Авторский сайт Галины Луговой
Сайт «Говорящее безмолвие» создан для дистанционного обучения родителей занятиям с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ
[показать]
Итак, мы начинаем виртуальное обучение неговорящих детей письменной речи.
Ссылка ДЛЯ ЗАКАЗА дидактических материалов на первые четыре недели занятий: http://speaking-silence.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=22&Itemid=52
Первая неделя занятий.
Начиная работать по программе, я предполагаю, что это чистый лист. Одни дети являются таковыми по причине соей болезни - никто не знал, что можно заниматься, другие ещё только начинают свой жизненный путь, у них всё ещё впереди. В своих пояснениях я буду ориентироваться на тяжёлых детей с серьёзными нарушениями. Все, кто полегче, будут подстраиваться. В то же время, некоторые задания (загадки, скороговорки, относящиеся к определённым темам) тяжёлые дети озвучить не смогут. Эти задания подходят для детей боле сохранных. Однако, мамы всегда могут произнести эти задания сами и выполнить пальчиковую гимнастику руками ребёнка. Такое задание, выполненное пассивно, будет являться всего лишь образцом звучащей устной речи.
Прошу также учесть, что это попытка помочь детям с отклонениями в развитии (и с серьёзными отклонениями), помочь широкой аудитории, помочь детям разным по возрасту, степени тяжести заболеваний, и разной этиологии (причине) этих заболеваний. Я оттачиваю механизмы столь масштабной помощи, стараясь сделать такую помощь более универсальной. Я сознаю масштабность, мощь программы, её огромную потенциальную возможность помочь, и помочь практически всем и всем сразу. Я бы ХОТЕЛА, чтобы программа жила, работала, приносила пользу детям и их родителям.
Более того, я убеждена: Учить надо матерей! Именно для них моя программа приобретает такую значимость. Вместе мы будем делать одно дело. Вместе мы будем помогать каждому конкретному малышу.
Почему я делаю ставку именно на родителей? Ведь у них нет опыта коррекционной работы, ведь только люди со специальным высшим образованием у нас, априори, знают, как корректировать конкретные нарушения.
Да потому, что только мамы знают и чувствуют своих детей (опять преклоняюсь перед Доманом - это его точка зрения). Да потому, что у нас много специалистов, которым не нужна ни программа моя, ни дети ваши. Они искренне считают детей с тяжёлыми множественными нарушениями необучаемыми, их так учили. И, наконец, я допускаю, у нас есть много хороших специалистов, у которых есть свои наработки, они их любят, они ими пользовались всю жизнь и прочтение моей, пусть даже и очень хорошей программы, не заставит их отказаться от своих любимых приёмов. Они в лучшем случае могут взять лишь элементы программы. Тоже происходит и со мной. Я обожаю Домана, я обожаю Зайцева, но я работала, и буду работать по своей программе. Я вижу аналогии в самой сути подходов, но ни один из них полностью не повторяется у меня, и в этом её уникальность.
Возьмём того же Домана. В моей программе ребёнок, раскладывая лото, познаёт, действует, играет, мы видим обратную связь. По Доману это механическое накачивание битами информации. На мой взгляд, такой подход имеет больше преимуществ. Я даю по-Домановски много знаний (битов информации), но я по-особому хочу увидеть обратную связь, хочу формировать высшие психические функции этих самых больных детей, (психолого-педагогический подход отечественных коррекционистов) делаю это осознанно.
Поэтому, вижу наше с вами сотрудничество максимально эффективным. Именно родители максимально правильно поймут, наиболее полно применят и получат самые высокие результаты.
Я уверена в своих действиях, потому что они опираются на концепцию нашего знаменитого психолога Л.С. Выготского. Он указывал, что развитие в норме и патологии идёт по одним и тем же законам, более того, обучение ведёт за собой развитие. Проще говоря, все дети, и больные и здоровые должны знать одни и те же вещи. Обучая таким образом, мы будем приближать больных детей к норме, как бы расплывчата она не была. Весь упор программа делает не только на развитие письменной и внутренней речи неговорящего ребёнка (ведь эта программа для них), но и на развитие всей речемыслительной деятельности, компонентом которой и является словесно-логическое мышление.
