• Авторизация


Канава у Брехта 22-07-2022 21:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В знаменитой пьесе Бертольда Брехта "Добрый человек из Сычуани/Сезуана" образ канавы - это образ жестокого мира, который требует от человека быть жестоким, чтобы преуспевать. Именно такие условия требуют от главной героини, доброй Шен Де, принимать время от времени маску ее вымышленного двоюродного брата Шой Да, ее противоположности - недоброго и практичного.
Но в финале Шен Де объясняет богам, почему ей потребовалась маска Шой Да (его, как мы помним, в финале подозревают в устранении доброй Шен Де, которую, однако, за ее доброту земляки растерзали бы): добро беззащитно:

"Ах, ваш мир жесток! Слишком много нужды.
Слишком много отчаяния!
Протягиваешь руку бедняку, а он вырывает ее!
Помогаешь пропащему человеку — и пропадаешь
сам!
Кто не ест мяса — умирает. Как же я могла не
стать злой.
Откуда мне было взять все, что надо?
Только из самой себя.
А это значило — погибнуть.
Груз добрых намерений вгонял меня в землю.
Зато, когда я совершала несправедливость,
Я ела хорошее мясо и становилась сильной.
Наверно, есть какая-то фальшь в вашем мире.
Почему Зло в цене, а Добро в опале?
Ах, мне так хотелось счастья,
И к тому же было во мне тайное знанье,
Так как моя приемная мать купала меня в канаве.
От этого у меня зрение стало острее,
Но состраданье терзало меня.
Я видела нищету, и волчий гнев охватывал меня,
И я чувствовала, что преображаюсь,
Рот мой превращался в пасть,
А слова во рту были как зола.
И все же я охотно стала бы ангелом предместий.
Дарить — было моим наслаждением.
Я видела счастливое лицо — и чувствовала себя на
седьмом небе". (C)

(Перевод пьесы Ю. Юзовского и Е. Ионовой, стихи в переводе Б. Слуцкого)

Что меня здесь интересует: острота зрения, полученная в канаве. Полезла даже посмотреть в оригинал текста по-немецки:

"Und da war auch
In mir ein heimliches Wissen, denn meine Ziehmutter
Wusch mich mit Gossenwasser! Davon kriegte ich
Ein scharfes Aug". (C)

То есть, действительно, речь идет об остром зрении, остром глазе (еin scharfes Aug).
Получается, что тайное знание героини, полученное в канаве, не такое уж тайное (если только выражения "тайное знание", ein heimliches Wissen, и "острый глаз", еin scharfes Aug, не использованы иронически): оно выстраданное, происходит от горького опыта, позволяющего понимать пороки людей. Но вряд ли можно сказать, что оно не распространено. Эта острота зрения - отказ затмевать мрачное радужным.
Но при этом у героини есть и другая острота зрения - та, которая побуждает все же героиню быть сострадательной, быть счастливой, когда она может дарить. Это острота зрения не глаз, часто мытых в канаве; это острота зрения доброты беззащитного доброго человека, еще позволяющего себе узнавать и просто любить добро. Перед ней та острота зрения, которая получена от мытья в канаве, - напротив, должна бы считаться ослеплением.
И конфликт пьесы строится на конфликте того, что в окружающей героиню канаве ей слишком отчетливо видно, и того, что героине из ее внутренних побуждений все же нужно, кроме канавы. К сожалению, условия жизни диктует канава, которая в чистый ручей не преображается.

https://valya-15.livejournal.com/959944.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Канава у Брехта | lj_valya_15 - Шкатулка | Лента друзей lj_valya_15 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»