Это цитата сообщения
Ольга-В Оригинальное сообщениеМастер-класс «Доска для записей Путешественника»
Автор Людмила Лунц
[700x494]
[574x700]
[700x423]
[568x57]
Обзор материалов для мастер – класса.
• заготовки из фанеры: у меня это совмещение мольберта и окна в варианте фоторамки, зеркала либо доски для записей.
• грунт акриловый белый;
• грунт акриловый чёрный;
• затирка для трещин в кафельной плитке, или цемент, или шпатлевка;
• лак (клей) декупажный (для твёрдых поверхностей);
• лак акриловый полуматовый;
• паста акриловая рельефная тонкая;
• салфетки для декупажа;
• кисти плоские: щетина, синтетика; кисти круглые: колонок; кисть плоская из поролона, 50 мм;
• краска акриловая : Прованская Лаванда, Оливковый, Ежевичная;
• краска акриловая : Чёрная Железоокисная, Серый Тёплый, Марс Оранжевый, Кобальт Синий, Бирюзовая, Кобальт Зелёный Тёмный, Оксид Хрома, Жёлтый средний, Цирелиум, Неаполитанская жёлтая, Ультрамарин, Марс Коричневый Тёмный;
• морилка на водной основе «Эбеновое дерево»;
• накладной медальон;
• мелкие камешки речные или морские, обломки ракушек;
• трафарет «Кирпич»
• расходные материалы: вода, ёмкости для смешивания красок+палочки от мороженного либо другие инструменты для перемешивания красок; металлическая губка для посуды, губка поролоновая для посуды, маникюрные ножницы (для вырезания мелких элементов из салфетки для декупажа); декоративные гвоздики, мелкие, длина не более 1,2 см; фен для создания трещин кракелюра; спички; пластиковая карта для нанесения на трафарет рельефной пасты; файлик для переноски элементов декупажа на основу, цветные мелки;
[700x423]
1. Грунтуем заготовку из фанеры белым акрилом.
Свою необычную заготовку из фанеры я шкурить не стала, меня всё устраивало и тем более не терпелось приступить к делу :)
Перед тем, как превратить заготовку в доску для записей и рисования, я загрунтовала её белым акрилом со всех сторон, чтобы сохранить дерево от сырости, влаги и продлить срок его использования.
Грунт можно наносить в один слой или в три слоя, с промежуточной просушкой изделия. Так как грунт «ТАИР» достаточно густой, можно обойтись одним слоем. Но обычно я разбавляю грунт водой примерно 5:2, чтобы легко работать кистью, водя ею по дереву в одном направлении, широким движением покрывая выбранную область.
И мне нравится, когда слои ложатся тонко, полупрозрачно. Таким образом создаётся эффект лессировки, который я люблю в классической живописи.
2. Готовим смесь для грифельной доски.
Увлечённо просматривая мастер-классы и работы мастериц декупажного искусства, нашла рецепт для грифельной доски: «Грифельные поверхности в декоре и интерьере. Как сделать грифельную краску».
Этот рецепт я и применила для своей задумки. Итак, готовим грифельную краску, чтобы после перенести её на заготовку.
[700x423]
2. Готовим смесь для грифельной доски.
Чтобы сделать краску для грифельной доски своими руками нам понадобятся следующие материалы:
• акриловая краска Чёрный (3 столовые ложки без горки);
• акриловый матовый лак (1 столовая ложка);
• затирка для трещин в кафельной плитке, или цемент, или шпатлевка (1 столовая ложка без горки).
• вода (1 столовая ложка), ёмкость для смешивания краски и инструменты для перемешивания и дальнейшего нанесения грифельной краски.
[700x423]
Мы будем делать делать краску примерно в количестве 50 мл. Но вы всегда можете изменить процентное содержание составляющих, чтобы замешать краску в другом количестве, например, использовать не столовые, а чайные ложки.
Кладем в ёмкость столовую ложку порошка для затирки.
Добавляем три столовых ложки чёрной краски.
Теперь добавляем одну ложку матового акрилового лака для большей пластичности.