[показать]
Первое направление: обучение чтению. Чтение - основа всего обучения, функция мозга присущая только человеку. Я учу читать, используя и домановский подход глобального чтения, и полуглобального (поскладового по Зайцеву), и аналитико-синтетический метод (побуквенно). Ведь в конечном итоге мы собираем слова из букв. Мои неговорящие дети пишут рассказы и стихи, и именно этого вы не найдёте ни у кого. Быть может только Доман скажет вам, что таких детей можно и нужно учить читать. Всё сплелось за много лет в единый живой организм, он живёт и работает, работает абсолютно на всех, потому что он основан на знании законов развития и законов психологии.
Второе направление: расширение знаний об окружающей действительности.
В этом блоке программы вас и ваших детей ждёт яркий иллюстрированный материал в виде лото по очень разнообразной и подробно представленной тематике. Лото, как правило, состоят из 8 карточек. Все они действительно выполнены в одном стиле. Все изображения подписаны красным шрифтом. Размер шрифта выбран исходя из размеров каждой предметной картинки. Он, однозначно, крупнее и толще любого текста в книге. Однако размер шрифта не достигает 10 см, как требует того Доман при обучении чтению, но и возраст детей, обучающихся по программе более 3-х лет, что предполагает готовность зрительного анализатора к восприятию материала.
Итак, в программе рассматриваются следующие темы:
ЦВЕТА, ФОРМЫ, СЕМЬЯ, ИГРУШКИ.
ОВОЩИ, ФРУКТЫ (фрукты и цитрусовые фрукты - 2 лото), ЯГОДЫ (ягоды и лесные ягоды - 2 лото)
ПРОДУКТЫ (одно лото сокращённый вариант), и далее более подробно:
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ
РЫБНЫЕ ПРОДУКТЫ
ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
НАПИТКИ
ПОСУДА (одно лото сокращённый вариант), и далее более подробно:
КУХОННАЯ ПОСУДА
ЧАЙНАЯ ПОСУДА
СТОЛОВАЯ ПОСУДА
КОФЕЙНАЯ ПОСУДА
ЖИВОТНЫЕ:
ЗВЕРИ:
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ (домашние животные, детёныши, жилища - 3 лото)
ЛЕСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (лесные животные и детёныши - 2 лото)
ХИЩНИКИ
ТРАВОЯДНЫЕ
ГРЫЗУНЫ
КОПЫТНЫЕ
МОРСКИЕ
ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН
ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРНЫХ СТРАН
ПТИЦЫ:
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ (домашние птицы и птенцы - 2 лото)
ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ
НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ
ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ
НЕВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ
ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ
ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ПТИЦЫ
ПТЕНЦЫ
РЫБЫ:
ПРЕСНОВОДНЫЕ РЫБЫ
МОРСКИЕ РЫБЫ
АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ
НАСЕКОМЫЕ:
НАСЕКОМЫЕ
ЖУКИ
БАБОЧКИ
АМФИБИИ
РЕПТИЛИИ:
РЕПТИЛИИ
ЗМЕИ
ВРЕМЕНА ГОДА:
МЕСЯЦА (4 лото по сезонам)
ПРИЗНАКИ СЕЗОНА (4 лото по сезонам)
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ (лото на соотнесение сезона и явлений природы)
ДНИ НЕДЕЛИ
ЧСТИ СУТОК (лото на соотнесение времени суток, явления природы, распорядка дня)
ОДЕЖДА:
ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
ВЯЗАННАЯ ОДЕЖДА
ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА
ЛЕТГЯЯ ОДЕЖДА
ДЕМИСЕЗОННАЯ ОДЕЖДА
БЕЛЬЁ
ОБУВЬ:
ОБУВЬ
ДЕТСКАЯ ОБУВЬ
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
РАСТЕНИЯ:
ДЕРЕВЬЯ (16 наименований)
ПЛОДЫ И ЛИСТЬЯ ДЕРЕВЬЕВ (всего по деревьям 4 лото)
ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ
КУСТАРНИКИ (зимой и летом)
ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ КУСТАРНИКОВ
ДЕКОРАТИВНЫЕ ЦВЕТЫ
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
ДИКОРАСТУШИЕ РАСТЕНИЯ(ТРАВЫ)
ДИКОРАСТУЩИЕ ЦВЕТЫ
ГРИБЫ:
СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ
НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ
ТРАНСПОРТ:
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ
ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ
ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
МЕБЕЛЬ
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
ИНСТРУМЕНТЫ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ
Темы ПРОФЕССИИ, ЖИЛИЩА ЖИВОТНЫХ ЧАСТИ ТЕЛА, ЧАСТИ ЖИВОТНЫХ рассматриваются в рамках строения речи (материал даётся не в виде лото, а виде заданий на построение предложений).
