• Авторизация


Глубокое. Березвечский монастырь. 05-09-2013 20:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Начнк свой рассказ с истории Березвечского монастыря, что на самой окраине города Глубокое в северном направлении. Из Глубокого в Мосар есть две дороги с обоих сторон озера. Посмотрите на фото, стрелочкой я показала где расположен монастырь.
К сожалению, в этот раз мы поехали в Мосар дорогй с другой стороны озера и не проезжали возле монастыря, а значит и сделать фото я не сомгла.
[700x525]
А вот таким был этот же вид, только в 1938 году. Найдите отличия)))
[500x337]

В дальнейшем буду пользоваться картинками и фото из интернета.

Итак, начнем повествование об обители, история которой прекрасна и рагична, как и многое в жизни моей родной многострадальной Беларуси...

Этот монастырь был основан все тем же Иосифом Корсаком, имя которого уже знакомом моим читателям по постам, рассказывающим о Глубоком. Вы знаете его как фундатора /спонсора нашим слэнегом/деревянного Троицкого костела и кармелитского монастыря. Собственноручной записью от 19 августа 1634 года, в день праздника Преображения Господня, он подарил униатам свое имение Березвечье, где еще при его отце Льве Корсаке была построена православная церковь (в этой церкви Лев Корсак был похоронен). В 1643 году Иосиф Корсак умер, и в том же году в имении был учрежден мужской базилианский монастырь.
[500x306]

Униатский монашеский орден базилиан, деятельность которого в ВКЛ началась в 1617 году, в отличие от католических орденов придерживался устава выдающегося деятеля восточной церкви Св. Василия Великого (328-379), по имени которого и получил свое название (по-латыни Василь звучит как Базиль). Этот же устав является основой православного монашеского чина. Поэтому православные и базилианские монастыри имеют в общем одинаковую форму обрядности. Но, что интересно, на Беларуси раньше было распространено имя Базыль /Василь/, думаю и от этого произношения имени пошли многие фамилии - Базылёв и др.

В этом и заключается особенность униатства как религии, созданной на Брестском церковном соборе 1596 года и занявшей промежуточное положение между православием и католицизмом. Сохраняя православную обрядность, униаты принимали католическую догматику и подчинялись непосредственно Папе Римскому. Единственным монашеским орденом у униатов был базилианский. Чуть подробнее об Униатстве и некоторых занимательным моментах нашей истории напишу в конце поста для наиболее любознательных. А пока о Березвечском монастыре.

В 1756-1763 годах на месте прежних деревянных построек базилиан на средства покойного Корсака строится каменный монастырь с церковью, которую на первом этапе сооружали по проекту архитектора Иоганна Кристофа Глаубица (интересно, что, строя храмы для униатов, католиков и православных, сам Глаубиц был протестантом и руководителем евангелической общины в Вильне). Впоследствии его заменил тут краковский зодчий Ян Дидерштейн.
[398x570]
храм Березвечского монастыря.

Иоганн Кристоф Глаубиц - создатель и крупнейший представитель виленского барокко, один из наиболее востребованных архитекторов Великого княжества Литовского середины XVIII века. Яркая особенность созданного Глаубицем стиля — две, как правило, высокие и лёгкие башни главного фасада с ярусами, по-разному украшенными. К сожалению, не нашла ни одного его портрета... наверное плохо искала)))

Что касается Березвечского монастыря, то в 60-х годах ХVІІІ столетия окончательно сформировался архитектурный комплекс, включавший в себя церковь с зимней часовней, жилой двухэтажный корпус, хозяйственные постройки, сад. Все это было обнесено каменной оградой с брамой /аркой/.

Упадок обители базилиан начался в 1839 году, после Полоцкого собора, объединившего униатов с православными. Православный мужской монастырь просуществовал в Березвечье тридцать два года (1842-1874). Затем, уже в начале ХХ века, его сменил женский православный монастырь со школой на
35 воспитанниц.

