[200x271]Комментарии, спойлеры, наблюдения, сравнения - все включено. Ибо хочется скорее обсудить прочитанное, чем аннотировать =0)
Это мое не первое знакомство с автором. Первое состоялось в мультике "Коралина в стране кошмаров", потрясшем меня до глубины души своей сюррностью, психоделикой, литературной грамостностью (мульт действительно "читался" как хороший текст) и другими приятными и удивительными вещами. Но тогда я еще не знала, что мульт снят по повести Геймана "Коралина".
А собственно Гейман начался с "Океана". Возможно, лучшей рекламой этой книги будет сказать так: прочитав первую "ознакомительную" главу в инете, которая заканчивалась на встрече героев со шкуроволком - тут же побежала в магазин за книгой. Поняла: шкуроволк - это ого-го! Книга, где живут шкуроволки - без дураков обещает быть не просто фэнтезийной, но хорошо мифически продуманной!
Так в итоге и оказалось =0)
Хотя, сразу оговорюсь, что именно "хорошо" продуманной - не отлично, не отменно, но хорошо. Ибо особой глубины у Геймана таки нет, есть заплывы на глубину, но толкиеновской или даже лавкрафтовской впадины на 11 с лишним километров - нет. Но об этом потом.
Содержание тянет на хорошую такую повесть, таки не роман - героев немного (меньше десятка), сюжетная линия одна, все действие вертится вокруг одного-единственного события - встречи ГГ с потусторонним монстром и последующим забарыванием его, причем забарывал монстра на сам ГГ, а его подружка.
Сюжет кольцевой - начинается с приезда ГГ на места былой славы и заканчивается там же, вся мякотка - в воспоминаниях ГГ о главном событии в его жизни - встречи с главной героиней и с монстром и победе над последним.
Язык автора - простой и изящный, лаконичный, острый, точный, с пространными метафорами-сравнениями того типа, который до совершенства довел О.Генри, если вы понимаете о чем я. И благодаря вот этим развернутым метафорам, апеллирующим к нашему детскому опыту, все описываемое - предметы, люди, чувства, ощущения, человеческие отношения - такое выпуклое, образное, вещественное и в реальности существующее. И оттого все фэнтезийные замуты на фоне этой книгожизни - особенно и пугающе реальны. Переплетение реального и фантастического настолько хорошо сработано и настолько плотно завязано на детской наивности и вере в чудесное главного героя-повествователя, что остается только снять шляпу перед автором - очень, очень органично все у него получается. Живой, дышащий текст!
Кульминация отмеряна как в аптеке и выдержана до конца - когда ГГ удирает сквозь ночь, ливень и туман от жуткого чудовища, играющего с ним как кошка с мышкой - когда читаешь об этом, хочется выть и плакать и грызть зубами книгу, ей-богу! Триллер достойный Стивена Кинга!
Отличная концовка, в меру трагичная (без трагедии повесть превратилась бы в слащавую сказочку), в меру справедливая (повесть-то детская, мораль должна быть, и она здесь есть), в меру щадящая (обошлось без хардкора).
Минусы:
1) Недостаточная глубина - фэнтази-часть очаровательна, но слегка картонна, не хватает глубины и продуманности. Например, настойчивый мотив холста-ткани-дерюги, который сопровождает монстра, так и повис в воздухе.. почему именно ткань? Литературно необоснованно как-то. Оно понятно, что автор - судя по всему - хотел так подчеркнуть пустоту и ненастоящесть монстра, противопоставить осязаемости, плоти и крови героев, только игры на контрастах и противопоставлениях как-то не вышло, не чувствуется. Все настойчивые упоминания и сравнения с кусками холста/ткани - повисают в воздухе. Что за существо подруга ГГ и ее семья, и - самое главное - какое отношение имеет Древний Край к нашему миру? Сначала была уверена, что речь идет о древних обитателях Англии - эльфах и прочих сильфах, но оказалось, что текст выплескивается за рамки конкретной мифологии и отсылает к множественности миров, теории "яйца и розы" (мир появился как яйцо и от сердцевины отслаиваются все новые миры слой за слоем как лепестки у распускающейся розы). Все как-то расплывчато, будто автор сам не знает, откуда у его фантазий ноги-руки растут.
2) Некоторая картонность и черно-белость второстепенных персонажей. Например, сестра младшая героя - чистое исчадие ада, испорченное до мозга костей существо, которое стоило бы сжечь на костре. О родителях ГГ говорит так, будто никогда о них не задумывался, т.е. повествование-то в конечном итоге исходит от взрослого человека - а описывается все в терминах/понятиях/ощущениях ребенка. Т.е. рассказчик должен был бы за это время уже проанализировать и оценить родителей, их отношения и поступки с точки зрения взрослого, посмотреть на них если не сверху вниз, то хоть с расстояния прожитых лет и опыта, но основная часть текста демонстрирует точку зрения и масштаб ребенка, его взгляд - снизу вверх и сильно вблизи. Назвала бы это странным нарративом.
3) Кривоватая "мораль" - ГГ в итоге взрослости так и не приобрел, он не стал храбрее, не стал открытее людям, не научился строить отношения с миром и людьми, он вообще, кажется, не сделал выводов, он ни к чему не пришел - он так и застрял в детстве, и самым главным событием в его жизни так и остался тот побежденный монстр. Он снова и снова возвращается к тому месту, с которого началось, и снова и снова забывает, что он уже здесь был. Как слепая лошадь на крупорушке. Наверное, это часть замысла автора - показать, как может быть искривлена и порушена детская душа?
Итого: отличная фэнтезийная повесть, легкоусвояемая, но весьма питательная =0)