[показать]Людвиг Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фламандская кровь: дед композитора по отцу, тоже Людвиг, родился в 1712 в Малине (Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле архиепископа Кёльнского. Это был умный человек, хороший певец, профессионально подготовленный инструменталист дослужился до придворного капельмейстера. Его единственный сын Иоганн (остальные дети умерли в младенческом возрасте) с детства пел в той же капелле, но положение его было шаткое, поскольку он сильно пил и вел беспорядочную жизнь.
Женой Иоганна в 1767 стала молоденькая вдова старшего лакея, работавшая в то время кухаркой, Магдалена Кеверих. Луи Бетховен не одобрил выбора сына. Но, несмотря на это, в 1770 году у молодых родился сын, названный в честь деда Людвигом (немецкий вариант фламандского имени Луи). Потом родилось ещё шесть детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг был старшим.
Вскоре после рождения Людвига, умер Луи Бетховен. После этого печального события семья стала действительно нуждаться, Иоганн же просиживал большую часть времени в кабаке.
Уже в четырёхлетнем возрасте нельзя было не заметить способностей Людвига. Отец отнесся к этому как к новому источнику доходов. Людвигу нужно было развиваться, практиковаться со способным преподавателем, но у отца были одни методы — принуждение и побои. Один учитель сменял другого, редко когда среди них попадался действительно хороший музыкант, никто из них так и не оказал сколь либо значимого влияния на талантливого ребенка. Иоганну нужно было скорее подготовить сына к концертам. Первый концерт был дан в Кёльне, где восьмилетний мальчик, в рекламных целях, был назван шестилетним. Но выступление не дало ожидаемых доходов, возможно поэтому о других концертах в детском возрасте никаких свидетельств нет.
В 12 лет Бетховен играл на клавесине, скрипке, органе, легко читал с листа. Именно в этот год Христиан Готлоба Нефе стал новым директором придворной капеллы в Бонне. Этот человек сделался подлинным наставником и учителем Людвига, он упорядочил его музыкальное образование. Нефе пробудил в своём ученике интерес к музыке Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта, на образцах клавирной музыки Баха Бетховен учится тонкостям фортепианного стиля. При помощи Нефе в том же году публикуются первые сочинения Бетховена: вариации на тему марша Дресслера, три фортепианные сонаты. Этому событию была посвящена газетная заметка директора капеллы: «Этот юный гений заслуживает поддержки для своих артистических путешествий. Если он будет продолжать в том же духе, как и начал, из него выйдет второй Вольфганг Амадей Моцарт».
Нефе прекрасно понимал, что развитием одних музыкальных способностей ограничиваться нельзя. Бетховен, не получивший общего образования, с удовольствием начал изучать древние языки, литературу, философию. Его кумирами стали Шиллер и Гёте, а в творчество Шекспира он был просто влюблён.
«Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учено; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле этого слова, я все же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи. Да будет стыдно всякому художнику, не считающему своей обязанностью делать, по меньшей мере, то же, что и я» — писал Бетховен в 1809 своему издателю Гертелю, оценивая своею жизнь этого времени.
С 13-ти лет Людвигу приходится работать. Он работал помощником органиста в капелле, подрабатывал в театре, разучивая партии с певцами и аккомпанируя им во время репетиций. За годы этой упорной и многообразной работы Бетховен становится заметной фигурой в музыкальном мире города. Молодой музыкант мечтает о признании великих, о занятиях с Моцартом. Бонн город хороший, Бетховен мог стать в нём, как его дед, хорошим музыкантом но не великим.
Преодолев все трудности, 17-летний Людвиг приезжает в прославленную Вену — город музыки. Его цель — встреча с Моцартом. Маэстро был полностью поглощён работой над своей оперой «Дон Жуан», поэтому игру молодого музыканта он слушал довольно рассеяно и высказал лишь скромную похвалу.
[показать]— Задайте мне тему для импровизации, в то время умение импровизировать на заданную тему было широко распространено среди пианистов. И Моцарт задал: две строчки полифонического изложения. Людвиг не растерялся, отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора. «Обратите внимание на него, он всех заставит о себе говорить» — так, по воспоминаниям присутствующих, отозвался Моцарт о юном Бетховене. Похвала величайшего музыканта открывала большие перспективы, но тяжело заболела мать и Людвиг вернулся в родной Бонн.
«Желание еще раз увидеться с больной матерью было столь сильным, что устранило с пути все препятствия и помогло мне преодолеть величайшие затруднения», — писал Людвиг Бетховен после смерти матери. «Она была мне такой доброй, любящей матерью, лучшим моим другом».
Мать умерла в 1787 году и на Людвига легло все бремя забот о семье, так как отец совсем опустился, вскоре он последовал за своей женой.
