3. Е. АГРАНОВИЧ
ВРЕМЕНА ГОДА
Наглядно-дидактическое пособие
для занятий по развитию речи с дошкольниками
с использованием фланелеграфа
Художник Е. М. Воробьева
Агранович 3. Е.
А251 Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа / Худ. Е.М. Воробьева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 8 с. вкл.
18ВМ 5-89814-102-2
Пособие включает методические рекомендации с приложением подборки загадок о временах года и четырех цветных сюжетных картин (образцов) по данной теме, а также 8 листов разрезного материала для фланелеграфа. Рекомендуется для занятий по развитию речи (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях — массовых и компенсирующего вида, — а также для индивидуальных домашних занятий и игр с детьми. Такие занятия будут способствовать расширению и уточнению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, помогут активизировать речевую деятельность.
УДК 376.3 373.2 ББК74.3 74.102я Санкт-Петербург:< ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по развитию речи (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях — как массовых, так и компенсирующего вида. Советуем также родителям использовать его в индивидуальных занятиях и играх с детьми. Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи.
Пособие включает настоящие методические рекомендации с приложением подборки загадок о временах года и четырех цветных сюжетных картин (образцов) по данной теме, а также 8 листов разрезного материала для фланелеграфа.
Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием мышления. Средний и особенно старший дошкольный возраст — это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор ребенка, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения; ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, что сказывается и на его речи — речь становится более связной.
Учеными установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений, но испытывают значительные трудности при овладении различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Малыш 4—5 лет, не закончив одной части высказывания, может перейти к другой, с совершенно новым содержанием; смысловые связи между фразами в его речи или слабо выражены, или совсем отсутствуют. Хотя дети в общем успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целое вы сказывание, умение отражать в рассказах различные виды связей, выделять и объяснять взаимную зависимость предметов и явлений у них надо целенаправленно формировать. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.
В дошкольном возрасте дети еще только начинают овладевать монологической речью, поэтому нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы произношения. Выполнение дошкольниками заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами, способствует совершенствованию всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.
Наибольшие затруднения обучение связной монологической речи вызывает у дошкольников с речевой патологией (общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития различной этиологии). Монологическая речь данной категории детей характеризуется рядом типичных недостатков: бедностью словаря (малым количеством обобщающих понятий, преобладанием глаголов и существительных и недостаточным количеством прилагательных, наречий); неточностью понимания значений слов и неправильным словоупотреблением; пропуском смысловых звеньев; нарушением логической последовательности повествования; длительными паузами; большим количеством ошибок в построении предложения и согласовании его членов (так называемые падежные и предложные аграмматизмы).
Рассказ-описание для детей с тяжелой речевой патологией практически недоступен. Они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и действующих лиц на сюжетной картинке. Некоторые дети способны лишь отвечать на вопросы.
У данной категории детей отмечается также значительное снижение речевой активности, что обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.
Обучение рассказыванию занимает важное место в общей системе логопедической работы и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал, создает такие ситуации, которые актуализируют потребность ребенка в речевых высказываниях.
Таким образом, овладение связными формами высказываний (особенно в случаях речевой патологии) — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Важную роль в занятиях с детьми (как имеющими нормальное речевое развитие, так и логопатами) играет наглядность; она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский считали, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка и т. д.; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Практические действия с предметами, иллюстрациями, схемами, выполняемые самим ребенком, способствуют уточнению и формированию у него различных лексико-грамматических категорий, развитию логического мышления.
На занятиях по развитию речи часто используется фланелеграф. Любая картинка на фланелеграфе как бы оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную потребность — воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию.
С помощью фланелеграфа можно подвести ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Малышу легче понять сюжет, который на его глазах и создается. При индивидуальной работе с использованием фланелеграфа внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню речевого развития ребенка и его индивидуальным особенностям. Но самое главное, в этом случае у малыша появляется больше возможности самостоятельно действовать с картиной. Фланелеграф позволяет использовать при восприятии сюжетной картины двигательный анализатор, т. е. прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей. -
Таким образом, использование наглядно-дидактического пособия для фланелеграфа «Времена года» поможет реализации сразу четырех задач, стоящих перед логопедом, воспитателем, родителями:
Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь) |
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач) |
Снег на полях. Лед на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой) |
Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга) |
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц) |
Зимой на ветках яблоки! Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это... (снегири) |
Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег) |
Бел, да не сахар Ног нет, а идет (Снег) |
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер) |
Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) |
Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза — угольки, руки — сучки. Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба) |
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз ) |
Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок. (Заяц) |
Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб) |
Зимой и летом одним цветом. (Елка) |
Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью |
Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Елка) А.Рождественская |
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья) |
Солнце печет. Липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом) |
Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака) |
Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весной) |
Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце) |
Меня часто зовут, дожидаются, А приду — от меня укрываются. (Дождь) Л. Ульяницкая |
По небесам оравою бредут мешки дырявые. И бывает иногда: из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой... (тучи) |
Синенька шуба покрыла весь мир. (Небо) |
Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Вьюга) |
У нас под крышей гвоздь висит. Солнце взойдет — гвоздь упадет. (Сосулька) |
Оно как синее стекло: скользко, весело,светло. ( Лед) |
Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой С бархатной подкладкой. (Гриб) П.Расс-Серебряная |
Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.(Бабочка ) |
|
|