• Авторизация


Необычный истребитель «Беркут»: как его создавали и почему он исчез 25-05-2025 05:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В конце 90-х в России захотели создать мощный истребитель Су-47 «Беркут». Он был очень популярен в СМИ наравне с вертолётом Ка-50 и Т-90. Многие профессиональные эксперты авансом выдали истребителю много похвал. Пиар истребителя был настолько хорош, что западные страны даже ставили Су-47 в компьютерные игры, где он выглядел серьёзным оружием. Но единственный экземпляр «Беркута» стал последним. Почему же так произошло?

«Беркут» в полёте

Сначала нужно обратиться к КОС. Эта аббревиатура означает Крыло Обратной Стреловидности. Если его сравнивать с традиционным крылом, то можно увидеть, что КОС намного лучше может обеспечить управляемость на малой скорости. Также КОС повышает характеристики самолёта при его взлёте и посадке.

Эксперименты с таким крылом проводили ещё в Германии. Тогда крыло установили на два реактивных бомбардировщика под названием Junkers Ju-287. Оба самолёта в то время достались Советскому Союзу.

Профессиональные советские инженеры тщательно обследовали самолёт. Преимуществ не нашли, но зато недостатков было много. Они отмечали, что с крылом вырастала вероятность неустойчивого положения самолёта при увеличении скорости. Чуть позднее за тему этих исследований взялись и американские специалисты. Они брали для опыта самолеты на базе F-5 и F-16. В итоге у них получился самолёт под названием Х-29.

Электро-дистанционная система управления, которая состояла из трёх компьютеров, должна была помочь в решении проблемы со статической устойчивостью самолета. Но когда самолёт взлетал, профессиональные лётчики отмечали, что лёгкий самолёт управлялся тяжело, почти. как бомбардировщик.

Самолёт Х-29

С КОС было много проблем. В то время оно должно было быть и лёгким, и прочным. Такие свойства помогли бы крылу избежать дальнейших повреждений при разных скоростях полёта. Те материалы, которые применялись в обычной технике не подходили. Они оказались слишком большой массы. Уже в 1980-х годах такая проблема частично решилась, когда применили композитные материалы. Этим материалом сделали обшивку Х-29.

Как только самолёт прошёл испытания, американцы отказались от применения КОС на своих самолётах. Машина хоть и показала хорошие результаты на дозвуковых скоростях, но такое преимущество американцы не посчитали весомым. Но при высокой скорости у самолёта возникала большая тряска, которую никак не могли убрать.

В 1983 году советские инженеры начинают создавать свой самолёт, который будет иметь обратную стреловидность крыла. Сначала специалисты хотели просто провести модернизацию Су-27, ведь С-22 им не подошёл из перетяжелённой конструкции. В 1988 году инженеры подготовили проект. В нём планировали создать корабельный самолёт для будущих авианосцев. Также в планах был и обычный самолет для ВВС. В нём хотели, чтобы не было складывающего крыла, тормозного газа и других «морских» штучек. Проект хотели реализовать уже через три года, но из-за слабого финансирования прикрыли.

Самолёт Су-47

Много сложностей было с тем, чтобы крыло обратной стреловидности сделать и лёгким, и прочным. В итоге работники ОНПП «Технологии» в Обнинске сумели его изготовить. Это было единственное учреждение, где было оборудование для выкладки композитов.

На планируемый самолёт хотели поставить двигатель АЛ-41Ф, но позднее установили Д-30Ф6. Он был от МиГ-31. Слабое финансирование приостановило проект, но спустя время инженеры с этим справились и в 1997 году самолёт поднимается в воздух. Денег на тщательные испытания не хватало. Сначала провели статические опыты, а уже позднее подготовили для этого профессиональных лётчиков.

Первый образец не имел РЛС и ОЛС. Прямо на нём не было какого-либо вооружения, даже отсутствовала пушка. Хотели установить цифровую систему для управления на дистанции, но установили аналог, который был намного проще.

«Беркут» на земле

С-37 первый раз показали широкой аудитории в лётной программе МАКС-1999. Самолёт стал её главной примой. Ещё до этого в средствах массовой информации активно говорилось о том, что С-27 будет первым отечественным истребителем пятого поколения. В то время профессиональные специалисты активно сравнивали самолёт с F-22.

С-27 старались активно испытывать. В 2000 году он прошёл испытания по программе «Сверхзвук». Как отметили эксперты, после испытаний самолёт может стать базой для создания машины пятого поколения. Ещё в 1999 году проект получил хорошее финансирование от государства.

В 2001 году самолёт представили на том же самом МАКСе. Тогда ему уже присвоили название Су-47 «Беркут». Но даже после представления, испытания не стали прекращать. К тому времени у самолёта уже накопилось 150 полётов. Про самолёт активно писали средства массовой информации и снимались документальные фильмы. Дальнейших продвижений по проекту не предвиделось.

В 2002 году многие журналисты и любители авиации разочаровались. Самолёт сделали без крыла обратной стреловидности. Этот самолёт назывался Су-57.

Су-57 «Беркут» на МАКСе-2019

Прошлую модель Су-47 стали использовать в качестве летающей лаборатории. Последний раз широкая публика могла его увидеть на МАКС-2019. Самолёт даже не стали заявлять на показательные вылеты, он просто был статической экспозицией. Сейчас самолёт стоит на хранении в ЛИИ имени Громова.

Многих интересовал вопрос, почему же инженеры не установили на самолёт крыло обратной стреловидности. Точно ответить на это невозможно. Некоторые эксперты отмечают, что создатели не сумели убрать мешающую тряску, которая возникала при полёте. А остальные преимущества крыла были сразу же нивелированы.

Можно отметить, что Су-47 не стал настоящим боевым истребителем, но оставил свой след в экспериментальной авиации. Даже те знания, которые получили инженеры при постройке самолёта, были необходимы для дальнейших исследований. В то время создание «Беркута» показало, что отечественная промышленность ещё могла создавать мощные истребители.

Источник

PEROOO

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
MGBR2009 26-05-2025-19:34 удалить
Ответ на комментарий Алла_Студентова # . [350x263]
MGBR2009 26-05-2025-19:37 удалить
Ответ на комментарий Славка_Ядин # . [350x212]


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Необычный истребитель «Беркут»: как его создавали и почему он исчез | MGBR2009 - Дневник MGBR2009 | Лента друзей MGBR2009 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»