Как видите, материал обширный. Материал проходится фактически за один год. Темп прохождения высокий. Далее на основе приобретённых знаний, я учу детей рассуждать, оперируя только словами. И первое, и второе направления идут параллельно, поэтому альбома должно быть два формата А4, лучше, на пружинках и не менее 48 листов.
Для того, чтобы дети могли работать в этих альбомах, им необходимо приобрести (или подтянуть) некоторые моторные навыки.
Для этого в папочке "Пособия для развития мелкой моторики - отработка хвата, движения руки вверх, захвата щепотью, которую вы, надеюсь, все успешно скачали, я размещаю фотографии тех нехитрых приспособлений, которые помогут нашим детям сформировать необходимые навыки. На первых порах занятия по мелкой моторике будут иметь больший объём в структуре ежедневного занятия. Я ориентируюсь, на то, что занятие будет ежедневным и длится приблизительно 1 час.
Для тех, кому трудно усидеть час, занимаются всем понемногу, по мере их собственных возможностей и сил.
С течением времени структура занятий будет меняться, так как цель наших занятий несколько другая - научить общаться, научить обучаться. А то чем мы занимаемся с вами сейчас - это всего лишь средства на пути к нашей Великой цели.
Пособия для формирования хвата вообще:
1. Это, прежде всего, обычная палочка небольшого размера. Мы учим детей удерживать её двумя руками в течении пяти минут.
Следующим этапом этого упражнения будет поочерёдное отпускание (то левой рукой, то правой) палочки по инструкции взрослого. Упражнение выполняется также 5 минут. Оба упражнения требуют 8-10 подходов в течение дня.
[показать]
2. Классический кольцеброс из "Маленьких ступенек"
[показать]
Пособия для формирования движения руки вверх. Ведь в дальнейшем детям придётся брать карточки, буквы и поднимать их вверх.
Вторая слева фото - это гладенькая досочка, в ней высверлены дырочки, штырьки - это палочка от детской кроватки, последний штырёк 1,5 см. В дырочки полезно засовывать указательный пальчик рабочей руки.
Остальные пособия можно приобрести в магазинах развивающих игр, совершенно верно, если не такие точно, то подобные. По крайней мере, вы теперь точно будете знать, что вам надо.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Пособия на формирование захвата щепотью:
Слева направо: Банка из-под кофе "Чибо" с прорезью и крупные пуговицы, пластиковая бутылка 0,33 без плечевого пояса, края заклеены лейкопластырем. ("ОчУмелые ручки" продолжают свою работу!) А на дне маленький мячик.
Далее всё ясно и без комментариев.
[показать]
[показать]
[показать]
А это пособие позволяет научить разворачивать руку в другой плоскости.
Банка из-под кофе "Нескафе Голд" с узким горлом и вышеуказанный штырёк от кровати (можно толстенькие восковые мелки заодно цвета повторим).
Просто полезное занятие:
[показать]
Обучение чтению
Титульную страницу нашего альбома с буквами пропускаем.
Нам нужен разворот.
На левую страницу наклеиваем "Страницу с буквой А" из папки "Альбом с буквами". Её распечатываем в том виде, в каком есть, ничего не масштабируя, в одном экземпляре.
На правую страницу наклеиваем "Лото с буквой А". Его распечатываем в 2-х экземплярах. Из второго экземпляра делаем карточки для накладывания.
[показать]
[показать]
При работе со страницей на букву А, Вам нужно изготовить слова для накладывания. Для удобства компоновки материала для занятий на первой неделе я разместила их в одном файле. Вырезаете и наклеиваете слова. Храните их под резинкой.
[показать]
Маленькие буквы - это наша с вами разрезная азбука, из которой мы в дальнейшем будем составлять слова. Маленькие буквы вырезать, наклеить, хранить под резинкой отдельно.
