
Зал второй
Самый большой. Здесь располагается основная экспозиция — императорские и коронационные кареты.
В 1856 году, к коронации императора Александра II, петербургскими фабрикантами Х. Тацки, братьями Фробелиус и братьями Яковлевыми были изготовлены десять карет в стиле «рококо», которые оценивались в 17 000 рублей серебром за каждый экипаж.
К середине XVIII века в штате Конюшенного двора насчитывалось около 250 мастеров различных специальностей, как русских умельцев, так и иностранных специалистов; возглавлял придворные мастерские знаменитый «седельный и каретный» мастер И.К. Букендаль. Его руке принадлежит самая старинная карета на выставке (около 1762 года). Кузов кареты необычайно красив и сложен, золоченые резные завитки барочного орнамента покрывают все конструктивные части. Известно, что эта карета была в составе коронационного поезда императрицы Екатерины II.
Еще одним парадным экипажем эпохи Екатерины Великой является так называемая Юсуповская карета, привезенная в 1783 году из Лондона князем Н.Б. Юсуповым. Отметки о ремонте экипажа, сохранившиеся в архивных документах, сообщают нам даты торжественных событий, в которых участвовал экипаж: свадьба великого князя Константина Павловича, коронации императоров Павла I, Александра I и Николая I.
Эта элегантная двухместная карета была изготовлена в 1866 году на фабрике К.К. Неллиса для великой княгини Марии Федоровны (1847–1928), урожденной датской принцессы Марии-Софии-Фредерики-Дагмары, супруги будущего императора Александра III. Сделанная по последнему слову техники, она обладает легкой конструкцией и мягким ходом, в том числе и благодаря только что вошедшим в употребление каучуковым шинам.
Все экспонаты выставки позволяют проследить историю каретного дела на протяжении двух столетий.











Портрет Екатерины II, Екатерины Алексеевны, Екатерины Великой (1729-1796) - императрица Всероссийской (1762-1796). Портрерт работы русского художника Фёдора Рокотова, 1780-е годы

Коронационные кареты:
Карета-купе,четырехместная. Россия. Санкт-Петербург. Мастерская И. К. Букендаля До 1762 г. Принадлежала императрице Екатерине II. Участвовала в коронационных выходах российских императоров
Карета парадная четырёхместная изготовлена в 1770-1783 годах в Лондоне. Приобретена в 1783 году у князя Николая Борисовича Юсупова для императрицы Екатерины II. Использовалась на свадьбе великого князя Константина Павловича, коронации императоров Павла I, Александра I и Николая I









Карета четырехместная Екатерины II. Россия. Санкт-Петербург Мастерская И. К. Букендаля До 1794 г.










Карета четырехместная. С.-Петербург, Придворное Экипажное заведение. Участвовала в коронационных выходах императоров Александра II, Александра III, Николая II, изготовленная в 1821 г.











Карета изготовлена в Париже в 1825 году мастерской Мишалона. Приобретена министром двора князем Петром Михайловичем Волконским к коронации французского короля Карла X. Участвовала в коронационных выходах императоров Александра II, Александра III и Николая II








Изготовлена в Санкт-Петербурге в 1856 году Придворным Экипажным заведением. Участвовала в коронационных выходах императоров Александра II, Александра III и Николая II





Карета парадная, четырехместная. Изготовлена в Санкт-Петербурге в 1856 году мастерской Христиана Тацки. Участвовала в коронационных выходах императоров Александра II, Александра III и Николая II













Фаэтон четырёхместный (Россия). Участвовал в коронационных выходах императоров Александра II, Александра III, Николая II, изготовленный в 1856 г.




Карета-берлина
Карета двухместная Екатерины II. Россия. Санкт-Петербург Мастерская И. К. Букендаля Изготовлена до 1780 г.



Прогулочный фаэтон десятиместный, так называемая Карусель, мастерская И.К. Букендаля, до 1786 года



Фаэтон изготовлен в 1821 году в Дании. Дар датского посланника графа Отто Бломе императору Александру I




Кабриолет двухместный изготовлен до 1831 года в Лондоне. Принадлежал императору Николаю I


Карета двухместная. Изготовлена в 1866 году в Санкт-Петербурге на Экипажной фабрике Карла Карловича Неллиса. Принадлежала Марии Фёдоровне, супруге императора Александра III







Клеймо мастера К.К. Неллиса
Карета двухместная изготовлена в 1879 году в Санкт-Петербурге в Экипажной мастерской Ивана Брейтигама. Принадлежала императору Александру II. Император находился в этом экипаже 1 марта 1881 года, в момент рокового взрыва бомбы, организованного террористами







Покушение на Александра II в России 1 марта 1881 г.
Покушение на Александра II в России 1 марта 1881 г.
Эскиз Джона Бира, St. Петербург. Иллюстрированный журнал 27 марта 1881 г.

Покушение на Александра II в России, 1881 г.
Раненого Царя везут в Зимний Дворец. Иллюстрация из немецкого журнала
Народ у Дворца. «The Illustrated London News» от 19 марта 1881 г.