Когда-то давно (так давно, что об этом уже вряд ли кто-то помнит) на Ярмарке Мастеров не было системы отзывов. Мастера работали в свое удовольствие и никому не приходило в голову, что подобное удовольствие нужно измерять в цифровом эквиваленте. Но спокойствие закончилось, когда появилась система отзывов: зеленые смайлики, за которые многие готовы были заложить дьяволу последнюю декупажную карту, и красные, которые виделись добропорядочным мастерам в ночных кошмарах. И с этого момента в ЯМе стартовала гонка отзывов, в которой каждый старался выиграть, как мог...
Удивительное дело: если раньше каждый работал сам по себе, то с появлением отзывов все автоматически включились в коллективное соревнование - у кого больше и лучше. Разумеется, в ход сразу же пошла народная смекалка: зачем трудиться в поте лица и зарабатывать в месяц по одному отзыву от настоящих покупателей, если можно одним махом добавить себе в копилку добрую сотню? И так образовалось сообщество Самых Умных, которое начало играть по собственным правилам и накручивать отзывы разными способами.
Мастер заказывает в магазине у другого мастера 200 штук гвоздей или другой мелкой фурнитуры для творчества и просит оставить себе отзыв за каждый купленный гвоздь. Обычно для продавца такая сделка выгодна, так как написав 200 раз "спасибо", он получит плюс столько же взамен. В аккаунте все полученные отзывы (не важно, от других продавцов или от покупателей) генерируются в общий процент. Таким образом, любитель гвоздей оказывается мастером с двумястами положительными отзывами. Покупателей, конечно, это не может не впечатлить: надо же, какой популярный хендмейдер! И мало кому из них придет в голову поинтересоваться, что эти 100% положительных отзывов на самом деле характеризуют человека не как добросовестного мастера, а как хорошего покупателя.
Мастер бросает клич в социальных сетях и подтягивает знакомых и друзей, дабы те создали аккаунт в ЯМе и оформили у него покупку с последующим оставлением хвалебного отзыва. Обычному покупателю и невдомек, что та самая Лена из Усть-Каменогорска, на три страницы рассыпавшаяся в похвалах купленному колье из агатов, на самом деле Маша из Москвы, лучшая подруга мастера. А то и Борис Петрович, муж.
Как показывает практика, в некоторых случаях известная поговорка работает с точностью до наоборот, ибо сто рублей очень пригодятся для накрутки отзывов с помощью самой администрации (или тех, кто действует с ее одобрения). Во всяком случае, мне слабо верится, что те добрые люди, которые в приватном письме предлагают мастерам "за небольшое вознаграждение повысить количество отзывов", не имеют ничего общего с администрацией ЯМы. Потому что последние очень четко отслеживают двойные аккаунты и сразу же их удаляют. А самим подработать, наверное, не грех, тем более, что дополнительная прибавка к жалованию, как известно, и кошке приятна.
Как известно, мастер мастеру друг, товарищ, а в некоторых случаях даже сообщник. Именно поэтому принцип круговой поруки позволяет некоторым мастерам приятно округлить собственный счетчик отзывов. Делается это так: каждый член сообщества заводит себе дополнительный аккаунт покупателя, после чего последовательно оформляет покупки у каждого из членов тайного сообщества. Внешне придраться не к чему - кажется, что это активный покупатель, который совершает сделки с многими разными мастерами, а не только с одним-единственным (что, разумеется, выглядит весьма подозрительно). Правда, как стать членом подобного сообщества мне не известно. Возможно, у них есть какой-нибудь
массонский условленный знак, обозначающий "один за всех и все за одного".
Даже если он и не повышает собственный счетчик положительных отзывов, данный способ приятен тем, что дает великолепную возможность нагадить конкуренту. Для этого создается левый аккаунт, с которого у конкурента оформляется покупка. Если конкурент очень наивен, он принимает покупку сразу, не дожидаясь встречи и денег. После чего моментально получает негативный отзыв со взятым с потолка пояснением негатива (плохая погода, болит нога и вообще ваше украшение меня не радует). Если же конкурент осторожен и не спешит принимать покупку, сделка может состояться, причем в этом случае заказывают обычно самый мелкий и дешевый товар. После чего комментарий о погоде, ноге и радости все равно появляется на странице конкурента и портит вожделенные 100% позитива.
P.S. Наверняка к вышеперечисленному можно добавить еще много разных способов манипуляций с отзывами, но мне они не известны. Да и те, которые описаны выше, приведены здесь не из-за того, что я со своими скопленными за пять лет пребывания в ЯМе ста отзывами отчаянно завидую тем, чьи работы по 600$ ежемесячно "продаются" пачками, набивая на счетчике отзывов приятные глазу тысячи. Просто в который раз вижу, как некоторые весьма талантливые мастера, глядя на активные чужие "продажи" опускают руки и считают свое творчество не востребованным. На самом деле счетчик - это не всегда показатель чужой успешности. Особенно, когда речь идет о счетчике в ЯМе.