Молодой Бетховен брал дополнительные работы, увеличивал число уроков, следил за хозяйством и всем бытом семьи. Людвиг перенёс тиф и оспу, навсегда оставившую на его лице следы. Жизнь в Бонне опостылела. Пребывание здесь скрашивали посещения дома Елены фон Брейнинг. Именно в этой интеллигентной семье он находил домашний уют, которого был лишён с детства. Почти всю жизнь он был связан дружба со старшим сыном Стефаном, а дочь Лорхен — стала его первой любовью. Семья Брейнингов поддерживала Бетховена в его музыкальных увлечениях, они же оказали влияние на полноценное развитие его личности. Во многом благодаря им Людвиг поступил в 1789 вольнослушателем на философский факультет Боннского университета, но пребывание там не было длительным.
Как музыкант Бетховен уже стоял на одном уровне с крупнейшими пианистами Европы, но ему нужно было совершенствоваться как композитору. И молодой музыкант дождался своего часа. В 1792 на обратном пути из Лондона в Вену Йозеф Гайдн ненадолго остановился в Бонне. На торжестве, устроенном по такому поводу музыкантами капеллы, ему представили Бетховена. Сочинения молодого человека произвели впечатление на Гайдна, он пообещал поддержку и порекомендовал ехать в Вену. Заручившись рекомендательными письмами к влиятельным людям в музыкальной столице Европы, Бетховен навсегда покинул родной город.
Первым учителем Бетховена в Вене стал Гайдн, человек по достоинству оценивший талант молодого музыканта. Он писал: «И знатоки, и несведущие должны по этим пьесам беспристрастно признать, что со временем Бетховен займет место одного из величайших композиторов Европы, а я буду гордиться правом называть себя его учителем». Но, не смотря на столь высокую оценку творчества Людвига, Гайдн не находил полного взаимопонимания со своим учеником. И это не было удивительно, они были слишком разными людьми, музыкантами. Гайдн говорил своему молодому ученику:
— В Ваших сочинениях будут находить много прекрасного, даже удивительного, но кое-что покажется тёмным и странным, потому что Вы сами человек странный и мрачный, а стиль композитора — это он сам. Посмотрите мои сочинения. Вы в них часто найдете нечто весёлое, потому что я сам таков.
Почти полтора года Бетховен изучал курс контрапункта под руководством учёного-теоретика Альбрехтсбергера. Но различное понимание музыки, мироощущение, мышление стали непреодолимой стеной между ними.
— Этот ничему не научился и ничему не научится! — отзывался Альбрехтсбергер о своём ученике. Не менее значительными были занятия Бетховена у знаменитого Сальери. Известный оперный композитор в их далеко нерегулярных и довольно редких занятиях открыл Бетховену так называемое «вокальное письмо». Хотя молодой композитор и был далек от итальянских мастеров в этой области, но Сальери помог открыть Бетховену его собственный вокальный стиль.
Первые годы в Вене были для Людвига счастливейшим временем его жизни. Он стал одним из самых модных салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795. Тем же годом датированы первые крупные публикации: три фортепианных трио соч. 1 и три сонаты для фортепиано соч. 2. В игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фортепиано.
[показать]До 1802 Бетховен создал 20 фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798) и так называемую «Лунную» (№2 из двух «сонат-фантазий» соч. 27, 1801). В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть – менуэт или скерцо тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому. Между 1795 и 1802 были написаны также первые три фортепианных концерта, первые две симфонии (1800 и 1802), 6 струнных квартетов (соч. 18, 1800), восемь сонат для скрипки и фортепиано (в том числе «Весенняя соната» соч. 24, 1801), 2 сонаты для виолончели и фортепиано соч. 5 (1796), Септет для гобоя, валторны, фагота и струнных соч. 20 (1800), множество других камерно-ансамблевых сочинений. К этому же периоду относится единственный балет Бетховена «Творения Прометея» (1801), одна из тем которого была использована в финале «Героической симфонии» и в фортепианном цикле 15 вариаций с фугой (1806). Смолоду Людвиг Бетховен поражал и восхищал современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения и неутомимым стремлением к новому.
В конце 1790-х у Бетховена начала развиваться глухота; не позднее 1801 он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802 года, находясь в деревне Гейлигенштадт под Веной, Бетховен направил двум братьям документ пессимистического содержания, известный как «Гейлигенштадтское завещание». Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый — так называемый средний — период творчества Бетховена ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. Эпиграфом к этому периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии – «Героическая» (1803); первоначально Людвиг Бетховен предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту, однако узнав, что тот объявил себя императором, отказался от этого намерения.
Третья симфония - это подлинный, хотя и подготовленный, но всегда изумляющий взлет Бетховена. В ней “раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения, который в первых двух симфониях еще является не более, как хорошим последователем своих предшественников – Гайдна и Моцарта”.
Пройдя через лабиринт духовных исканий, Бетховен в Третьей симфонии нашел свою героико-эпическую тему. Впервые в искусстве с такой глубиной обобщений преломился страстный драматизм эпохи, ее потрясения и катастрофы. Показан и сам человек, завоевывающий право на свободу, любовь и радость
Начиная с Третьей симфонии, героическая тема вдохновляет Бетховена на создание самых выдающихся симфонических произведений – Пятой симфонии, увертюр “Эгмонт”, “Кориолан”, “Леонора № 3”. Но, о них - в других сообщениях...
Классическая музыка