одним из самых интересных мест является Пуэбло, городок, построенный индейцами в шестнадцатом веке. В нем художник находит героев новых полотен. Русский живописец настолько пришелся по душе индейцам, что ему даже позволяли быть очевидцем некоторых религиозных церемоний, в течение столетий строго охраняемых от чужых глаз. Считается, что фешинские рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей духа земли».

[показать]
Миссис Фешина с дочерью (1922)

В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада. Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета». Стены в таких зданиях обычно достигают семидесяти сантиметров в толщину, что делает дома защищенными от очень высоких дневных температур. Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет. В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. Многие из дверей имеют кожаные фрагменты.

[показать]
Портрет Ии (1923)

Собственный дом художника – самостоятельная тема в русском и европейском искусстве конца XIX – первой трети XX века. Вспомним дом Виктора Васнецова в Москве, Поленова на Оке… Знамениты и международные примеры - усадьба Клода Моне в Живерни, Огюста Ренуара в Ле Коллетт, Поля Сезанна в О-э-Прованс, дом Сальвадора Дали в Фигеросе. В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» - белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Вторая половина XIX – первая половина XX века»).

Все это украшено резьбой с элементами казанской геральдики – змея Зилана, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева. Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. В тоже время «облик дома предлагает нам совершенно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». С 2002 года в доме художника в Таосе расположился Таосский музей искусств, и теперь экспонируется коллекция живописи местной колонии художников начала XX века.

[показать]
Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)

В 1933 году, после развода с женой Александрой (совершенного по ее инициативе из-за увлечения местным поэтом и издателем Спадом Джонсоном) художник и их дочь Ия (которая предпочла быть с отцом) проводят зиму в Нью-Йорке. Затем переезжают в Лос-Анджелес, где в течение последующих двадцати лет художник экспонировался на выставках Stendahl Galleries. В конце 1930-х путешествует по Мексике, побывал в Японии и на Яве, что нашло отражение в его позднем творчестве. При этом всю оставшуюся жизнь Фешин обращался к таосским мотивам.

[показать]
Миссис Крэг (1923)

Художник умер во сне 5 октября 1955 года. По словам дочери, взявшей на себя хлопоты по сохранению его наследия, Николай Иванович Фешин всегда помнил о Родине и всегда подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России. В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). На родине художника с уважением и большим интересом отнеслись к его творческому наследию: в Музее изобразительных искусств Татарии в Казани открыта постоянная экспозиция.

[показать]
Портрет дочери Ии (1917)

О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ. На сайтах интеллектуальных центров – библиотек Казани содержится развернутая и полезная информация о талантливом земляке; в рамках школьного предмета «мировая художественная культура» проводятся занятия по теме «Фешин – художник двух континентов». Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США. В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г.П.), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника.

[показать]
Портрет Ии (1923—1926

В США Николая Ивановича Фешина называли «русским американцем». «Русские американцы» - художники, среди которых, выдающийся русский портретист Михаил Вербов, завоевавшие широкое признание Николай Черкасс, братья Лазухины, Владимир Шаталов, Владимир Одиноков, представительница младшего поколения - Елена Золотницкая, неизменно подчеркивали свое восхищение личностью и творчеством художника.

[показать]
Портрет Вари Адоратской (1914)

На Родине о жизни и творчестве американского художника с русскими корнями и великой русской школой узнали только в последние два десятилетия. Возможно, поэтому, подводя итоги жизненного пути, Николай Иванович с грустью признавался в своем одиночестве. «Я часто думаю о прожитом, – писал он, – и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».

[показать]
Девочка с острова Бали (После 1938)

Его картины экспонируются в крупнейших музеях мира и в престижных частных коллекциях. Работы именитого мастера высоко ценились в разные годы минувшего столетия. Сегодня на аукционах стоимость отдельных картин зашкаливает за миллионы американских долларов.
Так, в прошлом году на аукционе МaсDougall’s полотно «Маленький ковбой» было продано за 10,8 млн долларов.

[показать]
Храмовая танцовщица (1938)

Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».

[показать]
Таосита (1927—1933)

Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Там же, в Казани, окончил художественную школу. Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Знание первоклассных образцов классического искусства, высочайший уровень натурного рисунка, мастерское владение всей палитрой художественных средств заложены в нем именно в то время.

[показать]
Мануэлита с качиной — ритуальной игрушкой (1927—1933)

В автобиографии художник вспоминает особое отношение наставника Ильи Репина: «Ко мне он относился более тепло, чем к другим студентам, ценя точность моих работ. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой». Переняв от знаменитого учителя манеру широкого свободного мазка, художник развивает самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры. «Цель мастера живописца, - отмечает Фешин, - заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их… Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим, ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Художник много работает над созданием своей особой манеры письма. Традиционные приемы кистью и мастихином сочетаются с соединением красочных мазков и старательным их втиранием пальцами рук в холстовый грунт. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.

[показать]
Альбидиа (1928)

Глубокое понимания полифонического мастерства и сути творчества Николая Фешина великолепно демонстрирует американский исследователь Мэри Нельсон Балкомб, подчеркнув в статье журнала «Наше наследие»: «Фешин утверждал нечто общее в подходах к живописи между русскими иконописцами, импрессионистами и художниками – абстракционистами и использовал их подходы в своем творчестве…».

[показать]
Обливание (1914)

[показать]
Капустница (1909

[показать]
Маки (1934—1955)

[показать]
Лилии с раковиной (1934-1955)

[показать]
Натюрморт с подсолнухами (1934—1955)

картины

источник
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Живопись Николая Фешина поражает своей «русскостью» | Наталия_Александровна - Дневник Наталия_Александровна | Лента друзей Наталия_Александровна / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»