• Авторизация


Петергоф. Часть 62. Банный корпус. Часть 3. 27-12-2019 13:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

Петергоф. Часть 62. Банный корпус. Часть 3.

[1000x667]



[1000x593]



Музеи на карте:

1. Большой дворец; 2. Особая кладовая; 3. Музей фонтанного дела; 4. Гроты; 5. Музей Коллекционеров; 6 Музей "Императорские велосипеды"; 7. Музей семьи Бенуа; 8. Музей игральных карт; 9. Монплезир; 10. Банный корпус и Кухня; 11. Екатерининский корпус; 12. Вольеры; 13 Музей "Императорские яхты"; 14 Дворец Марли; 15. Эрмитаж;

Фонтаны на карте:

1. "Межеумный"; 2. "Нептун"; 3. "Дубовый"; 4. "Венера Италийская"; 5. "Аполлон"; 6. "Большой каскад"; 7. "Самсон"; 8. "Чаша" (Итальянский); 9. "Чаша" (Французский); 10. "Фаворитный"; 11. Аллея фонтанов; 12. "Оранжерейный"; 13. Каскад "Шахматная гора"; 14. "Римские фонтаны"; 15. "Водяная дорога"; 16. "Пирамида"; 17. Шутиха "Елочки"; 18. Шутиха "Дубок"; 19. Шутиха "Зонтик"; 20. "Солнце"; 21. Шутихи "Скамейки"; 22. "Колокола"; 23. "Сноп"; 24. "Адам"; 25. "Ева"; 26. "Китовый"; 27. Каскад "Львиный"; 28. Каскад "Золотая гора"; 29. "Менажерные"; 30. "Клоши" ("Тритоны");

Паровая


[1000x661]


[1000x750]


Предназначение Паровой полностью отражено в названии этого помещения — здесь парились. Сохранившийся потолок обшит липовыми досками, которые при высокой температуре и влажности воздуха начинают издавать запах меда, а стены и пол отреставрированы сосной. Из липы раньше делался и ступенчатый полок, на котором парились.

[1000x667]


[1000x580]


[1000x1000]


Здесь выставлены различные банные принадлежности: ушат для воды, шайка с черпаком для запаривания веников.

[1000x563]


В бане использовали березовые, дубовые и можжевеловые веники, а также заваривали ароматные травы — мелиссу, мяту, зверобой. Мария Александровна, если у нее не было жара, перед тем как принять холодный душ, согревалась в Паровой.

[1000x1250]


В углу комнаты стоит изразцовая печь с медными дверцами, а на ней лежат 108 чугунных ядер. Традиция замены камней на чугунные ядра возникла во времена Северной войны, когда петровские солдаты, привыкшие к бане, мылись, используя подручные средства. Кроме того, ядра оказались более надежными и прочными, чем использовавшиеся обычно камни, которые трескались, когда их сначала раскаляли, а потом поливали холодной водой. Гранитная крошка была нежелательна для слабых легких императрицы.

[1000x689]Хрустальная ванна 19 века в медном футляре


[1000x667]


[1000x750]Хрустальная ванна 19 века в медном футляре


В Паровой можно увидеть коллекцию женского нижнего белья конца XIX — начала XX в.— белую шелковую сорочку на бретельках, панталоны с кружевами, ночную рубашку, чулки.

[1000x665]


[1000x681]


[1000x667]


[1000x663]


[1000x667]


[1000x1333]


[1000x662]


[1000x1334]


[1000x750]Печь для нагрева воды


Выйдя из Паровой и пройдя через небольшую выставочную комнату, посвященную творческой деятельности архитектора Э. Л. Гана, попадаем в Ассамблейный зал, расположенный за Банным корпусом, под одной крышей с Тафельдекерской, Кухней и Кофишенской.

[1000x722]


[1000x663]


[1000x663]


[1000x1777]


[1000x1732]


Ассамблейный зал


[1000x668]


[1000x562]


На месте Ассамблейного зала ранее находились построенные М. Г. Земцовым Поваренные палаты. В 1748 г. их переустроили по проекту Ф.-Б. Растрелли, и вместо кухни (которую перенесли в два соседних корпуса, где до этого были «покои для служителей») устроили просторный (площадью 170 кв. м) парадный зал с большим столом. В XVIII — XIX веках здесь устраивались торжественные обеды и ужины. Сначала это помещение именовалось «залом, где кавалеры кушают»; название «Ассамблейный» (в память учрежденных Петром I ассамблей) появилось позднее.

[1000x1000]


[980x735]


[1000x563]


Этот зал называли также и «Арапским», так как его обшитые дубом стены декорированы шпалерами, вытканными в первой половине XVIII в. на основанной в 1717 г. Петербургской шпалерной мануфактуре. Шпалеры изображают пейзажи с темнокожими жителями Африки («арапами»), туземцами Америки и Азии, экзотическими растениями, дикими зверями, рыбами и птицами. Восемь больших сюжетных шпалер воспроизводят сюжеты «индийских гобеленов», вытканных во Франции по картонам художника А.-Ф.Депорта и подаренных Петру I в 1717 г. Эффектно построенные композиции шпалер отличаются красивым колоритом, исполненным в теплой гамме золотистых, коричневых и зеленовато-синих тонов.

[1000x716]


В простенках между окнами —девять узких шпалер, вытканных по картонам Ф. Пильмана, с орнаментальными композициями, включающими изображения зефиров, корзин с цветами и персонажей итальянской комедии дель арте. Шпалерами обиты и стулья русской работы 20-х годов XVIII в.