В 1919 году православная церковь перешла к католикам и была освещена как костел во имя Святых апостолов Петра и Павла, а монастырь был приспособлен для размещения полка польских пограничных войск (вспомним, что у Глубокого в 1921-1939 годах проходила советско-польская граница).

Костел, поврежденный во Вторую мировую войну, в 1970 году был взорван............
Поэтому каким он был, можно видеть только на фото.
[684x424]

Тут следует сказать и о том, что униатские церкви в большинстве своем ориентировались главными фасадами не на запад, а на юг. В результате этого длительное естественное дневное освещение фасадов обогащало их художественную выразительность простыми, математически рассчитанными средствами.

Но при этом важно иметь в виду еще одну весьма существенную деталь: постановка храма главным фасадом на юг, а алтарем - соответственно на север возникла из идеи символического нейтралитета униатов по отношению как к Западной, так и к Восточной Церкви. Тем самым униаты как бы иносказательно - языком архитектуры - демонстрировали свою равноудаленность от Рима и Москвы, претендовавшей на роль «Третьего Рима» (после падения «Второго Рима» - Византии в 1453 году под ударами турок).

Безупречный вкус, тонкое чувство ритма, присущее архитектору, проявились в этой постройке в таком концентрированном виде, что ее по праву можно назвать непревзойденным шедевром стиля «виленского» барокко.

Целостным по стилистике произведением искусства позднего барокко был интерьер храма, в котором солировали 7 стукковых алтарей. Искусно выполненная каменная перегородка перед алтарем - нечто вроде своеобразного иконостаса - создавала ощущение бесконечности и бездонности алтарного пространства. Но этого уже никто никогда не увидит... Разве что однажды все же кто-то соберет подробнейший материал и восстановит все как было. Но все равно это будет не то - нигде я еще не встречала, чтобы описывали всё - даже мельчайшие детали! А значит будет уже не то...

Под руководством Ираклия Лисовского, униатского митрополита (1804-1809), чья резиденция находилась в Глубоком, в церкви было устроено подлинное чудо - иконостас из кованого железа, покрытого сусальным золотом. Своды и стены святыни украшала полихромная фресковая живопись. Живописью на исторические темы были покрыты и интерьеры монастыря.

В стенах монастыря было общежитие для воспитанников, школа, 6-классное училище для шляхты. Изучали тут не только богословские предметы, но и математику, физику, рисование, немецкий и французский языки. В Виленском университете монастырь содержал 20 стипендиатов.

Березвечский монастырь изведал немало горя людского. С 1939 по 1941 год тут находились сталинские застенки: НКВДисты содержали в монастыре около 2 тысяч политзаключенных. Не обошли обитель трагические события Великой Отечественной войны, когда в этих стенах в сентябре 1941 года гитлеровцы устроили лагерь массового уничтожения советских военнопленных - так называемый шталаг № 351. Он просуществовал до июля 1944 года.

В обнесенном колючей проволокой лагере площадью 3 га никаких построек для узников не было - их содержали под открытым небом, почти не кормили. От непосильного труда, голода, холода, болезней ежедневно умирали сотни людей. Гитлеровцы устраивали массовые показательные расстрелы. Зимой трупы не успевали вывозить и закапывать, а потому сбрасывали их прямо в озеро.

С конца 1943 года, после капитуляции Италии, в лагерь стали привозить итальянских солдат и офицеров. Всего в Березвечском лагере смерти было замучено около 30 тысяч советских и итальянских военнопленных. В память о них в урочище Борок, в 500 м от лагеря, где производились массовые захоронения, в 1964 году был установлен памятник-обелиск.

