«Венера с зеркалом» (исп. La Venus del espejo) — картина испанского художника Диего Веласкеса, изображающая полулежащую обнажённую Венеру. Она смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур.
Диего Веласкес
Венера с зеркалом.
ок. 1647—1651 La Venus del espejo
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон
(История одной картины)
В 1478 году в Испании был утверждён орган судебной власти, который должен был следить за чистотой католической веры в стране. Этот орган получил название испанской инквизиции. Священная инквизиция господствовала в Испании более трёхсот пятидесяти лет. В её власти было многое: мировоззрения людей, их поступки, творчество. Ересь могли обнаружить в любой области. Не любишь и не ешь свинину? Значит ты не католик, и место тебе на костре или в заключение в сырых подвалах тюрьмы.
Испанская инквизиция оказала огромное влияние на творчество многих писателей, поэтов, художников того времени. Запреты всегда возмущают людей творческих. Так в Испании в те времена была запрещена в живописи нагота. При несоблюдении этого, инквизиция могла потребовать, в лучшем случае, перекрасить картину или конфисковать её для сожжения, в худшем, наложить на художника штраф, выгнать из страны или отлучить от церкви.
Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна. Конечно, она была известна в узких кругах, но признание получила лишь спустя время.
Нет точной даты, когда Веласкес написал свою Венеру, примерный период, это с 1640 по 1650 года. Как раз в этот период он совершил поездку в Рим. Возможно, что именно в Италии художник создал свой шедевр. Он был под влиянием творчества мастеров венецианского Возрождения. Прототип картины Веласкеса можно увидеть в «Венере перед зеркалом» (1555 г) и «Венере Урбинской» (1538 г) итальянца Тициана, «Спящей Венере» (1510 г) венецианского художника Джорджоне и в «Венере перед зеркалом» (1615 г) Рубенса.
Giorgione (1477–1510)
Sleeping Venus
circa 1510
Gemäldegalerie Alte Meister
Titian (1490–1576)
Venus of Urbino
1538 oil on canvas
Uffizi Gallery
В тоже время Венера Веласкеса сильно отличается от итальянских обнажённых женщин.Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Похожие картины можно встретить у Джорджоне («Спящая Венера») и Тициана («Венера Урбинская»). В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера — полулежащая и с зеркалом.
Тициан
Венера перед зеркалом. около 1555
итал. Venere allo specchio
Холст, масло. 124,5 × 105,5 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Peter Paul Rubens (1577–1640)
Het toilet van Venus
1613-1614
Private collection
Художники всегда стремились изобразить наготу (а тем более, художники-мужчины), ведь одно дело писать бездушную одежду, совсем другое — человеческое тело. И писали в основном женское. Однако до сравнительно недавнего времени во многих странах просто нагота, не связанная с мифологией или религией, воспринималась критически.Потому-то так много картин, изображающих обнажённых богов и богинь, Венер и Данай.
Unknown
Sleeping Hermaphroditus. Hermaphroditus:
Greek marble, Roman copy of the 2nd century,
Louvre Museum
Borghese Collection; purchase, 1807
(Гермафродит Боргезе: с этой римской статуи Веласкес заказал бронзовую копию -мое примеч.)
Что же с картиной Веласкеса? Первоначально она просто называлась Dona Desnuda (от исп. «нагая донья, женщина»). Уже потом она получила названия «Венера перед зеркалом» или «Туалет Венеры».
Диего Веласкес
Венера с зеркалом.
ок. 1647—1651 La Venus del espejo
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон
На картине изображена, всего скорее, испанка. Главные особенности веласкеского видения Венеры в следующем. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Необычна композиция картины. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно.
Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон
Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.
Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон
Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает...
Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон
Единственное, что указывает на то, что перед нами Венера, это Купидон (по мифу, сын богини), держащий зеркало. Крылья Купидона ярко контрастируют с цветом его кожи.
Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон
На нём висит синяя шёлковая лента (тоже самое можно встретить на картине Тициана 1555 года), ещё одна, розовая спадает на зеркало. Некоторые искусствоведы видят в этих лентах символ оков, которые падают на влюблённых. Любовь не окрыляет, а связывает.
Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон
Лента на Купидоне почти такая же, как и на картине Веласкеса. Больше никаких традиционных символов (роз, стрел и лука) нет.
Купидон держит зеркало. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Вообще, Веласкес, нередко использует зеркала в своих картинах, чтобы добиться определённого воздействия на зрителя.
Отражение лица женщины смутное, размытое, да и лицо выглядит не так, как его ожидаем увидеть. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Такое, вот, несоответствие.
Диего Веласкес
Венера с зеркалом ( фрагмент)
Смутное отражение лица в зеркале
Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон
Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Куда смотрит женщина? По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. На что нужно обращать внимание? На потомство, в котором продолжается жизнь и красота, которая так временна?
Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон
По другой теории, зеркало являет собой разграничитель на мир реальный (отражение) и мир фантазий (красота)... Более того, лицо в зеркале отражено не так, как должно быть на самом деле. Конечно, это специальный приём художника.
До начала 19 века картина «Венера перед зеркалом» находилась в Испании в частных коллекциях, не предавалась огласке. Потом в 1813 году была перевезена в Англию, сейчас находится в Лондонской национальной галерее.
В 1914 году с картиной приключилось несчастье. Суфражистка* Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила ещё, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». За своё ужасное действие, совершённое, на мой взгляд, истеричной и обделённой мужским вниманием (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу?), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. Что нужно иметь в голове, чтобы руки делали такое?
К счастью, картина была полностью отреставрирована.
Серия сообщений "Шедевр в деталях":
Часть 1 - Шедевр в деталях | Карло Кривелли (Carlo Crivelli, 1435–1495) - Annunciation with St. Emidius.
Часть 2 - Шедевр в деталях | Carle van Loo (1705–1765, French) - Marie Leszczinska, Queen of France
...
Часть 20 - Шедевр в деталях | Giampietrino (Джампетрино, 1508-1549, Italian painter) - The Virgin and Child by a Window
Часть 21 - Шедевр в деталях | Jan Gossaert (c. 1478-1532, Dutch) - Saint Luke Painting the Virgin and Child
Часть 22 - Шедевр в деталях | Diego Velazquez (Диего Веласкес, 1590-1660) - Венера с зеркалом, 1648 | док. фильм "Частная жизнь шедевра", BBC, 2006