При создании фрески «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи столкнулся с огромной
трудностью: он должен был изобразить Добро,
воплощённое в образе Иисуса,
и Зло — в образе Иуды, решившего предать его
на этой трапезе.
Леонардо на середине прервал работу и возобновил
её лишь после того, как нашёл идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на
выступлении хора, он увидел в одном
из юных певчих совершенный образ Христа и,
пригласив его в свою мастерскую, сделал с него
несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти
завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл
подходящего натурщика для Иуды.
Кардинал, отвечавший за роспись собора,
торопил его, требуя, чтобы фреска была
закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник
увидел валявшегося в сточной канаве человека —
молодого, но преждевременно одряхлевшего,
грязного, пьяного и оборванного.
Времени на этюды уже не оставалось,
и Леонардо приказал своим помощникам
доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и
поставили на ноги. Он толком не понимал, что
происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте
греховность, себялюбие, злочестие, которыми
дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий,
который к этому времени уже немного протрезвел,
открыл глаза, увидел перед собой полотно и
вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я всё потерял.
В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была
полна мечтаний, какой-то художник написал
с меня Христа.