На мрачные воспоминания о той поре, когда христианская обитель, как это ни дико, стала чудовищным по своей жестокости лагерем смерти, накладываются и сегодняшние, не менее радужные будни монастыря, используемого под тюрьму для содержания особо опасных преступников.
[700x525]
Так выглядит монастырь сегодня - в тех зданиях тюрьма... Похоже никто не собирается переводить ее в другое место - где еще можно найти такие толстые стены надежные? А интересно - там что-то сохранилось от подземных ходов? Ведь по легенде ходы идут сюда аж от кармелитского монастыря.
[400x300]
Могли ли фундатор обители Иосиф Корсак да и сами отцы базилиане предвидеть такую страшную будущность своего монастыря, украшенного некогда одной из лучших в Беларуси барочных церквей, от которой ныне не осталось даже следа?! Этот риторический вопрос повисает в воздухе, когда с чувством скорби смотришь на остатки былого величия Березвечского базилианского монастыря.

Информация с православного сайта в инете: В августе 2004 года по инициативе епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия определением Синода Белорусской Православной Церкви было решено возродить в Глубоком Березвечский женский монастырь в честь Архистратига Божия Михаила. В сентябре того же года из Полоцкого Спасо – Евфросиниевского монастыря в Березвечье приехали 7 сестёр с Игуменией Анфисой. В настоящее время в обители 12 насельниц. Новый монастырь расположен в 1 км от исторического места. Два с половиной года сёстры молились в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. С помощью Божией, трудами Игумении Анфисы и сестёр к концу 2006 года был возведён домовый храм в честь святителя Тихона Задонского. В праздник Рождества Христова 2007 года совершена первая Божественная Литургия в новой церкви.
[450x600]

Вот такая история... Яркая и славная в годы, когда был расцвет монастыря, и мрачная и кровавая в ХХ веке... Остается только догадываться ЧТО слышали и видели стены монастыря...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
спасибо большое,Марина!раньше не предполагала,что история Беларуси вмещает в себя столько!Просто не думала .А теперь... Куда ни глянь-везде события да еще какие! куда там Владимирской Руси! СПАСИБО!!!!!!!!!!!!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

TIGRICA_S 05-09-2013-23:33 удалить
Ответ на комментарий ирина_сух # ирина_сух, у государства, как и у любой семьи - своя судьба, все зависит оттого - сколько площади жилой, сколько людей на ней живут, чем владеют, а главное - в каком месте дом расположен... Беларусь стоит на самом перекрестке торговых и военных путей: из варяг в греки, из Европы в Московию... Отсюда события и судьба. Наши земли транзитные и это привлекало, каждый стремился присоединить к себе, чтобы сделать буферную зону между родной землей и соседней - более агрессивной, с другим укладом. Гибель чужих не так болезненна, главное свое чтобы осталось. так и разрывали на части не кто-нибудь, а соседи, стараясь урвать себе кусок побольше. Народ у нас терпеливый, ибо плохой мир лучше хорошей ссоры. Вот после Великой Отечественной уже почти 70 лет прошло. Для беоаруси просто ух как много мирной жизни, потому что за последние тысячу лет мы первый раз так долго живем без войны. Эта цифра сказала многое. А Северная война Петра Первого со Швецией! беларуси стоила таких потерь, что более 100 лет не могла подняться и, вобщем то, с той поры стала больше как-то аграрной страной, потому что на земле хоть как-то можно было выжить, города были разрушены так, что не все и возродились... Это долгая история - как-нибудь напишу.
Спасибо, что вам нравится то, что пишу. Когда прочитаете про Кревский замок /постараюсь не тянуть с этим постом/, то поймете что оттого КАК развились бы события в этом замке, Европейская история могла пойти совсем по-другому и, сложно сказать, что было бы сейчас в беларуси, да и в соседней России)))
olenica2002_1970 07-09-2013-00:37 удалить
Была в Глубоком с экскурсией. Даже на колокольню взбирались в храме и в склепах были. Спасибо, Марина, за интересный очерк.
сегодня была на экскурсии Будслав-Глубокое-Мосар.Есть на что посмотреть.Собор в Глубоком впечатлил.Вид с колокольни потрясающий!


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Глубокое. Березвечский монастырь. | TIGRICA_S - Дневник TIGRICA_S | Лента друзей TIGRICA_S / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»