• Авторизация


Книга Хризантем. "Четверо благородных" Часть - IV 12-07-2018 09:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

      Книга Хризантем. "Четверо благородных" Часть - IV     

 
Отрывок из древнего текста «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» (1689г.)
Он щедро проиллюстрирован репродукциями со свитков древних живописцев.
 
65 (700x621, 264Kb)
 
Иллюстрации взяты из книги китайского издания.
Текст - из книги «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», перевод  Е. В. Заводской (2000г.)
Давно эта чудесная книжка лежала у меня на полке.
Время поделится этой утончённой мудростью со всем миром.
 
Южные побеги цветут в мороз и позднее благоухание у восточной ограды. Они сродни одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга.
 
 

 

Картинки увеличиваются.

Как открыть картинку:

 

1 способ: навести курсор на картинку -> нажать правую кнопку мышки -> выбрать «Открыть картинку в новой вкладке» -> для увеличения картинки, нажимаем на нее

 

2 способ: нажать на картинку и... подробности Смотрите Здесь…

 
 
 
heart
   Книга Хризантем   
 
kitkn - 0192 (200x287, 23Kb)
 
Основные приемы рисунка хризантем.
 
Хризантема — гордый цветок, ее цвет очень красив, ее благоухание — позднее. Художник должен в душе иметь образ всего цветка - только тогда он сможет написать ее дух уединения (ючжи). В этом ее суть.
Некоторые цветы обращены к земле, некоторые повернуты вверх, но их не должно быть слишком много. Некоторые листья закрыты цветами, другие перед ними — нет здесь беспорядка. Корни располагай попеременно и не близко друг к другу. В этом заключен основной смысл. Если преуспеешь в этом, то и всего достигнешь. В общем, в каждой веточке, каждом цветке, бутоне раскрыта во всей полноте их сущность — чжи.
Хотя хризантемы обычно относят к классу трав, гордый характер , не боящейся мороза, заставляет классифицировать ее вместе с соснами (т. е. с деревьями и деревянистыми растениями). Поэтому ветви хризантемы одинокие и сильные, а не нежные и мягкие, как стебли весен¬них цветов. Ее листья — пышные и гладкие; они отличны от засыхающих летних растений. Ее бутоны и цветы должны быть показаны в различных стадиях развития. Будет ли ствол ее наклонен или прямостоящий,зависит от цветов; если цветы совсем раскрылись, то ствол отягощен и сгибается, когда на стебле только бутоны, то ему нести их легко и он стоит прямо. Однако прямостоящий стебель не стоит писать слишком прямым и также не надо наклонять ствол очень сильно. Таковы основные правила рисунка цветов хризантемы в целом. 
 
Секрет живописи хризантем
 
Время хризантем — середина осени. Это цветок — «гордый в инее». Чтобы передать его свойства, кисть должна быть наполнена чувством собственного достоинства. Цветок, тот, что в центре, — наиболее почтенный из цветов, золотистый. Весенние цветы — гибкие и очаровательные, но как их можно сравнивать с хризантемой? Перенесенная на бумагу, она как дуновение аромата поздней осени.
 

 

 
Как писать цветок
 
Каждый цветок неповторим. Лепестки бывают различной формы: овальные, круглые, длинные, короткие, широкие, узкие, тонкие. Они располагаются свободно или группами. Пусть цветы собираются по два или три — некоторые со сломанными лепестками, у некоторых цветков [лепестки] тор¬чат, как колючки, некоторые — с лепестками, как завитки «ли будто свертывающиеся в рулон.
Формы хризантем бесконечно разнообразны. Цветы с длинными и одинокими лепестками обычно [бывают] плоские и круглые, вроде зеркала. А сердцевина цветка похожа на медовые соты или кучку золотых каштанов. Цветы с небольшими короткими лепестками обычно круглые и похожи на мячик, сердцевинка их скрыта. Хотя форма лепестков очень различна, все они растут из одной основы — цветоножки. Редкие располагаются над корнем и переходят в цветоножки, многочисленные растут прямо из нее.