И одну ложку воды. Это вода, просто мы налили её в ту же ложку, где до этого был лак :)
Тщательно перемешиваем. Это очень важный шаг! Чтобы в краске не попадались комочки слипшегося порошка, нужно очень хорошо перемешать состав!
А дальше наносим краску. Для равномерного нанесения обмакиваем кисть в воду. И не нужно выкладывать краску толстым слоем — лучше покрыть изделие несколькими тонкими слоями с просушкой каждого.
Получившаяся грифельная краска хорошо ложится на любую загрунтованную поверхность.
[700x423]
3. Нанесение грифельного грунта на лицевую часть заготовки.
Когда грифельный грунт готов, широкой поролоновой кистью наносим его на лицевую/ центральную часть заготовки. На боковой бортик, я также наношу грунт, но уже плоской кистью: щетина №3.
[700x423]
[700x423]
4. Создаём «эффект дерева».
Снова грунтую белым акрилом заготовку, чтобы скрыть дефекты, промахи и ляпы, допущенные при грунтовании грифельной краской.
Когда заготовка из фанеры просушена, создаём на ней с применением цвета и плоской широкой щетины либо синтетической кистью, либо поролоновой кистью «эффект дерева», который в дальнейшем будет служить в некоторых местах изделия то землёй, то стеной. Происходит создание «эффекта дерева» в три этапа и разными оттенками красок одной цветовой гаммы.
Этап №1: Базовый колорит для кистевого приёма «эффект дерева»
Цветовая гамма:
акриловые краски Чёрный железноокисный + серый тёплый + марс оранжевый + грунт акриловый белый + вода.
Смешиваем цвета в стеклянной ёмкости при помощи палочек от мороженного, разбавляем водой в пропорции 5:2. Создаём «эффект дерева» сухой кистью, предварительно обмакнув её в краске, а затем уверенно и стремительно переносим на основу, повторяя рисунок дерева. Пробелы, они же неокрашенные части и создают в своей основе «эффект дерева».
[700x423]
Этап №2: Усложняем колорит «эффект дерева» лессировочным вторым слоем.
Цветовая гамма:
Серая тёплая + первая база в пропорции 5:1
К базе №2 добавляем воду в пропорции 5:3, чтобы было достаточно жидко для техники «лессировка».
Второй лессировочный слой позволит не просто усложнить рисунок дерева, передать неповторимое богатство и красоту, вибрацию и игру цвета, но и приглушит базовую основу, которая создаёт сейчас сильную рябь. При этом базовый рисунок не скроется под вторым слоем, а проступит вновь, словно через мутное зеркало.
Чтобы не выпасть из общего колорита, задуманного для воплощения идеи, не забывайте время от времени прикладывать декупажные салфетки к смешиваемым краскам в стеклянной ёмкости для сравнения и оценки. Так вы избежите лишнего расхода краски и не ошибётесь с цветом, что придаст уверенность руке и вашим действиям.
[700x423]
Используйте для второго этапа плоскую кисть щетина №22. Краска переносится кистью на базовый цвет без пробелов, как если бы вы грунтовали изделие сильно разбавленным акрилом!
Лессируя лицевую часть заготовки, не забываем и про его заднюю сторону. Цветом №2 грунтуем кистью или губкой спинку изделия в один-два слоя.
[700x423]
Этап №3: Создаём глубокий «эффект дерева» при помощи металлической губки.
Предварительно просушив изделие, приступаем к третьему этапу над созданием «эффекта дерева». Отложите краски и кисти, возьмите в руки металлическую губку. Теперь со значительным силовым усилием трите в одном-двух направлениях губкой по поверхности изделия, не сильно изменяя угол движения руки. Процарапывая штрихи металлической губкой, вы непременно отметите, насколько эффектно смотрится данный приём и как удачно он работает в некоторых идеях.
[700x423]
5. Эскиз неба.
Теперь на лицевой стороне изделия кистью намечаем небо. Используем плоскую малярную кисть щетина №30 и мелкую художественную кисть щетина №4: она позволит проникать в труднодоступные места заготовки. Малярная кисть №30 имеет длинный ворс, что делает её гибкой, а значит, создавать небо ей можно непринуждённо и более живописно!