Работа ведется так. Подворачиваем альбом так чтобы перед ребёнком находилась страница с буквой А (без лото). На столе лежат в произвольном порядке 5 слов на букву А. Даётся инструкция: "Посмотри, где нарисован, арбуз в альбоме? Покажи арбуз. Покажи слово, которое написано под ним. Найди такое слово и положи его в альбом: Слово на слово". Слова называются вами, каждый раз с другого места в альбоме, порядок произвольный.
Дети могут ошибиться, позвольте им увидеть свою ошибку, положите неправильное слово чуть выше необходимого, пусть поработает функция контроля."Нет, это другое слово. Давай поищем ещё". При работе с альбомом с буквами я каждый раз вижу, как хмурится лобик, как идёт мыслительный процесс. Это такое прекрасное зрелище, я почти каждый раз плачу, как Доман над своими ползущими детишками, ну если не плачу, то, по крайней мере, мне становится очень тепло и радостно, я понимаю: "Всё будет".
Это начинает работать мыслительная операция "Сравнение". Если ребёнок мал, и выбирает слово по длине, по первой букве - это нормально. Он пока не научился выделять детали. Он ориентируется на доступные в его возрасте признаки предметов - размер, цвет. Он учится, и обязательно научится. Дайте ему возможность увидеть его ошибку.
Уметь выделять детали, видеть разницу в похожих изображениях, дифференцировать одно изображение от другого я учу с первой же буквы. Чтобы было с чем сравнивать, мы кладём перед ребёнком изображения похожие на букву А.
Вырезать карточки. Положить перед ребёнком только букву А, треугольник, пирамиду, и галочку остриём вверх (верхнюю строчку).
[показать]
Инструкция "Дай букву А". Не забываем хвалить.
Работа с "Лото с буквой А" выполняется просто. Альбом повернули другой стороной. "Дай красную букву А" и т.д.
Темп подачи материала- 2 буквы в неделю. За 2-3 дня проходим одну букву.
Работа с буквой О ведётся по аналогии.
[показать]
[показать]
Лото на букву О распечатывается в двух экземплярах, из одного делаются карточки для раскладывания. Даётся инструкция: "Дай букву А, дай букву О". Дифференциация ведётся из: Буква А, буква О, овал, бублик.
Работу в формате блока " Расширение знаний об окружающей действительности" традиционно начинаем с сенсорного развития. Цвета, формы, размеры - это базовые понятия, основные признаки предметов, нас окружающих. Это ещё не сама авторская программа, это только грамотный общепринятый психологопедагогический подход. И вы будете совершенно правы, если скажете, так поступают все специалисты, если они хорошие специалисты, более того, всё это знает хорошая опытная мама, только вот опыт приходит не сразу, да и многие после оглашения диагноза просто в ступоре и шоке.
Отличие моей программы от подобных занятий вы поймёте позже. Наверное самое важное, что эти занятия я предлагаю тяжёлым, лежачим, неговорящим детям, тем, которых в работу никто не берёт.
Иногда просто нет не только хороших, но и разных специалистов, ведь такая работа нужна не 2 недели, не тем более разово. Это надо делать систематически ежедневно до тех пор, пока ребёнок не будет просто учиться на общих основаниях.
Цвета начинаем учить с основных: красный, жёлтый, синий, зелёный. Иногда цвета усваиваются детьми очень тяжело, они очень долго путают.
Для тех у кого с этим совсем плохо я применяю следующий приём: 25-й кадр по Доману. Мама носит в домашней одежде 2 пластинки, контрастные красный и жёлтый. В течение дня показывает ребёнку карточку с инструкцией: "Максим, красный", "Максим, жёлтый". Так 8-10 раз в день. 2-3 дня. Хочет - не хочет информация до мозга ребёнка дойдёт.
Далее, кладёте эти две карточки перед ребёнком и даёте инструкцию: "дай красный". Выбор из двух карточек. Карточки меняются местами. Меняется инструкция: "Дай жёлтый" Всё это хаотично. Если ребёнок стал более или менее давать требуемый цвет, можно подключать следующий: синий или зелёный.
Строгое требование к цветам: объясняя ребёнку цвета, следите за качеством этого самого цвета. В пачке цветного картона под вывеской "красный" можно обнаружить и малиновый, и бордовый, и всякий другой цвет. Мы не на уроке труда, где можно взять что-нибудь из красной гаммы, лишь бы пёстренько было. Перед покупкой картона придирчиво осмотрите, какой цвет, какой яркости и насыщенности картон предлагает нам производитель.
