В последнее время я, как вы заметили, всё реже стал писать тут. Вся причина в том, что у меня учёба и компьютерный проект, который я всё никак не закончу.
Продолжая серию про город Киев, сегодня я подниму такую тему, как Киевский метрополитен.
Что мы знаем о метро ? Да почти ничего толком и не знаем. Для нас это обычный вид транспорта, а между тем это нечто большее.
Сразу хочу предупредить, что примерно 80% информации тут большинству из вас незнакомо и может показаться вам скучным, но если вам и вправду интересно метро больше, чем просто как пассажиру, совету почитать.
И так, приятного вам чтения!
[показать]
История Киевского метрополитена
В 1884 году впервые в Российской империи, в Киеве был рассмотрен проект подземной железной дороги. Проект предусматривал проведение тоннелей от пристани на Днепре до железнодорожного вокзала через Почтовую площадь и Бессарабку. Однако депутаты городской думы отклонили этот проект — вполне вероятно, из-за банального страха перед неизвестным. Так же произошло и в Москве, где провалились проекты 1902 и 1912 гг.. Идея создания скоростного городского транспорта в Киеве вновь рассматривается в 1916 году. Тогда члены русско-американской торговой компании попытались собрать деньги для создания метрополитена в Киеве[8]. Однако городская управа дала отказ торговой компании. В 1918 году о метрополитене вспомнили вновь — это было связано с планами гетмана Украины Павла Скоропадского превратить район Зверинец в наилучший район города. Этим планам тоже не суждено было сбыться, так как власть гетмана Скоропадского перешла к Симону Петлюре.
Только спустя двадцать лет планы по строительству метро в Киеве обрели правдоподобие. 9 июля 1936 года Президиум Киевского городского совета рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова «Проект Киевского метрополитена». За этот проект молодой инженер был награждён премией размером в 1000 рублей.[9] По Киеву пошли слухи о том, что в городе в скором времени будет построен метрополитен; это привело к тому, что в Киев стали поступать письма от специалистов горно-шахтного дела с предложениями оказать свою помощь при проектировке и строительстве. Киевский Горсовет некоторое время отвечал не в пользу метро, но в 1938 году начались предварительные работы, которые прекратились с началом Великой Отечественной войны.
После серьёзного разрушения Киева во время Великой Отечественной войны была начата масштабная реконструкция города, которая финансировалась из союзного бюджета. В эти планы входило и строительство метрополитена. 22 февраля 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление о строительстве метрополитена в Киеве. Уже к июлю 1945 года были определены три главных направления, по которым планировалось строить линии метро: Святошино — Бровары, Куренёвка — Сталинка, Сырец — Печерск.
В 1960 году была открыта первая ветка Киевского метрополитена, с пятью станциями (Вокзальная, Университет, Крещатик, Арсенальная, Днепр). Так же было построено своё мини-депо возле станции "Днепр". Чтоб доставлять вагоны в депо, на станции "Днепр" был сделан специальный лифт для вагонов, по которому вагоны опускали и транспортировали в депо. Линия, идущая в депо, пересекала трамвайную линию.
В 1965 году был открыт первый мост метро через реку Днепр.
С 1 апреля по 30 сентября 1987 года, на завершающем этапе строительства промежуточной станции «Ленинская» («Театральная»), при состыковке новых тоннелей со старыми, линия оказалась временно разорвана. Поезда ходили от «Пионерской» («Лесной») до «Крещатика» с одной стороны, и от «Вокзальной» до «Святошино» с другой. Между станциями «Вокзальная» и «Университет» ходило два поезда-челнока. Транспортное сообщение взамен закрытого участка линии метро легло на наземный транспорт: были открыты временные маршруты троллейбуса № 32 «Лавра — Железнодорожный вокзал», автобуса № 73 «Площадь Ленинского комсомола — Железнодорожный вокзал» и № 74 «Пушкинская улица — станция метро „Политехнический институт“»
В начале 1970-х годов началось строительство второй линии. В 1976 году были открыт первый участок с тремя станциями. Линия постепенно продлевалась и к началу 1980-х она достигла Оболони — наиболее крупного в то время жилого района на севере Киева. Одновременно продолжалось и строительство на юго-западе, где в 1981 и 1984 годах также были открыты новые станции.
Киевский метрополитен сегодня
На сегодняшний день в Киевском метрополитене насчитывается уже 52 станции, три действующих линии.
Метрополитен развивается, закупаются новые вагоны, модернизируются старые. Многие новые станции имеют достаточно неглубокое заложение и не нуждаются в эскалаторах. Конструкция станций уже не такая примечательная, как в более старых, но всё же и среди новых станций есть довольно красивые.
[700x479]
Станция "Днепр" в 60-ых годах. Видно лифт и поворотный круг для вагонов метро.
Вагоны метро Киевского метрополитена
В Киевском метрополитене используется семь видов вагонов:
81-502 "Ема"
81-717/714 "Номерной"
81-717.5м/714.5м "Номерной"
81-7036/7037 "Крюковец"
81-7021/722 "Крюковец"
81-540.2к
81-540.3к
81-7080 "Е-КМ-ГМ" и "Е-КМ-ГБ"
Номера моделей, написанные через дробь - это прицепные вагоны.
Рассмотрим фото:

81-502 "Ема"

81-717/714 "Номерной"
[показать]81-717.5м/714.5м "Номерной"
[показать]
81-7036/7037 "Крюковец"
[показать]
81-7021/7022 "Крюковец"
[показать]
81-540.2к
[показать]
81-7080 "Е-КМ-ГМ"
Схемы линий Киевского метрополитена разных годов
[показать]
Первая схема, 1960 год.
[показать]
[показать]
Схема, которая используются на сегодняшний день.
В заключение о метро...
В заключение хочу сказать, что для меня метрополитен - нечто гораздо большее, чем просто транспорт. Это целый мир!
Мир, которым не возможно не восхищаться. Меня вообще давно привлекает железная дорога.
Советую почитать так же почитать мои посты про экскурсии в депо "Дарница" и "Харьковское", если вас заинтересовало метро.