Форма цветка получается круглой и приятной на вид.

Цветы бывают различных оттенков: желтого, фиолетового, красного, белого и 6ледно-зеленого. Сердцевина цветка более темного тона, а кончики лепестков светлее. Наряду с темным и светлым оттенком бывают глубокие и бледные тона. В живописи белых цветов применяется белый да* же в контуре и при нанесении прожилок на лепестки. Все указанные моменты учащийся в состоянии понять сам.

Секрет живописи цветов
 
Вот приемы рисунка цветов хризантемы. Лепестки — заостренные или округлые. Цветы обращены лицевой или обратной стороной, расположены прямо или повернуты. Сбоку видна лишь половина цветка.
Когда хризантема — в фас, она круглой формы, раскрыты наружу пестик и тычинки. Когда же цветок плотно закрыт, то подобен пригоршне звездочек. Цветы множатся в соответствии с числом цветоножек и веток, растущих из стеблей.
 
 

 

 
 
Приемы рисунка бутонов и цветоножки
 
Изображая цветы, необходимо знать, как рисуют бутоны — полураспустнвшиеся, готовые распуститься и совсем еще не раскрытые. В каждой форме своя тонкость. Полураскрытый бутон показан сбоку, и цветоножка его видна. В молодых бутонах лепестки растут вместе, охватив сердцевину цветка, — структура (ши) всего цветка обычно уже содержится в этой форме. В бутонах, которые должны вот-вот раскрыться, зеленые листья из оболочки начинают прорываться, а первый лепесток появляется подобно язычку маленькой птички, слизывающей нектар с цветов, или подобно кулачку, из которого выставлен один палец. В бутонах, почти закрытых, аромат скрыт в лепестках, но уже начинают проявляться намеки на цвет. Бутоны, которые совсем не раскрыты, похожи на лазоревые жемчужины, подобно звездочкам, нанизанным на стеблях. Пусть они будут неповторимы — каждому цветку присуща своя собственная тонкая, едва уловимая прелесть. Рисуя бутоны, непременно надо знать, как изобразить цветоножку у цветов. Хотя головка каждого цветка имеет отличную от других форму, структура цветоножки у всех одинакова. В противоположность (цветоножкам) других растений она кажется созданной наслоением молодых листьев. Когда бутон круглый, контур всей формы будет зеленый, хотя цветок может быть любого цвета. В тот момент, когда бутон раскрывается, цвет лепестков начинает господствовать. Особая красота хризантемы заключена в самих цветах, но дух ее — ци концентрируется в бутоне. Лепестки вырастают из бутона, бутон же — из цветоножки. Эту закономерность нельзя не знать. 
 

 

 
 
Приемы рисунка листьев 
 
Очень разнообразны формы листьев у хризантем: стрельчатые, круглые, длинные, короткие, широкие, узкие, мясистые и тонкие. «Пять дорожек и четыре пространства» очень трудно рисовать. Они будут походить на штампованные, если каждый лист станет копией другого. Расположение листьев пусть будет совершенно естественным — они и подняты вверх, и завернуты, и согнуты. Лицевая часть листьев называется чжэн, обратная сторона — фань, обратная выглядывает из-под лицевой — чжэ, лицевая над обратной — цзюань.
После того как изучены эти четыре поворота листьев, нужно еще изучить передачу света и оконтуривание, тогда достигнешь разнообразия.
Листья непосредственно под головками цветов должны быть обильными и большими, их цвет — насыщенный и буйный, поскольку сила всего растения сосредоточена именно здесь. Молодая листва на ветках пусть будет гибкой и тонкой, ее цвет — светлым и ясным. Листья, расположенные у корней растения, — желтоватые, их цвет показывает, что они уже начали увядать. Цвет лицевой стороны листьев пусть будет темным, а обратной стороны— светлым. Вот, собственно, вся тайна рисунка листьев.
 