Карточки для "ношения в кармане".
[показать]
Задания на соотнесение цвета и предмета, предмета и цвета. Инструкция: "Красный. Дай такой же" Предметы могут быть любые, не обязательно кубики. В этот период весь окружающий мир должен быть расцвечен и озвучен. Мы одеваем красные колготки, жёлтую футболку, пьём из синей кружки и т.д. Цвета выделяются те, над которыми работаете. Не спешите давать полутона, всему своё время.
[показать]
[показать]
Как итог, страничка из нашего второго альбома "Альбома с темами":
[показать]
На первых порах важны 4-6 цветов (+ чёрный, белый), остальные дадите сами, объясните после про радугу и "Каждый Охотник Желает Знать..." вырежете из картона дуги указанных цветов и соберёте радугу. Это всё потом. Просто возьмите на заметку.
И вот ещё одна хорошая игра на цвета:
[показать]
Суть игры. Этот и другие зайчата, которые сидят на карточках с другими цветами (основными), очень боятся волка. А он уже идёт, и зайчат надо спрятать, прикрыв сверху квадратиком такого же цвета.
Если вы возьмёте хороший по цвету картон формата А5, вырежете аккуратно квадратик из середины, а в образовавшееся окошко вклеите календарик с котятами (одинаковыми или разными), то у вас получится первоклассная игра про цвета, вот только бояться они будут собаки.
А мы погорим о Формах:
[показать]
[показать]
Это стандартные пособия, которые также удобно носить в кармане домашней одежды и предъявлять малышу 8-10 раз в день. Далее всё также. Инструкция: "Дай квадрат" и т.д.
Следующая страничка "Альбома с темами":
[показать]
Принцип работы тот же: перед ребёнком альбом, на столе вырезанные фигурки (не забудьте сохранить надпись "Формы"). Вы называете форму: "Круг" - ребенок выбирает круг и накладывает на страничку альбома.
Мне нравится вот такая игра. Суть. В гнёздах разной формы сидят птички. Их надо укрыть от дождя. Для этого ребёнок должен выбрать (соотнести) форму на столе (вырежьте её сами из цветного картона, чтоб размер полностью совпадал с размерами "птичьих гнёзд",и можно было накрыть бедных птичек, чтоб вода к ним не попала, и они не намокли). Это игра "Поиграйка" для детей младшего дошкольного возраста АО «Радуга», я её вижу иногда в магазине. Она у меня уже более 10 лет.
[показать]
[показать]
Если не понятно, поясню. Это должны быть карточки формата А5 с фигурой в виде птички в "гнезде" по середине. Всего 5 штук, по одной на форму. К ним изготовьте формы для накрывания
Нам осталось рассмотреть Размеры.
[показать]
Подобных пособий на самом деле много, есть аналогичные задания и в книжках. Для нас важно правильная инструкция:Покажи большую/маленькую/ среднюю собаку. Покажи самую большую/самую маленькую собачку. Покажи собачку меньше, ещё меньше, ещё меньше, чем (показываем первую, она же самая большая). В обратном порядке: покажи собачку, которая больше, ещё больше и.т.д., чем эта (самая маленькая). Покажи собачку меньше, чем эта, но больше чем эта (показываем сами).
При объяснении голосом тоже выделяем: большой - голос грубый, руками показываем, какой большой. Маленький - голос тоненький, показываем большим и указательным пальцем, какой маленький.
Иногда всё равно идёт плохо. Мне понравился пример объяснения, недавно вычитала у Домана. Ставим две тарелки с любимой едой или лакомством. На одной большой кусок, на другой маленький. Разъяснение аналогичное: большой - грубый голос, маленький - тоненький голосок, и съедаем большой кусок сами. Говорят, быстро доходит. Сама не пробовала. Только надо сразу же повторить эксперимент, в этот раз предлагая сделать выбор: "Возьми большой кусок, а маленький отдай мне".
При собирании пирамидки, чтобы правильно её собрать, необходимо из оставшихся колечек выбирать самое большое, это постоянная инструкция к правильному выбору. Мои тяжёлые детки вначале выполняют это под моим вербальным контролем. "Выбираем большое кольцо". Потом привыкают и работают самостоятельно.
[показать]
Это задание как бы подводит итог. Для детей, которым трудно попасть и показать отдельные предметы на одном листе, я изготавливаю карточки, предварительно расчертив и разрезав лист.
