В путь! Покажу я тебе,
Как в далеком Есино вишни цветут,
Старая шляпа моя.
Басё
Как завидна их судьба!
К северу от суетного мира
Вишни зацвели в горах.
Басё
Сакура – это японское название декоративной вишни и её цветов. Сакура является повсеместно известным символом Японии, а в самой стране распространена необычайно: её изображения встречаются в рисунках, украшающих кимоно, посуду и другие предметы быта.
В честь сакуры уже сложено великое множество песен и стихов, а в будущем будет сложено ещё столько же, если не больше.
Цветы вишни для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни: человек проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры – красиво и очень быстро – именно поэтому сакура тесно связывалась с буси и их образом жизни, а в буддизме цветущая сакура выступает в качестве символа бренной жизни и непостоянства бытия.
Это ощущение непрочности бытия имело и мифологические основания. Когда спустившемуся с высоких Небес на острова Японии богу Ниниги были предложены на выбор две дочери бога гор, он выбрал младшую сестру по имени Цветущая, а старшую, Высокую Скалу, — отослал отцу, поскольку он счел ее безобразной. Тогда отец разгневался (старшая дочь есть старшая дочь) и поведал о своем первоначальном замысле: если бы Ниниги выбрал себе в супруги Скалу, жизнь потомков Ниниги была бы вечной и прочной — подобно горам и камням. Но Ниниги совершил неправильный выбор, и потому жизнь его потомков, то есть всех японских людей, начиная от самих императоров и кончая простолюдинами, будет бурно-прекрасной, но недолговечной — как весеннее цветение.
Кэнко-хоси (1283-1350), соединивший в себе аристократическое происхождение и писательский дар, отмечал: «Если бы человеческая жизнь была вечной и не исчезала бы в один прекрасный день, подобно росе на равнине Адаси, и не рассеивалась бы, как дым над горой Торибэ, не было бы в ней столько скрытого очарования. В мире замечательно именно непостоянство».
Сакурой любуются повсюду. Но есть особо многолюдные и дорогие сердцу места. В городах Нара и Камакура проходят процессии юношей и девушек, несущих вишневые ветви. Эти праздники ведут свою историю со средневековья, когда жизнь воина, служившего своему господину, нередко была ненамного длиннее поры цветения сакуры. "Среди цветов - вишня, среди людей - самурай".
В Киото проходят "сакура кай" - вечера сакуры. В парке Хирано - парад костюмов эпохи Хэйан, посвященный празднику цветущей вишни. В храме Дайгодзи известные танцовщицы исполняют "танцы вишен". Сюжетом одного из них служит трогательный эпизод любования сакурой знаменитым полководцем Тоётоми Хидэёси в 1598 году. Тоётоми любуется вишней, зрители любуются Тоётоми...
Японцы считают, что путь воина подобен сакуре - буйно расцветает, пышно цветет в минуты сражений, и также внезапно может прерваться в самом цвету.
Аскетизм, живущий в душе воина, делает его тонким ценителем преходящей, но вечной, возрождающейся красоты мира. Его жизнь также проста и прекрасна, как цветок. Недаром в Японии говорят "Один цветок лучше, чем сто, передает красоту цветов".
Весна началась!
Драгоценности и золото
Повсюду -
Пожалуйста, ну
Пожалуйста,
Приходи в гости.
Рёкан
Разве вы тоже из тех,
Кто не спит, опьянён цветами,
О мыши на чердаке?
Басё
Если есть тонкая грань, где сочетаются искусство созерцания, философия размышления, стойкость духа, аскетизм воина и изящная красота цветка - то это, несомненно, японская живопись.
В 1920 году по всей Японии собрали образцы цветущей сакуры и зарисовали их. Уже в 1921 году был выпущен альбом с этими рисунками. И вот что получилось.
Все материалы найдены на разных сайтах в сети