Смешиваем цвета сначала на белой керамической плитке-палитре, подбирая базовый колорит для неба. Я использовала такие цвета: ультрамарин + кобальт синий линейки «Акрил-Арт» + белый акриловый грунт.
Базовый колорит для неба мне важно было сделать такой, как на декупажной салфетке с маяком и велосипедом, чтобы оно не выпадало из гармонического строя элементов, ведь на них также отражён свет неба!
Я делаю рисунок направления движения облаков по диагонали, чтобы разбить статику из вертикальных линий — маяков и горизонтальных, которую образуют камни. Так появляется необходимый ритм, придающий ощущение движения всей композиции.
[700x423]
6. Декупаж.
Следующий этап в работе над изделием относится к декупажу. Начнём с того, что маникюрными ножничками осторожно и аккуратно вырежем с салфетки по силуэту все необходимые в композиции предметы. У меня это: маяк, велосипед, птицы, камни, текст в рамочке.
Вырезая элементы, тут же компонуем их, создавая центр композиции.
[700x423]
Остаётся перенести картинку на основу известным способом: выкладываем вырезной элемент, предварительно отделив от него ненужные салфеточные слои без рисунка, на файлик лицевой стороной к полиэтилену, изнанкой к нам. На изнаночную сторону плоской синтетической кистью плавно и осторожно наносим клей-лак, последовательно промокая все её части.
Теперь бережно прислоняем файлик с картинкой к деревянной основе и пальчиком «массируем» изображение в разных направлениях, разгоняя воздух и пузырьки. Убедившись, что вырезной элемент схватился с основой, аккуратно и медленно поднимаем файлик, подтягивая его за уголок движением вверх от себя.
То же самое проделываем с другими частями всей композиции. Наклеивая салфетку, я увлеклась и допустила ошибку: поклеила птиц на ту часть изделия, где ещё предполагалось работать над небом. Соскабливать не имело смысла, я просто оставила всё как есть и перешла к следующему этапу работы над заготовкой, благо птички у меня ещё оставались.
Делаем декупаж на две стороны изделия.
[700x423]
Что касается задней стороны, там, где велосипед, у меня возникли серьёзные трудности: вырезать спицы и колёса было безнадёжным делом, поскольку от влаги, при нанесении клея и дальнейшем переносе с файлика на заготовку, вся салфетка растягивается вдвое и к тому же раскисает. Данное обстоятельство создаёт не просто проблему, но огромный риск перенести элемент криво, внахлёст, с заломами, разрывами или вообще картинка порвётся так, что создаст неряшливый вид изображению.
Если вы поняли, что вышло так, как я описала, и не знаете, как исправить ситуацию, то мой совет таков: возьмите в руки влажную губку и просто смойте без колебаний, пока салфетка не подсохла, иначе придётся скоблить ножом, что не улучшит положения, а только создаст ряд новых проблем.
Поэтому, имея подобный плачевный опыт, я переносила велосипед более монолитной формой, не работая ножничками строго по силуэту картинки. Далее я просто скрою деревянный забор под небесной краской, где-то аккуратно дорисую мелкие детали, виртуозно скрою ляпы и незначительные дефекты.
[700x423]
Когда закончена работа с переносом изображений на основу, сушим изделие.
Далее я грунтую поверх базы №2 краску из базы №1, не применяя приёма сухой кисти и не имитируя «эффекта дерева».
После просушки слоёв, снова беру металлическую губку и шкрябаю ею по краске, пока через царапины не проступит основа из фанеры. Штрихи, как вы поняли, нужно делать глубокие, поэтому работаем с применением силы, однако, царапина не должна становиться уродливой бороздой, а только деликатно открыть все слои.
Если сомневаетесь в своих силах, попробуйте, для начала, данный приём на ровной доске, которую всегда желательно иметь под рукой в качестве черновика. Процарапывание металлической губкой по краске — мой любимый способ, для создания естественной старины, приближающий художественную задумку к стилю «шебби-шик».
