Две старинных китайских картины на этот сюжет. Что здесь может быть интересно: дерево как бы господствует над человеком. А все же человек здесь необходим.
1. Ма Юань
Читая стихи под соснами. XIII в.

"Один из любимых мотивов живописи Ма Юаня — безмолвное общение человека с природой, герой — одинокий поэт или философ, созерцающий природу. Для этого сюжета характерны своеобразная композиция и наличие искривленного дерева, как правило сосны, как бы делящего картину по диагонали. Активно пользуясь приемом «пустотности», наличия незаполненного места на картине, автор позволяет зрителю самому домысливать возможные объекты, вглядываясь в изображение, созданное сочетанием резких и размытых штрихов, пустого и заполненного пространства" (С).
2. Шэнь Чжоу. Годы жизни: 1427–1509
Чтение среди осенней природы

"Продолжая традиции предшественников, Шень Чжоу успешно сочетает в своих работах диагональную композицию — прием Ма Юаня (...) и в то же время вырабатывает свой индивидуальный стиль.
Один из любимых сюжетов китайских художников, писавших пейзажи, — единение человека с природой. На картине, выполненной на бумаге тушью и красками, изображен человек, сидящий боком к зрителю. По некоторым источникам, художник изобразил на этом альбомном листе себя с книгой. Поэтическая надпись в левом углу соответствует созерцательному настроению картины: «Высокие деревья под западным ветром теряют листья. Я расстегнул ворот своей одежды. Я сижу, пропуская мимо себя время. Бездумно поворачиваюсь спиной к осеннему ручью. Я не оканчиваю моего чтения. Мой дух ушел блуждать к небесам, кто может его узнать?» Стихи принадлежат перу художника, который начал заниматься живописью только после 40 лет, а до этого был известным каллиграфом и поэтом" (С).
Из книги: И. Новикова. "Искусство Японии, Китая и Кореи", 2013.
Дерево словно читает вместе с Шэнь Чжоу.
https://valya-15.livejournal.com/941060.html