Уже размещала эту картину, но давно.
С.О. Григорьев. Мирная земля, 1975 г.

Из коллекции Национального художественного музея Украины.
Дабы не было буквального повторения, небольшой комментарий.
Для восприятия картины, в частности - пейзажа, может быть важно, как она называется (что секретом никогда не являлось). Эта картина могла бы называться - "Простор", или "Поле", или "В поле", или "Пойдемте в поле!". Но названо "Мирная земля". Из чего можно сделать вывод, во-первых, что герой картины - именно земля, вместе с людьми, лошадьми, рекой, стогами, кустом на первом плане, деревьями на заднем и всем, что зритель здесь видит. А во-вторых - вывод о том, что важнее всего на этой картине: то, что земля мирная. Она была такой не всегда, но вновь стала ею. (Куст на первом плане, нарушающий всеобщую гладь, может быть, даже напоминает об этом. Может быть, глубоко под ним однажды найдут кого-нибудь, чье место успокоения было утеряно. Или, что лучше, куст всего лишь обозначает растущую новую жизнь - тоже немало).
Из слова "мирная" в названии - еще один вывод: мир (в смысле - противоположность войны) - нескучный. Хотя он выглядит обычным, именно за это им стоит наслаждаться.
Что мне вспомнилось: начало одной из рождественских повестей Диккенса "Битва жизни. Повесть о любви" (юбиляр этого года вернулся - привет ему еще раз). Повесть не самая популярная, но вот как она начинается: "Давным-давно, все равно когда, в доблестной Англии, все равно где, разыгралась жестокая битва. Разыгралась она в долгий летний день, когда, волнуясь, зеленели немало полевых цветов, созданных Всемогущей Десницей, чтобы служить благоуханными кубками для росы, почувствовали в тот день, как их блестящие венчики до краев наполнились кровью и, увянув, поникли. Немало насекомых, подражавших своей нежной окраской безобидным листьям и травам, были запятнаны в тот день кровью умирающих людей и, уползая в испуге, оставляли за собой необычные следы. (...) Не дай нам бог видеть то, что видела луна на этом поле, когда, взойдя над темным гребнем дальних холмов, неясным и расплывчатым от венчавших его деревьев, она поднялась на небо (...)" Дальше речь идет о том, как место битвы изменилось со временем, и вступление переходит к описанию танца двух девушек - героинь повести: "Нигде, быть может, оно так не изменилось, как там, где лет за сто до нашего времени, рос небольшой плодовый садик, примыкавший к старому каменному дому с крыльцом, обвитым жимолостью, – садик, где в одно ясное осеннее утро звучали музыка и смех и где две девушки весело танцевали друг с дружкой на траве, а несколько деревенских женщин, стоя на приставных лестницах, собирали яблоки с яблонь, порой отрываясь от работы, чтобы полюбоваться на девушек. Какое это было приятное, веселое, простое зрелище: погожий день, уединенный уголок и две девушки, непосредственные и беспечные, танцующие радостно и беззаботно." (C) (Перевод М.И. Клягиной-Кондратьевой).
На мой взгляд, картина С.О. Григорьева "Мирная земля" может действовать на своего зрителя (который знает ее название) примерно так же, как этот отрывок из одной из повестей Диккенса. Или наоборот: отрывок из повести может действовать так, как эта картина.
Трудно представить: когда-то на изображенном месте воевали. А это было - но мир наступил.
С Праздником!
https://valya-15.livejournal.com/946009.html