[574x700]
7. Рисуем траву и дорисовываем камни.
К организации гармоничной композиции на изделии относится дорисовка его недостающих элементов. У меня это трава у маяка и у велосипеда, а так же камни.
Цвета для травы: Бирюзовый + Кобальт Зелёный тёмный + Оксид хрома + Марс Оранжевый + Жёлтый Средний.
Кончиком колонковой кисти №3 на белой керамической плитке-палитре пробуем цвет.
[700x423]
Далее, когда по ощущениям я поняла, что цвет удачный от смешения и сочетания каких-то из перечисленных выше красок, я рисую траву на лицевой и задней сторонах заготовки. Создаём из травы перекрёстный ритм, чтобы у зрителя складывалось визуальное ощущение «природного беспорядка» и лёгкого ветерка, который колышет высокие травы. Как видно из результата, деревянный забор, к которому был прислонён велосипед, ушёл под слой неба и травы.
При декупаже камней у маяка проявился характерный для салфеток эффект просвечивания, когда при наложении элементов, один виден сквозь другой. Меня данное обстоятельство не устраивает. Потому я деликатно маскирую место нахлёста, образованный камнями, акрилом. Цвет для камня подбираю на палитре, смешением красок: серая тёплая + марс оранжевый + кобальт синий. Точечным приёмом проработала камни, чтобы убрать навязчивое зрительное цепляние к предмету спора.
[574x700]
8. Создаём кракелюр на бортиках заготовки.
Цвета для окрашивания бортика: Кобальт синий + Ежевичная + морилка «Эбеновое дерево» + Оливковый + Марс оранжевый.
Наносим спонжем краску из чашки на все бортики заготовки.
Когда разобрались с кракелюром, самое время откорректировать бортик задней части изделия, окрасив его в тот же цвет, что все кракелюрные борта заготовки.
[700x423]
9. Прорабатываем небо, усложняем цвет, выявляем объём.
Пожалуй, самый важный и ответственный момент в данном мастер-классе отводится небу. Именно оно создаёт настроение и является значительной частью, украшающей всю заготовку, как и отражающей идею моей задумки. После того как несколько ранее был сделан эскиз неба, настал момент его детальной проработки.
1 Этап: краской Прованская Лаванда + белым акриловый грунтом заполняем лицевую часть заготовки, сохраняя диагональное направление движения неба: охватываем ставни, выводя маяк на уровень выше горизонта, так, словно мы смотрим на него снизу вверх.
У зрителя должно появиться мгновенное ощущение, что маяк возвышается над ним, будто располагается на пригорке, открытой площадке, ведь оттуда он должен быть виден далеко на много миль и с моря. Краску не стоит наносить плотным слоем, старайтесь работать тонкими мазками, словно лессировками, слой за слоем усложняя структуру облаков, выявляя объём.
[700x423]
2 Этап:
краски Кобальт Синий + Прованская Лаванда + Оливковая + Грунт Акриловый Белый.
Когда я прорабатывала небо, то втирала краску щетиновой кистью №9 с удлинённым ворсом, так естественнее происходит колеровка, сливание с предыдущим слоем, пока он сырой. Акрил сохнет быстро, потому работать над небом надо весьма активно, однако, не усердствуя с толщиной мазка, чтобы из краски не получался сильно выраженный рельеф. Иначе он начнёт «спорить» с центром композиции - маяками, а моей задачей было через небо рассказать о месте.
[574x700]
3 Этап: Усилить тёмные участки неба можно цветом, который получается при смешении на палитре красок Ультрамарин + Прованская Лаванда + Серая. Кистью щетина №5 с коротким ворсом или пальцем, точечными движениями наносим краску в место, где нужно усилить глубину и падающие тени от соседних облаков.
Если предыдущий слой уже не пластичен, то есть подсох , тогда подушечками пальцев растираем краску в теневом участке неба. Это позволит смягчить контраст, убрать резкий переход, который может проявляться в мазковой технике кистью, но почти никогда в технике растушёвки: работы пальцами или ребром ладони.