Секрет рисунка листьев
 
А вот приемы рисунка листьев: лист должен вырастать из стебля. «Пять плоскостей и четыре пространства», лицевая и обратная стороны листка ясно видны. Листья поддерживают цветы. У цветов тогда есть окружение. Когда листьев немного, почувствуй, где их расположить на ветке, когда листьев много, дополняй сообразно цветы. Когда же цветы и листья удачно расположены, все растение вырастает ясно из своей основы.
 
 

 

 
 
Приемы рисунка ветвей
 
Цветы пусть прикрывают листья, а листья, в свою очередь, пусть прикрывают стебель. Сам стебель и основание его сначала набросай углем, а потом уже располагай цветы и листья, после чего можно считать рисунок сделанным. Только после того, как сам стебель закончишь, можно рисовать цветы и листья. При этом сделай так, чтобы цветы и листья, повернутые по-разному, закрывали собой стебель. Если же не сделать наброска, то невозможно передать направления стеблей и листьев. Если после определения положения стебля цветы и листья нечетко распределены, они будут располагаться так, что загородят весь стебель. Основные ветви пусть будут сильными, а вспомогательные ветви — молодыми и нежными. Основание же цветка — старое. Сам стебель — простой, но пусть не выглядит подобно лиане, сильный, не походит он на пику (или копье) — он ведь изогнут, но не свисает.
Хризантему можно изображать цветком «на ветру», с «лицом, повернутым к солнцу», держащим стебель прямо, но без жесткости, иногда «нагруженным каплями дождя» или «гордым в инее». Цветок, бутон, ветви, основы, стебель хорошо изображены в совокупности. Прелесть цветка в том, как все это исполнено. 
 
Секрет рисунка ветвей
 
Когда группы цветов нарисованы, снизу следует стебель. Стебли должны казаться отрубленными, тогда листья могут быть дополнены. Стебель прямой или согнутый, высокий или короткий, но прямо стоящий стебель пусть не будет чересчур несгибаемым, а склоненный стебель — слишком согнутым. Положение стебля вселяет жизнь в цветы и листья.
 
Секрет рисунка разветвлений
 
Вот способ рисунка разветвлений. На верхушке стебля пусть будут ответвления. Внутренняя структура цветка должна производить впечатление почтенности и древности (цан-лао) . Смысл же ее в возвышенном одиночестве.
Стебель пусть будет прямой, но не напоминает полынь. Когда же в нем есть определенная тонкая грация, не уподобляй его буйным зарослям хаоай . Вокруг основания цветка. напиши траву, которая скрывает сам стебель. Поток и несколько камней усилят общее впечатление.
 
 

 

 
Чего нужно избегать при изображении хризантем
 
Кисть должна быть чистой и благородной, нельзя располагать слишком много цветов, энергичные ветви на слабом стебле, цветы, которые не соответствуют стеблю, лепестки без цветоножки; а еще мешает художнику неповоротливость кисти, грубый колорит, неясное понимание живой природы. Знать эти недочеты надо глубоко и помнить их.
 

 

 
 
------------------------------------

heart

Дополнительный материал:

 

Книга Орхидей. Ч - I

смотрите здесь…

4195696_0_f13cb_eb38142c_orig (200x200, 26Kb)

Книга Бамбука. Ч - II

смотрите здесь…

4195696_102131760_4195696_bam_1 (200x200, 25Kb) 

 

Книга «Мэйхуа». Ч - III

смотрите здесь…

33 (200x200, 19Kb)

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Biryusinka 12-07-2018-10:44 удалить
Благодарю, Аленка. Уникальные страницы мастеров...
alona777 12-07-2018-11:53 удалить
Ответ на комментарий Biryusinka # Согласна милая редкое издание. Уф... наконец то вся серия в сборе. Первую книгу с Орхидеями ещё в 2013 году опубликовала))) https://www.liveinternet.ru/users/alona777/post273696769/


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Книга Хризантем. "Четверо благородных" Часть - IV | Decor_Rospis - Intra Bonus, Exi Melio. Войди хорошим, выйди лучшим | Лента друзей Decor_Rospis / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»