[1000x1738]


Вся эта уникальная коллекция была сохранена в годы Великой Отечественной войны. Сегодня Ассамблейный зал является единственным в России сохранившимся образцом использования шпалер в оформлении интерьера XVIII в. Чтобы сохранить их, в зале всегда поддерживается полумрак, окна занавешены шторами, так как солнечный свет вреден для тканых изделий.

[1000x667]


Торжественное застолье предполагало нарядную сервировку обеденного стола: его накрывали большой белоснежной белой скатертью и украшали лентами, бантами, цветами, скульптурными группами. В центре стола Ассамблей-ного зала расставлены фарфоровые фигурки, декорированные яркой росписью и позолотой.

[1000x667]


Сейчас стол накрыт предметами из Вседневного сервиза, сделанного на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII — начале XIX в. и использовавшегося для каждодневных обедов. В то время русский фарфор был еще далек от совершенства, и поэтому трещинки и ямочки на поверхности замаскировывались ассиметричными рисунками в виде букетов цветов («блумен-де-кор») в подражание майсенскому фарфору. Сервиз включает в себя столовые и десертные тарелки, терины (блюда с крышкой для горячей пищи), рюмочные передачи, мороженицы, вазы для ягод и фруктов и пр. Привлекает внимание судок с сосудами для перца, горчицы и уксуса. Рядом с тарелками разложены столовые приборы русской и английской работы XVIII в.: вилки с тремя зубцами и стальные ножи с черенками из кости. Здесь же изделия Петербургского стеклянного завода: стаканы, рюмки, штофы, графины и бокалы.

В буфете Ассамблейного зала представлены салфетки, запасные тарелки, наборы вилок и ножей, ложки, флаконы для специй и серебряная посуда работы русских и западноевропейских ювелиров XVIII в.

Тафельдекерская


[1000x670]


Это небольшое гладко оштукатуренное помещение с куполообразным потолком и деревянным полом, соединяющее Ассамблейный зал с Кухней, предназначалось для хранения столового белья и посуды. С восточной стороны в дверях было устроено раздаточное окно, через которое блюда передавались из Кухни. Вдоль стен комнаты установлено пять дубовых застекленных шкафов, сделанных по чертежу Ф.-Б. Растрелли специально для Петергофа и состоящих из двух частей: верхняя служила для размещения посуды, а нижняя, с выдвижными ящиками,— для столового белья (салфеток, скатертей, фартуков, полотенец).

[1000x663]


В коллекции столового белья XVIII — XIX веков, находящейся в экспозиции Тафельдекерской, представлены, среди других экспонатов, льняные вышитые полотенца Петра I и Александра III, салфетки Петра II, Николая I, Николая II, придворная скатерть Екатерины II, вытканная русскими мастерами.

В центре помещения находится стол красного дерева на колесиках, раздвинутый только на одну треть. На нем представлены образцы того, каким причудливым образом складывали столовые салфетки: в виде лотоса, лилии, треуголки Наполеона, кораблика, пирамиды, конвертика.

[1000x750]


[1000x750]


Здесь же можно видеть холодильники для белых вин и шампанского, наполнявшиеся льдом, соусники, вилки для буженины и ветчины, лопаточки для икры, лимонодавилки, орехоколки, штопор для бутылок.

[1000x750]


[1000x667]


[1000x1499]


В Тафельдекерской были и утюги, которыми гладили салфетки и полотенца. Скатерти же по французской моде должны были иметь складки в виде крупных квадратов. Чтобы получить такой рисунок, их после стирки влажными клали под пресс для белья, подобный тому, какой стоит на рундуке.

[1000x663]


В верхней части шкафов представлены предметы Расхожего сервиза, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, а также образцы фарфора, выполненные на заводе Ф. Гарднера и на Королевской мануфактуре в Майсене. В Тафельдекерской выставлена великолепная коллекция стекла XVIII — XIX вв. Императорского стеклянного завода: графины, рюмки, штофы из бесцветного стекла, украшенные золотой росписью. Особый интерес представляет графин для четырех вин с перегородками внутри и четырьмя пробками для четырех различных напитков (водки, рома, мадеры и вина).

[1000x1777]


Здесь же хранились и столовые приборы. В экспозиции можно увидеть наборы вилок, ножей и ложек золоченой вороненой стали с черенками из фарфора и полудрагоценных камней: лазурита, змеевика, нефрита. Привлекает внимание столовый набор из золоченой бронзы, с фарфоровыми черенками, покрытыми росписью с изображением цветов, сделанный на Королевской мануфактуре в Майсене.

[1000x750]


[1000x662]


[1000x667]


[1000x662]


[1000x667]


[1000x663]


[1000x663]


[1000x663]


[1000x564]


[1000x662]


Здесь висят две соответствующие по тематике характеру помещения картины художника Я. Гиллеманса «Натюрморт с омаром» и «Натюрморт с апельсинами и рябчиком». Кроме того, в Тафельдекерской можно увидеть художественно исполненные образцы меню и костюм официанта XIX в., выставленный в угловой витрине.

[1000x1510]




Серия сообщений "Петергоф 2":

Часть 1 - Петергоф. Часть 50.
Часть 2 - Петергоф. Часть 51.
...
Часть 11 - Петергоф. Часть 60. Банный корпус. Часть 1.
Часть 12 - Петергоф. Часть 61. Банный корпус. Часть 2.
Часть 13 - Петергоф. Часть 62. Банный корпус. Часть 3.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Петергоф. Часть 62. Банный корпус. Часть 3. | кураж - Дневник кураж | Лента друзей кураж / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»