[700x423]
4 Этап: Теперь настало время проработать светлые участки неба.
Здесь используем цвета: неаполитанскую жёлтую + оливковую + грунт акриловый белый. Техника проработки светлых участков неба нужно совершать кистью щетина плоская № 5 с коротким ворсом, держа её строго вертикально по отношению к горизонтально расположенной заготовке, быстрыми ритмичными движениями руки вверх-вниз, нанося колер на светлые участки неба.
Кисть не нужно прижимать всем ворсом к дереву, а словно легонько пошлёпывать, не растирая и не подражая мазку! То есть так, как если бы вы писали точками (пуантилизм), только не одной кистью, а держа сразу десяток мелких кисточек в своей руке.
[700x423]
5 Этап: И заключительный аккорд в проработке неба — это самые светлые участки неба, то есть блики.
[574x700]
10. Накладной медальон: объёмный декоративный элемент / для украшения изделия.
В качестве декорирования «Доски для записей» я решила добавить объёмных элементов. Своё внимание остановила на небольшом медальоне овальной формы. Заготовку из фанеры нужно будет сделать в цвет, как на нижней части композиции, которая отводится земле.
Краски: грунт акриловый белый + оливковая + марс коричневый. Смешиваю три компонента краски в пропорции: 5:3:1. Должен получиться мягкий тёплый оттенок, достаточно светлый, почти по тону как сама заготовка! Далее щетиновой кистью №2 наношу полученный колер на медальон.
[574x700]
К этому цвету добавляем на кончике кисти краску «Марс Коричневый» , смешиваем на палитре, замечаем, что цвет стал плотнее. Теперь вспоминаем приём «сухая кисть» и создаём «эффект дерева» на медальоне. Ещё я решила добавить холодный оттенок и поэтому включила в канву «эффекта дерева» акриловую краску «Серая». Когда кисть сухая и коллер не жидкий, а примерно густотой, как 15% сметана, приём «эффект дерева» получается выразительно.
[574x700]
Теперь уже краской «Марс коричневый» без смешения с другими цветами имитируем древесную поверхность щетиновой кистью. Линии получаются яркими, сочными, контрасными. Так и должно быть.
[700x423]
Чтобы углубить рисунок, далее к краске «Марс Коричневый» добавляю самую малость чёрного цвета. Как слои просохли, берите в руки металлическую губку и пошкрябайте по медальону в одном направлении, ещё более усиливая древесную структуру декоративного элемента.
[700x423]
Затем переходим к декупажу. Предварительно подготавливаем салфетку с текстом, обрабатывая края спичками и огнём, то есть состаривая бумажный элемент, который будет клеиться на медальон).
Как обработаете края салфетки и бумажка уменьшится в размерах, а значит уже поместится на медальон, переходим к проклеиванию элемента.
[574x700]
Перенесли картинку на медальон, проклейте её дополнительно тем же клей-лаком, чтобы наверняка закрепить салфетку на основе.
[574x700]
И наконец, после просушки медальона, пора его прикрепить на почётное место «Доски для записей»! В медальоне по бокам уже было проделано два аккуратных отверстия под гвоздь. Просовываем в отверстие декоративные гвоздики, прислоняем медальон к заготовке и молоточком соединяем два элемента друг с другом.
[700x423]
Декорируем «Доску для записей» камешками и металлическими элементами.
Самый приятный, игровой и творческий этап в создании hand-made вещицы своими руками! Ничто так не делает ваше изделие уникальным, неповторимым, как декорирование его самыми разнообразными штучками, которые уж точно никак не повторяются дважды! Здесь объёмный элемент придаёт работе не только законченный вид, но является и сильным центром притяжения, магнитом для людей, которые лучше воспринимают мир через тактильные ощущения.
Моими декоративными элементами, украсившими «Доску для записей» стали камешки, осколки ракушек и металлические штучки. Первые я подбирала тщательно по колориту, выстраивая ритм из объёма и цвета. Вторые как дополнение, зеркалили медальон, но в другой пропорции: выступающим элементом становились гвоздики и медные колечки для них.