Инструкция даётся в произвольном порядке: покажи большую кошку, маленький стульчик, маленький цветок, большой стул, большой цветок. Карточки из поля деятельности не убираются, чтобы было можно сделать выбор.
[показать]
А это задание является итоговым ко всему сенсорному развитию. Даже если малыш справился со всеми заданиями, изложенными выше хорошо, это задание выполняется периодически, вплоть до самой школы. Есть аналогичные задания и в учебнике математики 1 класс Моро, и в учебнике Питерсон очень много работают с массивами (множествами), основой для выбора также являются цвет, форма, размер.
Вам предстоит из хорошего (по цвету) картона вырезать фигуры четырёх цветов, пяти форм и двух размеров. Всего 40 фигур. Размеры берите контрастные. Если круг большой, то это не менее 9 см в диаметре, если круг маленький - это 5 см в диаметре. Квадрат визуально должен хорошо отличаться от прямоугольника (для большого прямоугольника 9х12).
Инструкции даются следующим образом:выбери все треугольники, из оставшихся: выбери все жёлтые фигуры,из оставшихся: выбери все большие фигуры.
Оставшиеся фигуры называются по всем трём признакам: выбери маленький красный квадрат, маленький зелёный треугольник и т.д.
Естественно, порядок инструкций по выборке берётся в произвольной форме и каждый раз меняется. С этим же материалом работается четвёртый лишний:
Инструкция даётся так: выбери, что не подходит, что лишнее.
На первых порах инструкция дублируется (и только на первых порах). Среди всех больших квадратов один маленький - будет выглядеть так: где не большой квадрат. После того как ребёнок понял, уже никогда этого не делаем (не подсказываем инструкцией).
Лишние признаки берутся разные, и лишний предмет лежит в разных местах, а не в определённой, например, крайней правой позиции.
Например: все треугольники, один круг.Один жёлтый, все красные.
Ещё задание несколько другое по смыслу.
Начнём с простого: все фигуры красные, их три: квадрат, круг, треугольник.
Выбери не круг и не треугольник.
И посложнее. На столе лежат три фигуры: желтый треугольник, красный квадрат, зелёный круг.
Инструкция: Выбери не треугольник и не зелёный.
Таким образом, мы с вами с самой первой недели занятий формируем основные мыслительные операции.
Лото семья. На мой взгляд, Лото должно состоять из самых близких родственников: мама, папа, имя брата, имя сестры. Но количество членов может быть разным, на ваше усмотрение.
Соответственно подписи должны быть такими, как называют членов в семье. Это неверно, когда ребёнок не говорит мама, а всё время называет её Лиля, обращается к ней также, и о ней говорит также: "Лиля пришла".
Мы редко, указывая на сестёр и братьев , говорим: "Подойди к брату, отдай сестре". Как правило, это имя. Так и надо подписывать.
Как сделать Лото.
В WORD шрифтом 100 заглавными красными буквами, на альбомном листе (Параметры страницы) я пишу: СЕМЬЯ, строго по центру.
Далее вставляю таблицу: для семей с чётным количеством членов 2х2, для нечётных 1х5. Варианты допустимы.
Снимки делаю цифровым фотоаппаратом или мобильным телефоном, обрабатываю фотошопом: крупно вырезаю лицо.
В ячейки таблицы Word выбираю из верхнего горизонтального меню «Вставить/рисунок /из файла». Размер рисунка можно менять, сделав его пропорциональным ячейке таблицы.
Внизу в ячейке красная подпись. Вот, что из этого вышло:
[показать]
На первых порах этого достаточно. А когда, ребёнок освоит глобальное чтение, к этому заданию можно вернуться в другой форме и изучить родственные связи в семье. Фактически это генеалогическое дерево семьи.
[показать]
Слова для накладывания: МАМА, ПАПА, БРАТ, ТЁТЯ, КУЗИНА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЫН, ДОЧЬ, СЕСТРА, МУЖ, ЖЕНА, можно по желанию, СВЕКРОВЬ, НЕВЕСТКА, ЗЯТЬ, СНОХА, ЗОЛОВКА, ТЁЩА, ТЕСТЬ, СВЁКОР. Но лично я думаю, это лишнее.
ИСТОЧНИК