Авторский сайт Галины Луговой
Сайт «Говорящее безмолвие» создан для дистанционного обучения родителей занятиям с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
[286x230]
[312x250]
Итак, мы начинаем виртуальное обучение неговорящих детей письменной речи.
Ссылка ДЛЯ ЗАКАЗА дидактических материалов на первые четыре недели занятий: http://speaking-silence.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=22&Itemid=52
Вторая неделя наших занятий.
Усвояемость материала у всех детей разная. Некоторым детям темп 2 буквы в неделю хорош, некоторым очень быстро, некоторым, наоборот - медленно. Прохождение первых четырёх гласных букв (А, О, У, И) является начальным, но базовым этапом. Ребёнок должен узнавать эти буквы. В противном случае у него возникнут трудности с узнаванием слогов. Все согласные буквы мы далее будем изучать только в сочетании с этими гласными. На начальном этапе от ребёнка требуется только разложить слова по альбому с опорой на наглядность.
К концу второй недели дети начинают узнавать буквы и слова в пределах пройденного на слух и внешний вид. Можно начинать предлагать ребёнку распознать слово без альбома. Для этого после повторения страницы с какой-либо гласной буквой необходимо закрыть альбом и попросить дать вам одно-два слова уже без опоры на наглядность.
Постепенно количество слов, которые ребёнок будет узнавать без альбома, будет увеличиваться. И если дети на начальном этапе иногда ошибаются, простим им это. Каждый человек имеет право на ошибку не зависимо от возраста и диагноза, ведь он только учится всему.
Далее можно предлагаемые для распознавания слова на разные буквы смешивать между собой. Слов должно быть не очень много 8-10.
Если ребёнок не ошибается – материал усвоен, его не следует больше повторять ежедневно. Излишне долгое повторение может вызвать неадекватную реакцию, например, агрессию. Мы думаем, что ребёнок всё ещё не понял, а мы ему просто надоели. К тому же времени на повторение уходит довольно много, не хочется терять его впустую. Ведь психическая активность детей имеет свои пределы, в большинстве случаев, они психастеники.
Альбом с буквами.
Разворот альбома будет выглядеть вот так:
[350x244]
[350x234]
Первые 2-3 дня недели накладываете слова на Страницу с буквой У. Ещё раз обращаю ваше внимание: ребёнок накладывает слова строго по вашей инструкции, а не накладывает то, что ему захочется. Процессом руководите вы. Так мы приучаем ребёнка к произвольности. особенно это актуально для детей с аутистическими чертами, когда у них проявляется полевое поведение. Например, притягивает его слово "Удочка". Вы можете просить его положить другие слова и делать это до бесконечности. Если это случается, попробуйте слово "удочка" изъять со стола, наложить в альбом другое слово, например, "утка". Далее слово можно вернуть, попросить наложить именно его («удочка») и спокойно работать дальше, но только работа эта будет уже по вашей инструкции. Ну, а на следующий день с "удочки" и начните, чтоб не тянула к себе так сильно.
Если такая борьба у вас происходит за каждое слово, работаем строго по вашей инструкции.
Таким образом, слова для накладывания вырезаем и наклеиваем из файла.
[341x350]
При работе с Лото А, О, У разворачиваем его, естественно. Лото распечатывается в двух экземплярах. Из второго экземпляра делаем карточки для накладывания.
[234x350]
Не забываем подловить ребёночка на похожих изображениях. Только для выбора предлагаем А, О, У и V.
[350x178]
Через 2-3 дня аналогичным образом работаем с буквой И.
[350x245]
[350x243]
Лото с буквой И распечатываем в двух экземплярах. Слова для накладывания в одном.
[341x350]
Задание на дифференциацию (различение) букв выполняем на маленьких буквах, что изображены в файлах "Слова для накладывания".
Альбом с темами.