Камешки я собирала мелкие, плоские. Здесь смесь речных и морских, с интересным рисунком, который не выбивается по колориту из общей гаммы, а гармонично дополняет всю панораму, украшает её и придаёт уникальный вид моему творению.
[574x700]
[574x700]
Завершаем декупаж мелкими элементами композиции.
Настал черёд мелких элементов декупажа, немало организующих пространство композиции и дающих ей дополнительное движение и определённое настроение!
Итак, в ход идут чайки и зелёные листья из салфеток. Вырезаем элементы строго по силуэту маникюрным ножницами. Наносим клей-лак и переносим элементы на небо в разных его частях, соблюдая ритм и метр, необходимый для создания подвижности композиции.
[700x423]
[700x423]
[574x700]
Создаём рельеф тонкой пастой через трафарет «Кирпич».
Когда я придумывала, как интересно организовать с обеих сторон «Доску для записей», мне на выручку пришли воспоминания о мастер-классах других талантливых мастериц. И, кроме того, давно хотелось почувствовать через личную практику, как работает рельефная паста. Что ж, сейчас я это узнаю.
В стеклянной чашке намешиваем колер. Сначала выкладываем столовой ложкой рельефную пасту и к ней уже примешиваем всё перечисленные выше цвета: добавляем Марс Оранжевый, далее Оливковую, после Серую. Далее берём в руки мастихин или пластиковую карту и зачерпываем ей из чашки полученную цветную массу и переносим пасту через трафарет на заготовку, у меня это задняя сторона «Доски для записей», нижняя часть у ножек «мольберта».
[700x423]
[574x700]
Выводы: практика с пастой оказалось увлекательным занятием, однако прежде чем у меня вышел более-менее приличный кирпич, пришлось снимать раза три пасту с заготовки и счищать остатки влажной губкой.
Причины тому: тонкие перекрестья между кирпичной кладкой на трафарете. Он у меня рвался в нескольких местах, хотя я весьма аккуратно наносила картой пасту через трафарет и поэтому паста затекала, скрывая промежуток между кирпичами.
Пока я производила все манипуляции со смыванием и нанесением пасты во второй-третий разы, паста подзатвердела и уже на четвёртый раз всё случилось как надо! В моём случае, нужно было просто выждать, когда паста под воздействием воздуха станет гуще и после этого начать ею работать. Кроме того обнаружился ещё один неудобный момент в работе через трафарет: он не просто рвался в тонких местах, но и ёрзал, смещался на заготовке, поскольку места, куда наносилась паста, нельзя было назвать удобными, ведь они были узкими и требовали аккуратности в работе, чтобы не заляпать другие части изделия. Мучений было не мало, но они преодолимы, если очень захотеть.
Пастой я осталась довольна и трафаретом тоже, поскольку опыт приходит через практику.
[700x423]
Финишная стадия: покрываем всё изделие полуматовым лаком.
Что ж, вот и я у финишной прямой со своей «Доской для записей»!
Пару дней сушки после предыдущих манипуляций и можно лакировать! Беру в руки синтетическую кисть №10 и ласкающими движениями прохожу по всему «телу» моего творения, охватывая самые укромные места и уголки своим вниманием и послушной кистью, приближая момент съёмки и радуясь тому, что опыт и практика научили меня терпению и выдержке. Ведь и текст не даётся с первой буквы, но каждое слово надо продумывать для своих читателей, чтобы сделать доступным для понимания и приятным слуху, как музыкальная мелодия. Надеюсь, «песня» моя оказалась и приятной и полезной.
[700x423]
[700x394]
[574x700]
[700x423]
http://www.tairtd.ru/information/master-class/
Серия сообщений "Декупаж)) М.К.":
Часть 1 - Журнал: Оригинальные бордюры. Донна Дьюбери
Часть 2 - М.К. Футляр для вина "Домино". http:base-of-art.ru
...
Часть 37 - Мила Зверева. Баночки для кухни. Декупаж стекла и металла.
Часть 38 - М.К. Ирины Ярощук
Часть 39 - Мастер-класс «Доска для записей Путешественника»