Цвета, формы, размеры быстро за неделю не усвоятся. С ними работаем 1 - 1,5 месяца. Критерием усвояемости является свободное выполнение заданий по выборке, сортировке, четвёртый лишний, на логическое исключение на материале.
[350x263]
Сегодня рассмотрим тему "Игрушки".
Лото "Игрушки" распечатывается в двух экземплярах. Из одного изготавливаются карточки - изображение и красная подпись (слова не отрезаем). Само слово "Игрушки" также вырезается, наклеивается и бережно хранится вместе с предметными картинками по теме "Игрушки" в пачке под резинкой (оно пригодится нам для формирования мыслительной операции "обобщение").
[350x248]
Второй экземпляр клеится в альбом, экономим место, нам предстоит большая работа, т.е. материал наклеивается последовательно на левую и правую страницы.
Работаем так же как и с остальными заданиями, т.е. учебным процессом руководите вы, слова называете вы, называете их в произвольном порядке, а не строго слева направо.
Тему "Игрушки" можно использовать для закрепления форм. Инструкция: "Дай игрушку похожую на круг. "При этом перед ребёнком на столе лежат предметные картинки темы "Игрушки" и эталон для сличения - круг. (Дети выбирают "Мячик").
Аналогично для квадрата - "Покажи/дай игрушку похожую на квадрат" (Выбирают "Кубики"). Вы можете посмеяться, но иногда родители теряются, откровенно пасуют, или выбирают, например "барабан", объясняя, что сверху у него круг. Давайте однозначно трактовать задания.
И последнее, "Дай игрушку похожую на треугольник". Не забывайте про эталон для сравнения, он д.б. на столе. (правильный ответ "Пирамидка", хотя в том виде, в котором она изображена в лото, она похожа на треугольник с натяжкой, согласна. Поставьте рядом настоящую классическую пирамидку, посмотрите на неё издалека, сощурьте глаз, поставьте/положите эталон рядом, и все мы придём к консенсусу, что моя пирамидка тоже похожа на треугольник).
Цвета и размеры в теме "Игрушки хорошо закрепить на следующем задании. Можно работать указывая искомую пирамидку пальцем прямо на листе, я же для своих учеников всё режу. Тем самым достигая максимальную мобильность, меняю местоположение карточек, глаз не замыливается, приходится думать.
[278x350]
Инструкция: "Найди пирамидку, у которой самое большое кольцо зелёное", "Найди пирамидку, у которой самое маленькое кольцо жёлтое" и т.д. Вариантов может быть много. Для детей постарше или продвинутых приемлемы варианты "Второе снизу", "Третье сверху" и т.д. и т.п. Если вам ещё такое рано, возьмите на заметку, подрастёте - сделаете. Вот тут хорошо и пирамидки в натуре пособирать, ощутить на практике, какое оно самое большое и самое маленькое кольцо, сравнить их методом наложения. Для тех, у кого дома команда по миниволейболу, собирайте на перегонки ваши пирамидки.
Следующее задание будет на внимание. Иногда наши детки слышат не всю фразу, а только её начало или конец. Задание также распечатывается в одном экземпляре, изготавливаются карточки.
[276x350]
Инструкция: "Дай мишку и пирамидку", "Дай пирамидку и мячик" и т.д. Карточки оставляйте на столе, чтобы было из чего сделать выбор, не забывайте хвалить, целовать, а то получится, что ребёнок вам дал правильно, а вы назад положили и опять спрашиваете. Нехорошо! Сомневаться начнёт в себе. Нам этого не надо. Радуйтесь бурно, ваш малыш - герой!
Предметные картинки по теме «Игрушки» (карточки лото) можно использовать для тренировки памяти. Поиграйте в магазин игрушек. Ваш ребёнок продавец. Попросите его дать вам сразу несколько игрушек, назовите 3-4 слова. «Товарищ продавец, покажите мне, пожалуйста, куклу, коляску машинку и матрёшку».
[600x392]
источник